email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Старшие подросткии учащиеся юношеского возраста испытывают состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе.Говоря о таких учащихся, можно отметить, что они являются   социально адаптированными личностями. У них не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, воображение, восприятие, эмоции), их можно назвать психически здоровыми людьми. В своей повседневной учебной ситуации, такие подростки и юноши не вызывают особо острых проблем в процессе обучения, получения положительных оценок на уроках, а также с ними легко и в процессе дружеского и делового общения.

      Для педагогов такие личности являются находкой, ведь на них легко положиться: они исполнительны, доброжелательны, адекватно реагируют на чрезмерно меняющуюся жизненную ситуацию. В статусной иерархии они, обычно, занимают либо лидирующую роль, либо находятся на статусах позитивного плана (предпочитаемые), в результате чего, за ними тянется весь класс. Осуществлять в таком классе руководство учителю достаточно не сложно. Однако, к сожалению, в силу разного рода жизненных обстоятельств, всё больше накладывающих неизгладимый след на формирование психики подрастающего поколения, мы, специалисты педагоги и психологи сталкиваемся с ситуацией, в которой наши учащиеся испытывают массу разнообразных проблем и трудностей психического плана, препятствующих формированию социально адаптированной и зрелой личности, адекватно воспринимающей себя в совокупности со своими особенностями, достоинствами и недостатками. Такие учащиеся требуют особого отношения с нашей стороны, так как именно они могут быть инициаторами различных конфликтных ситуаций, как в значимой референтной группе, так и в классе в целом. При этом, поведение таких детей можно охарактеризовать, как враждебное, тревожное. Им, порой, очень трудно отвечать у доски на вопросы учителя, они отличаются излишней плаксивостью, импульсивностью, негативным отношением к себе, занижением самооценки. Наличие таких учеников в классе – большая проблема для классного руководителя, так как они оттягивают класс назад, не дают ему расти и развиваться, приобретать какие-то значимые жизненные ценности. Почему же возникает подобная ситуация?

Всему виной отсутствие у подрастающего поколения старшеклассников оптимального стиля классного руководства со стороны значимого педагога,позволяющего ребёнку все свои отрицательные психологические переживания переносить со значимой деятельности (математика) на иные виды, благодаря которым возможно неосознаненое снятие у ребёнка состояния тревожности, приводящего к формированию психологического напряжения в целом. К числу таких видов деятельности, направленных на снятие тревожных состояний, относятся уроки изобразительной деятельности, моделирования, конструирования. Именно на подобных уроках учащиеся расслабляются и неосознанно отключаются от своего состояния, а на первый план в их поведении выступает та деятельность, которую он выполняет. Например, своё состояние дети объясняют так: «когда я рисую, я стараюсь изобразить на бумаге мой внутренний мир, мои мечты,фантазии, и от этого мне становится легче жить».Наряду с данной проблемой немаловажное значение имеет и другая, которая сводится к наличию у большинства подростков и юношей проблем внутрисемейного характера, накладывающих неизгладимый след на формирование психики и личности ребёнка в целом.Данная ситуация осложняется тем, что длительное  пребывание ребёнка всложной ситуации, связанной с особенностями установления контакта с родителями,отрицательно сказывается на усвоении предлагаемого педагогами учебного материала, на снижении мотивационной готовности к обучению в школе, на желании учащихся усваивать новые знания. Такие дети подавлены, зажаты, имеют массу разнообразных комплексов неполноценности, что препятствует усвоению предлагаемого учебного материала.Всё это приводит к тому, что   в различных классных коллективах школ наблюдается ситуация подверженности старшеклассников и старших подростков состоянию внутренней тревоги, которое, возникая и развиваясь, негативно сказывается на процессе психического здоровья подрастающего поколения. Данная проблема имеет комплексный характер и её решение зависит от единого и неделимого слаженного воздействия родителей, педагогов и психологов, направленного на её разрешение.

Говоря о наличии такой психологической составляющей личностного развития человека, как тревожность, можно отметить, что проблемы старших подростков и лиц юношеского возраста касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью.

 Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности у старшеклассников происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о переживаемом эмоциональном состоянии старших подростков. Это снизит влияние тревожности на поведение старшеклассников и в значительной мере облегчит пути преодоления стрессовых ситуаций, реальных или надуманных самими же детьми и повысит успешность адаптации личности в социуме не только в стенах школы, но и за её пределами.

С целью оказания всестороннего содействия старшеклассникам в отреагировании своего нервно-психического напряжения, а также снятия негативного воздействия тревожности наих  поведение, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» г. Бийска (Алтайского Края), нами, педагогами и психологом была проведена диагностическая работа, направленная на выявление наличия или отсутствия у старшеклассников тревожности, как основного поведенческого элемента, влияющего на всю жизнь ребёнка, а также и будующего взрослого в целом. Актуальность данного диагностического обследования старшеклассников объясняется тем, что своевременно оказанная помощь со стороны психолога и классного руководителя поможет им иначе относиться к возникающим у них внутренним психологическим переживаниям, приводящим к развитию тревожности. Необходимость оказания своевременной психолого-педагогической поддержки учащихся объясняется и тем, что наличие у старшеклассников ярко выраженной тревожности приводит к разноплановым нарушениям психического склада личности, основным неотъемлемым элементом которого является полная дезадаптация в жизненной ситуации. Исследование тревожности проводилось с десятым классом, как с основным в плане формирования затяжных дезадаптивных психических состояний. Именно находясь в десятом классе, дети, как правила, находятся на промежуточной стадии: они уже сделали свой выбор и пошли учиться в старшие классы, не оставили стены школы и не заменили её на средне-специальное учебное заведение. Однако, их психика наиболее ранима, чем у старших подростков, так как им предстоит сделать особо важный жизненный выбор – поступить в Вуз и состояться в личностном плане, что имеет в своей основе массу разнообразных эмоционально окрашенных переживаний личности человека, находящегося на данной стадии психического и возрастного развития.

