Старшие подростки, а также учащиеся юношеского возраста, испытывающие состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированные личности. У них не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, воображение, восприятие, эмоции), их можно назвать психически здоровыми людьми. В своей повседневной учебной ситуации, такие подростки и представители юношеского возраста не вызывают особо острых проблем в процессе обучения, получения положительных оценок на уроках, а также с ними легко и в процессе дружеского и делового общения. Для педагогов такие личности являются находкой, ведь на них легко положиться: они исполнительны, доброжелательны, адекватно реагируют на чрезмерно меняющуюся жизненную ситуацию. В статусной иерархии они, обычно, занимают либо лидирующую роль, либо находятся на статусах позитивного плана (предпочитаемые), в результате чего, за ними тянется весь класс. Осуществлять в таком классе руководство учителю достаточно не сложно. Однако, к сожалению, в силу разного плана жизненных обстоятельств, всё больше накладывающих неизгладимый след на формирование психики подрастающего поколения, мы сталкиваемся с ситуацией, в которой наши учащиеся испытывают массу разнообразных проблем и трудностей психического плана, препятствующих формированию социально адаптированной и зрелой личности, адекватно воспринимающей себя в совокупности со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Всему виной отсутствие у подрастающего поколения старшеклассников оптимального стиля классного руководства со стороны значимого педагога, а также наличие у большинства проблем внутрисемейного характера, накладывающих неизгладимый след на формирование психики и личности ребёнка в целом. Так, пребывание ребёнка в длительно действующей психотравмирующей ситуации, имеющей в своей основе различную степень тяжести и происхождения, в различных классных коллективах школ наблюдается ситуация подверженности старшеклассников и старших подростков состоянию внутренней тревоги, которое, возникая и развиваясь, негативно сказывается на процессе психического здоровья подрастающего поколения. Данная проблема имеет комплексный характер и её решение зависит от единого и неделимого слаженного воздействия родителей, педагогов и психологов, направленного на её разрешение.
Говоря о наличии такой психологической составляющей личностного развития человека, как тревожность, можно отметить, что проблемы старших подростков и лиц юношеского возраста касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности у старшеклассников происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о переживаемом эмоциональном состоянии старших подростков. Это снизит влияние тревожности на поведение старшеклассников и в значительной мере облегчит пути преодоления стрессовых ситуаций, реальных или надуманных самими же детьми и повысит успешность адаптации личности в социуме не только в стенах школы, но и за её пределами.
С целью оказания всестороннего содействия старшеклассникам в отреагировании своего нервно-психического напряжения, а также снятия негативного воздействия тревожности наих поведение, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» г. Бийска (Алтайского Края), психологом была проведена первичная диагностическая работа, направленная на выявление наличия или отсутствия у старшеклассников тревожности, как основного поведенческого элемента, влияющего на всю жизнь ребёнка, а также и будующего взрослого в целом.
Гипотеза экспериментального констатирующего диагностического исследования сводится к тому, что наличие у старшеклассников ярко выраженной тревожности приводит к разноплановым нарушениям психического склада личности, основным неотъемлемым элементом которого является полная дезадаптация в жизненной ситуации. Исследование тревожности проводилось с десятым классом, как с основным в плане формирования затяжных дезадаптивных психических состояний. Именно находясь в десятом классе, дети, как правила, находятся на промежуточной стадии: они уже сделали свой выбор и пошли учиться в старшие классы, не оставили стены школы и не заменили её на средне-специальное учебное заведение. Однако, их психика наиболее ранима, чем у старших подростков, так как им предстоит сделать особо важный жизненный выбор – поступить в Вуз и состояться в личностном плане, что имеет в своей основе массу разнообразных эмоционально окрашенных переживаний личности человека, находящегося на данной стадии психического и возрастного развития.
Экспериментальное исследование проводилось по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, направленной на выявление двух основных видов тревожности: ситуативной, связанной с моделированием старшеклассником тех или иных ситуаций, препятствующих усвоению знаний, осуществлению коммуникативных навыков в среде своих же сверстников, и личностной, влияющей на степень развития личностных свойств и качеств, самооценки и восприятия себя, несмотря на свои особенности, достоинства и недостатки.
Выборка экспериментального исследования составила 31 человек. В ходе проведения обработки и интерпритации для наглядности полученные результаты были представлены в виде таблиц. В последующем данные таблиц подвергались количественной и качественной обработке и интерпритации, что в дальнейшем поможет психологам осуществлять коррекционное воздействие на сильные и слабые личностные стороны старшеклассников, а педагогам станет неплохим подспорьем для использования в своей работе индивидуального подхода к каждому учащемуся. В свою очередь, это поможет снизить уровень дезадаптивного поведения старшеклассников, находящихся на стадии профессионального и личностного становления.
