email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье представлены особенности адаптивных механизмов социализации - самоактуализация, самореализация, стремление к смыслу жизни у слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: реабилитация личности слепых, адаптивные механизмы социализации, слепота и слабовидение, жизненный путь личности.

 

Механизмы социализации - это процессы, помогающие человеку адаптироваться к окружающей среде. Они существуют как в норме, так и при патологии зрения. К адаптивным механизмам социализации при слепоте и слабовидении относятся: самоактуализация, самореализация, стремление к смыслу жизни. Самоактуализация - это новое использование человеком своих талантов, способностей и возможностей. [1]

Большой вклад в изучение данного механизма социализации внес А. Маслоу, выделив пути самоактуализации личности:

1. «Самоактуализация не означает переживание полное, живое, беззаветное с полной концентрацией и полным вживанием». Как и норме, человек с дефектом зрения мало осознает, что происходит внутри и вокруг него, но у него наблюдаются моменты высшего осознания и интенсивного интереса к жизни. Эти моменты А. Маслоу называет самоактуализационными.

2. «Если мылить жизнь как процесс выбора, то самоактуализация означает возможность решать каждый выбор в пользу роста».

3. «Актуализироваться - значит становиться реальным существом фактически, а не только в потенциальности».

4. Честность и принятие ответственности за свои действия существенные моменты самоактуализации. Для этого нужно искать ответы внутри, соприкасаясь со своей внутренней самостоятельностью.

5. Первые шаги по самоактуализации позволяют развить возможность «лучшего жизненного выбора», поэтому мы учимся верить своим суждениям.

6. Самоактуализация - это постоянный процесс развития cвоих потенций, использование своих способностей и разума.

7. «Пик переживания» - переходный момент в самоактулизации, благодаря которому люди с дефектом зрения чувствуют, думают, действуют более ясно и точно, они больше понимают других, более свободны от внутренних конфликтов и тревожности, более конструктивно используют свою энергию.

8. Обнаружение своих защит и работа по избавлению от них, то есть при слепоте и слабовидении необходимо лучше осознать каким образом происходит искажение образа себя и образа внешнего мира с помощью различных методов психологической защиты. [2]

Таким образом, самоактуализация слепых и слабовидящих - обучение самонастраиваться со своей собственной, внутренней природой, а это, по мнению Е.Ю. Коржовой, означает, что «нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не сможешь внутренне прислушаться к себе, к собственной аморфности в каждый момент времени». [3]

Самоактуализирующиеся люди с дефектом зрения способны трансцендировать категории прошлого, настоящего, будущего, добра и зла, воспринимать единство за каузальной сложностью и прочностью жизни. Они склонны считать себя носителями талантов и способностей, так как менее экзистенциально вовлечены в свою природу. Важным элементом самоактуализации слепоте и слабовидении является метамотивация, которая касается поведения, связанного с ценностями. Метамотивация часто принимает форму превращения себя определенным идеалам и целям. Фрустрация метапотребностей при слепоте и слабовидении вызывает метапатологию, которая может проявляться в нездоровье ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Анализируя работы различных психологов, можно выделить следующие характеристики ценностей, способствующие самоактуализации личности слепых и слабовидящих: истина, добро, красота, целостность, преодоление духа, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность.

Как и в норме, самоактуализирующихся инвалидов привлекает более трудная и запутанная проблема, требующая максимально творческих усилий. Когда человек становится интегрированным, тоже происходит с его внутренним миром. Теоретические и эмперические  исследования показали, что высоко самоактуализирующихся личностей с дефектом зрения отличают следующие особенности: активность, самоуважение, самопринятие, спонтанность поведения, автономность.

На этой основе подтвердилось мнение о том, что высоко самоактуаализирующиеся люди с дефектом зрения легче и успешнее приспосабливаются к меняющимся условиям окружающей среды и способны активно изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Они понимают и принимают себя, свои достоинства и недостатки, у них выше психическая устойчивость в экстремальных ситуациях, благодаря чему они легко могут найти выход из любой трудной ситуации. У них выше уровень внутреннего самоконтроля, благодаря чему они легче переносят изменения окружающей среды, так как рассчитывают на свои силы, возможности и способности, а не на внешние обстоятельства. [4]

На этой основе М.В. Коняева выделила общие критерии адаптации слепых и слабовидящих, способствующей их самоактуализации: самостоятельность, независимость, переход от внешнего контроля и управления к самоконтролю. По ее мнению, низко самаактуализирующиеся личности с дефектом зрения характеризуются низким уровнем адаптации к окружающей среде. Им труднее привыкнуть и приспособиться к изменениям ситуации, они менее адекватно принимают себя и оценивают свое поведение.