Наше диагностическое обследование проводилось по методике  Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, направленной на выявление двух основных видов тревожности: ситуативной, связанной с моделированием старшеклассником тех или иных ситуаций, препятствующих усвоению знаний, осуществлению коммуникативных навыков в среде своих же сверстников, и личностной, влияющей на степень развития личностных свойств и качеств, самооценки и восприятия себя, несмотря на свои особенности, достоинства и недостатки.
В диагностике приняли участие 31 человек. В ходе проведения обработки и интерпритации для наглядности полученные результаты были проанализированы, что помогло нам в дальнейшем выстраивать свою работу именно таким образом, чтобы состояние тревоги у учащихся было отреагировано и не влияло бы на дальнейшую их жизнь в целом. В последующем выявленные показатели уровня тревожности подвергались качественной обработке и интерпритации, что в дальнейшем поможет психологам осуществлять коррекционное воздействие на сильные и слабые личностные стороны старшеклассников, а педагогам станет неплохим подспорьем для использования в своей работе индивидуального подхода к каждому учащемуся. В свою очередь, это поможет снизить уровень дезадаптивного поведения старшеклассников, находящихся на стадии профессионального и личностного становления.
Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать вывод о наличии у большинства учащихся среднего и низкого уровня ситуативной тревожности.
Средний уровень выраженности ситуативной тревожности свидетельствует о том, что отдельные учащиеся подвержены ситуации колебания настроения и своего психологического состояния. Даже если в семье и существует контакт с родителями, таким детям свойственно во всем сомневаться и тщательно перепроверять свои решения и действия. На уроках наличие среднего показателя приводит к тому, что ученики могут волноваться без причины: им кажется, что учитель не так их оценил, что они что-то сделали не так. Однако, если педагог обращает внимание на данные особенности обучаемых, всячески их подхваливает, поддерживает и вселяет уверенность в себе, данное состояние перестает быть первостепенным, а на первый план выступает желание делать всё так, как требует учитель. Например, иногда можно услышать высказывания такого плана: «Я очень люблю свою учительницу по литературе. Она понимает, что я очень переживаю, как я отвечу на уроке. Она меня вызывает к доске, но делает это очень мягко: у нее даже голос звучит как-то завораживающе, он расслабляет меня. В такой ситуации я готова отвечать сколько угодно, чтобы это нравилось моей учительнице».
Низкий уровень ситуативной тревожности свидетельствует о возрастных нормативных показателях. В данную группу вошли именно те дети, у которых в семье гармоничные взаимоотношения с родителями. В таких семьях все возникающие у ребёнка переживания проговариваются с родителями. В такой ситуации возможна выработка совместной стратегии решения тревожащей ребёнка ситуации. Приходя в школу, такие учащиеся не требуют пристального внимания к себе со стороны педагогов, а самостоятельно решают проблемы по мере их поступления.
Наличие низкого уровня тревожности свидетельствует о том, что учащиеся адекватно оценивают себя в различных жизненных ситуациях. У них отсутствует основная глобальная проблема – проблема оценки себя через подражание другому. Они имеют своё собственное мнение, относительно той или иной ситуации. Если даже и возникают у данной группы учащихся тревожные ситуации, связанные с непосредственной оценкой себя в деятельности, они находят силы для того, чтобы совладать с возникшей ситуацией.
Высокого уровня тревожности по степени значимости выявлено не было. Это свидетельствует о том, что в классном коллективе наблюдается благоприятный эмоциональный климат, благодаря которому, у учащихся не возникает желания избегать деятельности, как таковой.
Особый интерес представляет выявление личностной тревожности десятиклассников. Именно личностная тревожность во многом влияет на формирование у подростков и лиц юношеского возрастаосновных патохарактерологических черт, которые препятствуют их дальнейшей адаптации в социуме. Личностная тревожность может проявляться в двух основных планах:
1. Как состояние, которое возникло в той или иной ситуации. Возникновение подобных ситуаций объясняется слабостью основных регуляторных функций психики ребёнка. Например, ребёнок очень впечатлительный. На него оказывают воздействия даже минимальные впечатления, которые он получает от общения с родителями, учителями, друзьями. Любое неверно сказанное слово близкого человека может на долго выбить такого ученика из колеи. Однако, данное состояние легко снимается, так как своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь разрушает прежнее представления учащегося о той или иной жизненной ситуации, в которой и возникло состояние тревоги. В подобной ситуации учитель может в процессе индивидуальной беседы с ребёнком сформировать в его сознании правильное представление как о себе, так и о травмирующей его ситуации. Индивидуальные беседы с учителем имеют для ученика огромное значение, ведь благодаря такой ситуации, он принимает заботу о себе , адекватно реагирует на внимание к себе со стороны педагога, а состояние тревоги перестает быть значимым для него.
2.

Формирование тревожности, как основной черты характера учащихся. Данная проблема имеет стойкий характер и сложно потдается коррекции. Здесь мы имеем дело с формированием затяжных депрессивных состояний учащихся, когда они избегают любой деятельности, в которой требуется проявлять инициативу. Они не поднимают первыми руку для того, чтобы ответить на вопрос учителя, даже если и знают ответ. Поведение такого ученика отличается наличием повышеннойсуетливости, нервозности. Его голос дрожит, когда он отвечает на вопрос учителя, любые проверочные задания, а тем более контрольные работы вызывают стрессовое состояние. При этом, если сравнить два плана возникновения личностной тревожности, можно сделать вывод о том, что если в первом случае в процессе индивидуальной беседы мы можем скорректировать поведение ученика, и стрессового состояния, как такового, может и не возникнуть вовсе, то при наличии тревожных проявлений с преобладанием основных патохарактерологических черт личности ребёнка возможно формирование не только стрессового состояния, как такового с характерными для него элементами (повышенное волнение, покраснение или побледнение кожи лица, шеи, рук, тремор голоса, рук), но и формирование такого негативного состояния, как стресс – ступор. В такой ситуации наши ученики могут забывать всё, что они выучили для ответа на уроке, могут терять сознание, когда учитель внезапно задаёт вопрос. Им очень сложно отвечать стоя около парты, а тем более у доски.
Однако, многие педагогии и не задумываются о подобных состояниях учеников и, порой, не знают, как себя вести. С этой целью нами и проводилось исследование уровня личностной тревожности учащихся, что в последствии поможет педагогам различных школ адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию, так как они будут владеть основной схемой поведения с такого рода учениками.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы. В процессе проведения количественной обработки результатов нами было выявлено три уровня выраженности как ситуативной, так и личностной тревожности, что в последствии позволило выявить процентное соотношение данных показателей.