Таким образом, результаты проводимого диагностического исследования сводятся к выявлению ситуативной и личностной тревожности, представленных в таблицах.
ТАБЛИЦА №1.
Выявление уровня ситуативной тревожности.
Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.
Констатирующий этап,
Класс 10 А.
Номер по порядку
СТ высокая
СТ умеренная
СТ низкая
1
27
2
36
3
18
4
14
5
33
6
20
7
35
8
16
9
33
10
36
11
25
12
28
13
26
14
38
15
14
16
10
17
18
18
25
19
19
20
22
21
29
22
33
23
24
24
14
25
25
26
22
27
20
28
29
29
24
30
14
31
26
Таким образом, на основании результатов таблицы, можно сделать вывод о наличии у большинства респондентов среднего и низкого уровня ситуативной тревожности. Высокого уровня по степени значимости выявлено не было.
Особый интерес представляет выявление личностной тревожности десятиклассников.
ТАБЛИЦА №1.
Выявление уровня личностной тревожности.
Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.
Констатирующий этап,
Класс 10 А.
Номер по порядку
ЛТ высокая
ЛТ умеренная
ЛТ низкая
1
14
2
47
3
28
4
35
5
57
6
56
7
57
8
42
9
52
10
23
11
58
12
41
13
58
14
65
15
37
16
26
17
42
18
56
19
37
20
42
21
46
22
51
23
46
24
29
25
43
26
39
27
30
28
56
29
40
30
38
31
31
Таким образом, в процессе обработки результаты подвергались количественному и качественному анализу. Выборка испытуемых составила 31 человек – это учащиеся 10 класса. При этом в процессе проведения количественной обработки результатов нами было выявлено три уровня выраженности как ситуативной, так и личностной тревожности, что в последствии позволило выявить процентное соотношение данных показателей.
Так, говоря о ситуативной тревожности данной репрезентативной выборки, можно отметить, что наличие высокого уровня ситуативной тревожности, связанной с чрезмерными нарушениями самооценки и неадекватным восприятием себя, на этой основе, не наблюдается в данной репрезентативной выборке. Это свидетельствует о том, что все испытуемые данного класса адекватно воспринимают и оценивают себя в различных жизненных ситуациях. При этом в классе наблюдается авторитарный стиль общения классного руководителя с учащимися, что и создаёт позитивную основу для полноценного формирования образа себя в различных жизненных ситуациях.
Средний уровень ситуативной тревожности наблюдается в 22,8% случаев. Наличие данного показателя свидетельствует о том, что именно те респонденты, у которых ситуативная тревожность имеет среднюю степень выраженности, отличаются колебаниями в настроении и резким изменением самооценки, что двояким образом сказывается на восприятии себя в различных жизненных ситуациях. Так, говоря о настроении, можно отметить, что у данной группы респондентов колебания настроения могут быть связаны с чрезмерными нагрузками, с наличием доминирующих и значимых личностных переживаний, со стадией взросления, накладывающей свой отпечаток на картину психических проявлений учащихся данного уровня выраженности ситуативной тревожности. Самооценка же у данной категории учащихся подвержена ситуативному колебанию, которое проявляется в том, что одна и та же ситуация, которую дети переживают каждый день (ответы на уроках у доски, написание контрольных работ и т.д.), может быть ими по-разному воспринята, что как раз и связано с настроением старшеклассника, с его отношением к тому или иному виду деятельности, с наличием в сознании ребёнка ярко выраженному колебанию своего собственного мнения, связанного с наличием в семье дерективного стиля общения в диадах мама – ребёнок и папа – ребёнок.
Такая фиксация именно на проблемах внутри семьи может длительно оказывать негативное действие на формирование личности ребёнка с раннего детства, что и в конечном итоге приводит к разноплановым колебаниям настроения, психологического состояния и самооценки у детей старшего школьного возраста, которые по своему психическому складу уже не являются детьми в полном смысле этого слова, однако, их психика остаётся ранимой, в силу особенностей становления и всестороннего формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Педагогам же при наличии подобного рода проблем необходимо сделать акцент на формировании в сознании ученика адекватного отношения к себе в любой ситуации, связанной с проверкой знаний. Это может быть в виде похвалы, положительной оценки даже не смотря на то, что отвечающий у доски ребёнок чрезмерно волнуется и, в какой-то мере, показывает себя не с лучшей стороны, хотя и Вы, и он сам знаете о том, что данный конкретный ученик может сделать намного больше, чем он предлагает Вам в данной конкретной ситуации.
Таким образом, чем более к данной категории детей будет применим именно индивидуальный подход со стороны учителя, тем более безболезненно и самостоятельно ученик сможет справиться со своей тревогой, возникающей в той или иной жизненной ситуации, а это, в свою очередь, поможет ему стать полноценной личностью, имеющей низкий уровень ситуативной тревожности в целом.
