email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Ю. Е.,

аспирантка БПГУ им. В.М. Шукшина (Бийск)

 

В статье рассматриваются механизмы социализации слепых и слабовидящих, способствующие их самоактуализации.

Механизмы социализации - это процессы, помогающие человеку адаптироваться к окружающей среде. Они существуют как в норме, так и при патологии. К адаптивным механизмам социализации при слепоте и слабовидении относятся самоактуализация, самореализация, поиски смысла жизни. Самоактуализация - это полное использование человеком своих талантов, возможностей и способностей. Большой вклад в изучение данного механизма социализации внес А. Маслоу, выделив пути самоактуализации личности:

·        •«Самоактуализация не означает переживание полное, живое, беззаветное с полной концентрацией и полным вживанием»: как и в норме человек с дефектом зрения мало осознает, что происходит внутри и вокруг него, но наблюдаются моменты высшего осознания и интенсивной! интереса к жизни. Эти моменты А. Маслоу называет самоактуализационными.

·        «Если мыслить жизнь как процесс выбора, то самоактуализация означает возможность решать каждый выбор в пользу роста».

·        «Актуализироваться - значит становиться реальным существом фактически, а не только потенциально».

·        «Честность и принятие ответственности за свои действия в существенные моменты самоактуализации». Для этого нужно искать ответы внутри себя.

· Первые шаги к самоактуализации позволяют развить возможность лучшего жизненного выбора», поэтому мы учимся верить своим суждениям.

·        Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенций, использование своих возможностей и разума.

·        «Пик переживания» - переходный момент в самоактуализации, благодаря которому люди с дефектом зрения чувствуют, думают, действуют более ясно и точно, они больше понимают других, более свободны от внутренних конфликтов и переживаний, более конструктивно используют свою энергию.

·        Обнаружение своих защит и работа по избавлению от них: при слепоте и слабовидении различные методы психологической защиты помогают лучше осознавать, каким образом происходит искажение себя и образа внешнего мира.

Таким образом, самоактуализация слепых и слабовидящих - обучение настраивать свою внутреннюю природу, а это, по мнению Е.Ю. Коржовой, означает, что «нельзя мудро выбирать жизнь, если не сможешь внутренне прислушаться к себе и собственной аморфности в каждый момент жизни»[6].

Самоакгуализирующиеся люди с дефектом зрения способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринимать единство за каузальной сложностью и прочностью жизни. Они склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, так как они экзистенциально вовлечены в свою природу.

Важным элементом самоактуализации при слепоте и слабовидении является метамотивация, которая касается поведения, связанного с ценностями роста. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям. Фрустрация метапотребностей при слепоте и слабовидении вызывает метапатологию, которая может проявляться в бессмысленности или бесцельности жизни. Анализ работ различных психологов позволяет выделить следующие ценности, способствующие самоактуализации личности слепых и слабовидящих: истина, добро, красота, целостность, преодоление духа, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность.

Как и людей с нормальным зрением, самоактуализирующихся инвалидов привлекает более трудная и запутанная проблема, требующая максимально творческих усилий. Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его внутренним миром. Теоретические и эмпирические исследования показали, что высоко самоактуализирующихся личностей с дефектом зрения отличают следующие особенности: активность, самоуважение, самопринятие, спонтанность поведения, автономность.

На этой основе подтвердилось мнение о том, что высоко самоактуализирующиеся люди с дефектом зрения легче и успешнее приспосабливаются к меняющимся условиям окружающей среды и способны активно изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Они понимают и принимают себя, свои достоинства и недостатки, у них выше психическая устойчивость в экстремальных ситуациях, благодаря чему они легко могут найти выход из любой трудной ситуации. У них выше уровень  внутреннего самоконтроля, благодаря чему они легче переносят изменения окружающей среды, так как рассчитывают на свои силы, возможности и способности, а не на внешние обстоятельства.

На этой основе М.В. Коняева выделила общие критерии адаптации слепых и слабовидящих, способствующие их самоактуализации: самостоятельность, независимость, переход от внешнего контроля и управления к самоконтролю.

По ее мнению, низко самоактуализирующиеся личности с дефектом зрения характеризуются низким уровнем адаптации к окружающей среде. Им труднее привыкнуть и приспособиться к изменениям ситуации, они менее адекватно принимают себя и оценивают свое поведение. Личности данного типа более тревожны, часто испытывают нервно-психические нарушения, подвержены стрессам.

Таким образом, поведение человека вдохновляется и регулируется неким мотивом, который К. Роджерс назван тенденцией к актуализации. Этот мотив представляет собой свойственную организму тенденцию развивать свои возможности для того, чтобы развивать и сохранять свою личность.