Личности данного типа более тревожны, часто испытывают нервно-психические напряжения, подвержены стрессам. [5]

Таким образом, все поведение человека вдохновляется и регулируется неким мотивом, который К. Роджерс назвал тенденцией к актуализации. Этот мотив представляет собой свойственную орнганизму тенденцию развивать свои возможности для того, чтобы развивать и сохранять свою личность. [6]

Не менее важным механизмом социализации слепых и видящих является самореализация. Самореализация - это осознанная, мыслительная когнитивная деятельность, результатом которой является человек, максимально раскрывающий и использующий свой потенциал. Самореализация представляет собой непрерывный процесс развития, имеющий сходство с нормой при слепоте и слабовидении. [5]

Человек, который стремится к максимальному развитию своих способностей, имеющий потребность в самореализации, имеет мотив, побуждающий его к деятельности. Проблема самореализации человека представлена в истории развития философии. Цицарева Л.А. (1992) считала, что трактовка самореализации, как Высшей ценности присутствует в философии упанишад (3 и 5 век до н.э.) и в даосизме (6-5 век до н.э.). По мнению Г.К. Чернявской (1992) самореализация - это практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований, черт характера через те или иные сферы деятельности с пользой для себя. [1]

Благодаря самореализации как адаптивному механизму социализации, психология слепых может быть конструирована на уровне суммы отдельных особенностей, частных уклонений, единичных признаков тех или иных функций, но эти особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда личность исходит из единого жизненного плана, из лейтлинии жизни слепых и слабовидящих и определяет мир не только как значение каждой особенности или отдельного признака.

Таким образом, лейтлиния жизни в психологии слепых направлена на преодоление дефекта через его социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, через возможность максимально проявить себя в своей деятельности. [5]

Важным элементом самореализации слепых и слабовидящих является жизнетворчество. Процесс собственного жизнетворчества предполагает непрерывную саморегуляцию, которую можно рассматривать как высший уровень регуляции органической системы, смыслообразующей специфику реализуемых ею средств отражения.

В самоосуществлении человека с дефектом зрения данная система играет двоякую роль: с одной стороны, она регулирует весь процесс самореализации, подчиняя его единой смыслообразующей цели, с другой - состоит в том, чтобы все виды деятельности человека максимально способствовали его реализации, обогащению его жизненного опыта, осуществлению его жизненных планов и программ.

В ходе жизнетворчества, осложненного дефектом зрения, могут быть выделены узловые этапы, являющиеся определенными вехами на жизненном пути человека. Они связаны с поворотными моментами биографии индивида.

Грани жизнетворчества незрячих зависят от того, является ли оно стихийным или сознательным.

Таким образом, жизнь человека с дефектом зрения тем глубже и осмысленнее, чем больше преобладает в ней элементов самореализации. [4]

Большое количество литературы посвящено проблеме смысла жизни как одному из важных механизмов социализации слепых и слабовидящих. В современной психологической науке, по мнению Н.А. Логиновой, такие понятия как «характер», «жизненная направленность», «смысл жизни» можно объединить в понятие «жизненный путь человека».

Жизненный путь - это история формирования развития личности определенном обществе. Планирование жизненного пути не происходит без учета естественных сроков жизни, естественной зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Проблема смысла жизни как адаптивного механизма социализации слепых и слабовидящих относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни — психическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Согласно представлениям А. Адлера, смысл жизни правильно или ложно находит отражение во всех проявлениях человека: установках, психических процессах и чертах характера индивида и является истоком его смысла.

Таким образом, несмотря на обилие трактовок, вопрос о смысле жизни в настоящее время остается открытым. При слепоте и слабовидении смысл жизни связан с личностно значимыми ценностями человека, которые выступают в качестве цели деятельности индивида. В ценностной основе смысла жизни заключен неглубокий теоретический феномен, выступающий как жизненно важная эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно сообразно, но и субъективно утверждена, личностно приемлема признана в качестве таковой.

Из этого следует связь личности и смысла жизни, так как смысл жизни является существенно важным атрибутом жизни человека. При благоприятной социализации слепых и слабовидящих их смысл жизни возрастает. На этой основе можно сделать вывод о том, что включение человека в значимую деятельность способствует его успешной адаптации в обществе и социализации. [7]

Литература:

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: учебное пособие / Е.Е. Вахромов. - М., 2001
  2. Фиделин Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации / Дж. Фиделин. - М., 2002.
  3. Фобии и тревожные ожидания позднослепших: методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена, Институт реабилитации и профилактики слепых. - М, 2003.
  4. Психология профессий / Под ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект,2001.
  5. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой М.: Российское Агентство, 199S.
  6. Коростылева Л.А. Самореализация личности: брачно-семейные отношения / Л.А. Коростылева. - СПб., 2002.
  7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: актуальные проблемы исторического материализма / А.Г. Здравомыслов. - М.