Низкий уровень выраженности ситуативной тревожности в данной репрезентативной выборке наблюдается в 77,4% случаев. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий о том, что большинство детей данного класса не испытывают ситуативно значимых проблем, связанных с тревогой по различным поводам и могут адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации обучения.
Помимо ситуативной, нами была изучена и личностная тревожность, характеризующая уровень личностного отношения к себе, как к школьнику, как к человеку. Нами было выявлено три уровня личностной тревожности: высокий, свидетельствующий о наличии в сознании ребёнка ярко выраженных эмоциональных переживаний, средний уровень, связанный с колебаниями настроения и состояния ребёнка не в конкретной ситуации, а в повседневной жизни в целом, и низкий уровень, характеризующий наличие в сознании учащихся адекватного образа себя, несмотря на разноплановые сложности жизни и яркие эмоциональные моменты.
ТакЮ, высокий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 41,9% случаев. Наличие данного показателя должно настораживать классного руководителя, так как именно ярко выраженная личностная тревожность учащихся препятствует их дальнейшему профессиональномцу и личностному самоопределению, мешает налаживанию внутригрупповых коллективных взаимоотношений, а также препятствует формированию дружеских симпатий и антипатий, которые в дальнейшей жизни играют неотъемлемую роль в процессе разного рода коллективного взаимодействия уже взрослого человека, вышедшего из стен школ и неумеющего преподать себя окружающим людям именно так, чтобы у них возник интерес к продолжению дальнейшего общения с ним. В данной ситуации целесообразно проведение адаптационных тренингов, тренингов личностного роста и подготовки старшеклассников к жизни в обществе с его радостями и трудностями. Именно в процессе проведения коррекционных занятий проблема внутренней личностной тревожности будет невелирована, а на первом плане по степени значимости для старшеклассника будет адекватное восприятие себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Средний уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 38,7% случаев. Наличие среднего показателя двояко влияет на принятие ребёнком того или иного жизненно важного решения. Именно дети данной категории подвержены чрезмерному обдумыванию и взвешиванию своих действий и поступков. Для них свойственна ситуация, так называемого, «собеседования с близкими», в ходе которого они получают различные советы и могут выбирать из нескольких альтернативных решений. При этом важная особенность таких старшеклассников заключается в том, что в случае неудачи вину за свои действия и поступки они перекладывают на других людей. Данная особенность заметна у ребёнка уже с раннего детства, когда он начинает манипулировать другими и старается не принимать на себя особо значимых ролей в плане ответственности за то или иное дело. При отсутствии своевременной коррекционной работы с данной категорией детей, наличие выше описанных особенностей закрепляется и, уже во взрослом возрасте, мы имеем дело с ярко выраженными акцентуациями характера, которые препятствуют налаживанию дружеских отношений с окружающих, а также сводят до минимума возможсость быстрого карьерного роста и развития в профессиональном плане.
Низкий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 16,1% случаев. Это именно та категория детей, которые не испытывают никаких трудностей как в ситуации взаимодействия со значимым окружением, так и со своими учителями в школьной ситуации. Они чётко знают, чего хотят от жизни и уверенно идут вперёд к своей цели.
Несмотря на наличие выше описанных особенностей, характеризующих психическое состояние детей, относящихся к тому или иному уровню ситуативной или личностной тревожности, нами была проведена и качественная аналитическая работа, позволяющая сделать ряд выводов о взаимосвязи самих видов тревожности (ситуативной и личностной) друг с другом у каждого конкретного испытуемого. Так, например, можно наблюдать такую ситуацию, когда один и тот же человек имеет низкий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. В данной репрезентативной выборки число таких испытуемых составляет5 человек, что в процентном отношении составляет 16,1% случаев. Также встречается и такая ситуация, при которой у одного и того же испытуемого может быть средней ситуативная тревожность, и высокой личностная. Таких человек в данной репрезентативной выборке 2, что составляет 6,4% случаев. Наблюдается и ситуация, при которой оба вида тревожности: и ситуативная, и личностная, имеют средний уровень выраженности. Таких испытуемых в данной репрезентативной выборке 2, что в процентном соотношении составляет 16,1% случаев.
Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что всесторонняя психолого-педагогическая помощь детям, нуждающимся в роказании содействия в разрешении своих внутриличностных проблем, должна быть неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения, так как именно совместная работа педагогов и психологов в конечном счёте позволит снизить влияние разноплановых негативных факторов, влияющих на психику ребёнка, что, в свою очередь, послужит пусковым механизмом для повышения уровня успешности адаптации старшеклассников в обществе.