Так, говоря о ситуативной тревожности данной репрезентативной выборки, можно отметить, что наличие высокого уровня ситуативной тревожности, связанной с чрезмерными нарушениями самооценки и неадекватным восприятием себя, на этой основе, не наблюдается в данной репрезентативной выборке. Это свидетельствует о том, что все испытуемые данного класса адекватно воспринимают и оценивают себя в различных жизненных ситуациях. При этом в классе наблюдается авторитарный стиль общения классного руководителя с учащимися, что и создаёт позитивную основу для полноценного формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. При этом авторитарный стиль руководства классом не включает в себя подавление учащихся. Общение классного руководителя с учениками строится на основе позиции: взрослый – взрослый. Для того, чтобы данная позиция общения приносила пользу, учителю необходимо просто интересоваться мнением учеников, относительно той или иной ситуации. Например, в нашей школе уже давно существует такая тактика общения классного руководителя с детьми, при которой педагог задаёт вопросы ученикам, относительно той или иной ситуации. Так, подготавливая детей к контрольной работе, классный руководитель обязательно задаёт вопрос: ребята, как Вы думаете, мы с Вами справимся с предлагаемыми для решения заданиями? А что нам необходимо сделать для того, чтобы справиться? Возникает своеобразная дискуссия, в ходе которой учитель может самостоятельно корректировать поведение учащихся и снимать, таким образом, имеющиеся у них страхи, относительно того, что можно и не справиться с заданием. В такой ситуации уровень тревожности, как таковой, снижается, а на первый план выступает желание всё сделать правильно и получить положительную оценку.
Средний уровень ситуативной тревожности наблюдается в 22,8% случаев. Наличие данного показателя свидетельствует о том, что именно те учащиеся, у которых ситуативная тревожность имеет среднюю степень выраженности, отличаются колебаниями в настроении и резким изменением самооценки, что двояким образом сказывается на восприятии себя в различных жизненных ситуациях. Так, говоря о настроении, можно отметить, что у них колебания настроения могут быть связаны с чрезмерными нагрузками, с наличием доминирующих и значимых личностных переживаний, со стадией взросления, накладывающей свой отпечаток на картину психических проявлений учащихся данного уровня выраженности ситуативной тревожности. Самооценка же у данной категории учащихся подвержена ситуативному колебанию, которое проявляется в том, что одна и та же ситуация, которую дети переживают каждый день (ответы на уроках у доски, написание контрольных работ и т.д.), может быть ими по-разному воспринята, что как раз и связано с настроением старшеклассника, с его отношением к тому или иному виду деятельности, с наличием в сознании ребёнка ярко выраженному колебанию своего собственного мнения, связанного с наличием в семье дерективного стиля общения в диадах мама – ребёнок и папа – ребёнок.