Не менее важным механизмом социализации слепых и слабовидящих является самореализация. Самореализация - это осознанная, мыслительная когнитивная деятельность, результатом которой является человек, максимально раскрывающий и использующий свой потенциал. Самореализация представляет собой непрерывный процесс развития, имеющий при слепоте и слабовидении сходство с нормой.

Человек, который стремится к максимальному развитию своих способностей, имеющий потребность в самореализации, имеет мотив, побуждающий его к деятельности. Проблема самореализации человека представлена в истории развития философии. Л.А. Цирева (1992) считает, что трактовка самореализации как высшей ценности присутствует в философии упанишад (3 и 1 века до н.э.) и в даосизме (6 и 5 века до н.э.). По мнению Г.К. Чернявской, самореализация - это практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований, черт характера через те или иные сферы деятельности с пользой для себя.

Благодаря самореализации как адаптивному механизму социализации психология слепых может быть сконструирована на уровне суммы отдельных особенностей частных уклонений единичных признаков тех или иных функций. Но эти особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда личность исходит из единого жизненного плана, из лейтлинии жизни слепых и слабовидящих, и определяет мир не только как значение каждой особенности или отдельного признака. Таким образом, лейтлиния жизни в психологии слепых направлена на преодоление дефекта через его социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, через возможность максимально проявить себя в своей деятельности.

Важным элементом самореализации слепых и слабовидящих является жизнетворчество. Процесс собственного жизнетворчества предполагает непрерывную саморегуляцию, которую можно рассматривать как высший уровень регуляции органической системы, отражающий специфику реализуемых его средств отражения.

В самоосуществлении человека с дефектом зрения данная система играет важную роль: с одной стороны, она регулирует весь процесс самореализации, подчиняя его единой смыслообразующей цели, с другой - состоит в том, чтобы все виды деятельности человека максимально способствовали его реализации, обогащению его жизненного опыта, осуществлению его жизненных планов и программ.

В ходе жизнетворчества, осложненного дефектом зрения, могут быть ныделены узловые этапы, являющиеся определенными вехами на жизненном пути человека. Они связаны с поворотными моментами биографии индивида. Грани жизнетворчества незрячих зависят от того, является оно стихийным или осознанным.

Таким образом, жизнь человека с дефектом зрения тем глубже и осмысленнее, чем больше преобладает в ней моментов самореализации. Большое количество литературы посвящено проблеме смысла жизни как одному из важных механизмов социализации слепых и слабовидящих. В современной психологической науке, по мнению Н.А. Логиновой, такие понятия, как «характер», «жизненная направленность», «смысл жизни» можно объединить в понятие «жизненный путь человека».

Жизненный путь - это история формирования, развития личности в определенном обществе. Планирование жизненного пути не происходит без учета естественных сроков жизни, естественной зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Проблема смысла жизни как адаптивного механизма социализации слепых и слабовидящих относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни - психическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Согласно представлениям А. Адлера, смысл жизни правильно или ложно находит отражение во всех проявлениях человека: установках, психических процессах и чертах характера индивида и является истоком его смысла.

Таким образом, несмотря на обилие трактовок, вопрос о смысле жизни в настоящее время остается открытым. При слепоте и слабовидении смысл жизни связан с личностно значимыми ценностями человека, которые выступают в качестве цели деятельности индивида. В ценностной основе смысла жизни заключен неглубокий теоретический феномен, выступающий как жизненно важная эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно сообразна, но и субъективно утверждена, личностно приемлема и признана в качестве таковой. Из этого следует, что смысл жизни является важным атрибутом существования человека. При благоприятной социализации слепых и слабовидящих смысл их жизни возрастает. На этой основе можно сделать вывод о том, что включение человека в значимую деятельность способствует его успешной адаптации в обществе и социализации.

Литература:

1.   Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория само
актуализации [Текст]: учебное пособие/Е.Е. Вахромов. - М., 2001.

2.   Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности: актуальные проблемы исторического материализма [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М., 1986.

3.   Коростылева, Л.А. Самореализация личности: брачно-семейные отношения [Текст] / Л.А. Коростылева. - СПб., 2002.

4.   Леонтьев, ДА. Психология смысла, природа структуры и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М., 1999.

5.      Психология профессий [Текст] / под ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект.-2001.

6.   Психология с человеческим лицом [Текст]: учебное пособие / под ред. Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой. - М.: Российское агентство, 1998.

7.   Фиделин, Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации [Текст] / Дж. Фиделин. - М., 2002г.

8.      Фобии и тревожные ожидания поздно ослепших [Текст]: метод, пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена / Институт реабилитации и профподготовки слепых. - М., 2003.