Такая фиксация именно на проблемах внутри семьи может длительно оказывать негативное действие на формирование личности ребёнка с раннего детства, что и в конечном итоге приводит к разноплановым колебаниям настроения, психологического состояния и самооценки у детей старшего школьного возраста, которые по своему психическому складу уже не являются детьми в полном смысле этого слова, однако, их психика остаётся ранимой, в силу особенностей становления и всестороннего формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Педагогам же при наличии подобного рода проблем необходимо сделать акцент на формировании в сознании ученика адекватного отношения к себе в любой ситуации, связанной с проверкой знаний. Это может быть в виде похвалы, положительной оценки даже не смотря на то, что отвечающий у доски ребёнок чрезмерно волнуется и, в какой-то мере, показывает себя не с лучшей стороны, хотя и Вы, и он сам знаете о том, что данный конкретный ученик может сделать намного больше, чем он предлагает Вам в данной конкретной ситуации.
Таким образом, чем более к данной категории детей будет применим именно индивидуальный подход со стороны учителя, тем более безболезненно и самостоятельно ученик сможет справиться со своей тревогой, возникающей в той или иной жизненной ситуации, а это, в свою очередь, поможет ему стать полноценной личностью, имеющей низкий уровень ситуативной тревожности в целом.
Низкий уровень выраженности ситуативной тревожности в данной репрезентативной выборке наблюдается в 77,4% случаев. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий о том, что большинство детей данного класса не испытывают ситуативно значимых проблем, связанных с тревогой по различным поводам и могут адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации обучения.

Помимо ситуативной, нами была изучена и личностная тревожность, характеризующая уровень личностного отношения к себе, как к школьнику, как к человеку. Нами было выявлено три уровня личностной тревожности: высокий, свидетельствующий о наличии в сознании ребёнка ярко выраженных эмоциональных переживаний, средний уровень, связанный с колебаниями настроения и состояния ребёнка не в конкретной ситуации, а в повседневной жизни в целом, и низкий уровень, характеризующий наличие в сознании учащихся адекватного образа себя, несмотря на разноплановые сложности жизни и яркие эмоциональные моменты.   

Так, высокий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 41,9% случаев. Наличие данного показателя должно настораживать классного руководителя, так как именно ярко выраженная личностная тревожность учащихся препятствует их дальнейшему профессиональному и личностному самоопределению, мешает налаживанию внутригрупповых коллективных взаимоотношений, а также препятствует формированию дружеских симпатий и антипатий, которые в дальнейшей жизни играют неотъемлемую роль в процессе разного рода коллективного взаимодействия уже взрослого человека, вышедшего из стен школ и неумеющего преподать себя окружающим людям именно так, чтобы у них возник интерес к продолжению дальнейшего общения с ним. В данной ситуации целесообразно проведение адаптационных тренингов, тренингов личностного роста и подготовки старшеклассников к жизни в обществе с его радостями и трудностями. Именно в процессе проведения коррекционных занятий проблема внутренней личностной тревожности будет невелирована, а на первом плане по степени значимости для старшеклассника будет адекватное восприятие себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками. В подобной ситуации учитель является, своего рода, катализатором, благодаря которому и при помощи которого возможно отреагирование учениками тревожащего их фактора. Так, эффективными приёмами могут быть следующие: общение с учащимися по принципу «Мы вместе». Сущность данного принципа сводится к тому, что учитель всячески демонстрирует свой повышенный интерес к ученикам, заботу свою о них, готовность выслушать, а также предлагает помощь в принятии совместного решения: «Вот давай мы с тобой вместе сейчас подумаем и решим, как нам поступить..». При этом эффект данного приёма не в том, что учитель будет принимать решение за ребёнка, а в том, что сказанное им слово Мы на самом деле имеет психологический момент, который воспринимается учеником, как полное понимание, сопереживание ему и поддержка со стороны учителя, а это для ребёнка дорогого стоит! В подобной ситуации, опираясь на Совместное решение ситуации, ребёнок ее озвучивает, они вместе с учителем моделируют различные пути ее разрешения, однако, ученик принимает осознанное решение именно сам, хотя думает о том, что решение принято именно вместе с учителем.

Другим немаловажным способом, позволяющим в особо тяжелые моменты на уроках снизить напряжение, является создание педагогом возможности здесь и сейчас отреагировать напряжение и вести далее свой урок. При этом неважно, что именно вызвало ситуацию тревожности у ребенка или у целого класса. Важно, что эта ситуация возникла, и детям необходима разрядка. Для этого много времени не требуется, а поможет в этом случае упражнение: «Прощай, напряжение». Суть данной психолоигческой техники сводится к тому, что детям учитель раздает по листу бумаги и предлагает его как можно крепче смять, сжать: «Ребята, давайте в этот лист вложим всё наше нкапряжение. Я вижу, что Вы устали, но нам еще нужно поработать». Как только листы будут смяты, учитель, считая до трех, говорит: «А теперь давайте отбросим наше напряжение, нашу тревогу! Мы сильные и со всем справимся. Готовы? Начали»! На счет три листы бумаги дети кидают к доске со словами: Прощай, напряжение! Техника помогает быстро мобилизоваться и начать далее работать. Она достаточно проста и не требует длительных временных затрат.
Средний уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 38,7% случаев. Наличие среднего показателя двояко влияет на принятие ребёнком того или иного жизненно важного решения. Именно дети данной категории подвержены чрезмерному обдумыванию и взвешиванию своих действий и поступков. Для них свойственна ситуация, так называемого, «собеседования с близкими», в ходе которого они получают различные советы и могут выбирать из нескольких альтернативных решений. При этом важная особенность таких старшеклассников заключается в том, что в случае неудачи вину за свои действия и поступки они перекладывают на других людей. Данная особенность заметна у ребёнка уже с раннего детства, когда он начинает манипулировать другими и старается не принимать на себя особо значимых ролей в плане ответственности за то или иное дело. При отсутствии своевременной коррекционной работы с данной категорией детей, наличие выше описанных особенностей закрепляется и, уже во взрослом возрасте, мы имеем дело с ярко выраженными акцентуациями характера, которые препятствуют налаживанию дружеских отношений с окружающими, а также сводят до минимума возможность быстрого карьерного роста и развития в профессиональном плане.
В связи с наличием подобной ситуации, учитель, как и родители, можетбыть неплохим собеседником. При этом такого рода беседа отличается от исползования выше описанных приёмов тем, что во главу угла учитель ставит мнение самого ученика: А как ты думаешь? А что необходимо сделать для разрешения ситуации? И так далее. При этом ребёнок может многократно менятьсвои решения, колебаться в правильности выбранного пути разрешения затруднительной ситуации. Всё это многократно проговаривается учителем именно так, как проговорил это же ребёнок: теми же словами, с той же интонацией голоса. Завершающей фразой должна быть такая: Я тебя правильно поняла?. Собеседование такого плана требует временных затрат, однако, если контакт с ребёнком налажен, он уже после разрешения проблемной ситуции, будет Вам, педагогам благодарен за то, что Вы были неплохим собеседником.
Низкий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 16,1% случаев. Это именно та категория детей, которые не испытывают никаких трудностей как в ситуации взаимодействия со значимым окружением, так и со своими учителями в школьной ситуации. Они чётко знают, чего хотят от жизни и уверенно идут вперёд к своей цели.

Несмотря на наличие выше описанных особенностей, характеризующих психическое состояние детей, относящихся к тому или иному уровню ситуативной или личностной тревожности, нами была проведена и качественная аналитическая работа, позволяющая сделать ряд выводов о взаимосвязи самих видов тревожности (ситуативной и личностной) друг с другом у каждого конкретного учащегося. Так, например, можно наблюдать такую ситуацию, когда один и тот же человек имеет низкий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. В данной репрезентативной выборки число таких испытуемых составляет5 человек, что в процентном отношении составляет 16,1% случаев. Также встречается и такая ситуация, при которой у одного и того же испытуемого может быть средней ситуативная тревожность, и высокой личностная. Таких человек в данной репрезентативной выборке 2, что составляет 6,4% случаев. Наблюдается и ситуация, при которой оба вида тревожности: и ситуативная, и личностная, имеют средний уровень выраженности. Таких испытуемых в данной репрезентативной выборке 2, что в процентном соотношении составляет 16,1% случаев.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что всесторонняя психолого-педагогическая помощь детям, нуждающимся в оказании содействия в разрешении своих внутриличностных проблем, должна быть неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения, так как именно совместная работа педагогов и психологов в конечном счёте позволит снизить влияние разноплановых негативных факторов, влияющих на психику ребёнка, что, в свою очередь, послужит пусковым механизмом для повышения уровня успешности адаптации старшеклассников в обществе.