Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты работы Краевой инклюзивной площадки, созданной на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева». Психологом показаны основные механизмы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся сОВЗ.
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа - для всех», обязывает всю систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), детей-инвалидов.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.
Основные принципы инклюзивногообразования:
■ по отношению к ребенку с ОВЗ - обучающемуся общеобразова- тельногоучреждения:
балансакадемическихзнаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
■ по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ - обучающимся инклюзивного класса:
триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
■ по отношению к педагогу-учителю инклюзивного класса:
принятие и учет различий, индивидуального своеобразия
обучающихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
■ по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивноеобразованиедетейсОВЗ:
адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психологопедагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;
■ поотношениюксистемеобразования города в целом:
оптимизация ресурсов городской системы образования (материальнотехнических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности [3]. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «МБОУ C0LLI №40 имени Вячеслава Токарева» г.Бийска Алтайского Края определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы посозданиюмоделиинклюзивногообразованиядетей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы, В ходе работы по созданию Программы развития школы особое внимание было уделено разработке подпрограммы «Доступная среда». Целью подпрограммы является создание условий для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева». Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач:
1. Разработать нормативно-правовую и программно-методическую базуинклюзивногообразования;
2. Сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная среда»;
3. Обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
4. Создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
5. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей ограниченными возможностямиздоровья.
Предпосылки для создания на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского края для внедрения в практику опыта создания инклюзивной площадки по работе с детьми с ОВЗ, их родителями, как непосредственными помощниками, и педагогами, осуществляющими процесс обучения и адаптации детей с ОВЗ, объясняются, прежде всего тем, что на базе нашего образовательного учреждения создана атмосфера добра, милосердия, терпимости. У нас имеется положительный опыт работы с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, так как изначально в нашей школе обучались дети с ОВЗ с сохранным интеллектом, способные усваивать учебный материал и адаптироваться в обществе нормально развивающихся сверстников. Отработанная в школе программа воспитательной работы позволила свести к минимуму наиболее сущностные ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. В ходе подготовительного этапа было получено одобрение участия школы в федеральной программе «Доступная среда» всех субъектов образовательного процесса. Нам удалось развеять представления, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий, о том, что развитие детей с ОВЗ может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.
В рамках организационного этапа особое внимание уделялось формированию нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в школе разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. В настоящее время разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ.
В связи с имеющимся опытом работы с детьми с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект, на базе нашего образовательного учреждения была открыта Краевая инклюзивная площадка по работе не только с детьми с ОВЗ с сохранным интеллектом, но и с детьми, испытывающими значительные трудности в обучении и развитии. Прежде всего, речь идёт о детях, имеющих различные сочетательные физические дефекты, осложнённые органическими поражениями центральной нервной системы. Обучение и адаптация таких детей в социуме затруднены, так как на первый план в картине психических поведенческих проявлений такого ребёнка выступает сам дефект с его негативными особенностями, отрицательно влияющими на психику в целом. Такие дети обучаются на дому по особой специально адаптированной образовательной программе.
Помимо этого, особое внимание уделяется и детям, находящимся на более низкой стадии адаптации в социуме и имеющим тяжёлые нарушения интеллектуальной сферы. Сложности таких детей объясняются разного рода психопатологическими поведенческими нарушениями (агрессия, аутоагрессия, невозможность понимания происходящей жизненной ситуации). До настоящего времени такие дети считались необучаемыми, однако, на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского Края созданы условия для их обучения. В практику работы Краевой инклюзивной площадки внедрена, так называемая, семейная форма обучения, в рамках которой непосредственное воздействие на сильные сохранные и слабые особенности психики ребёнка оказывают родители. Это объясняется тем, что именно родители хорошо знают особенности развития своего ребёнка и под непосредственным руководством педагога могут самостоятельно контролировать процесс обучения и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Прежде, чем внедрить в практику работы Краевой инклюзивной площадки надомную и семейную форму обучения, наши педагоги прошли курсы повышения квалификации по специальной психологии и коррекционной педагогике, направленность которых связана с изучением особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и с формированием в сознании педагогов понимания тех или иных особенностей поведенческого реагирования, обучающихся с ОВЗ. Психологами было проведено комплексное углубленное диагностическое обследование педагогического коллектива, связанное с выявлением именно тех педагогов, которые по своему психическому складу не будут испытывать затруднений в работе с детьми с ОВЗ, имеющими сочетательную патологию психического развития. Нами, психологами была отобрана инициативная группа таких педагогов, с которыми проводятся еженедельные индивидуальные психологические консультации и групповые тренинговые занятия, направленные на отреагирование педагогами своего собственного нервно-психического напряжения, обусловленного нестандартной ситуацией работы. Именно такая корреги- рующая помощь квалифицированных психологов помогает избегать эмоциональных перегрузов наших педагогов, приводящих к формированию синдрома эмоционального выгорания.
Особое место в работе Краевой инклюзивной площадки на базе нашего образовательного учреждения уделяется работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Это объясняется тем, что именно родители являются, так называемым, слабым уязвимым звеном, от которого зависит успешность адаптации ребёнка с ОВ в социуме. Не для кого не секрет, что родители, воспитывающие детей с ОВ находятся в пограничном психологическом состоянии. Они не являются патологически больными в психологическом плане, но находятся на стадии повышенной готовности к развитию психопатологии от постоянного пребывания в психотравмирующей жизненной ситуации. Чаще всего, таким родителям оказывается индивидуальная консультативная помощь. При этом, мы проводим консультации как непосредственно, когда мама ребёнка приходит на очную консультацию, так и опосредовано при помощи телефонного консультирования и проведения удалённых консультаций по skype. Помимо индивидуальных консультаций, на базе МБОУ «C0UJ №40 имени Вячеслава Токарева» проводятся и групповые тренинги с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Прежде всего, это тренинги, связанные с невилированием разного рода негативных установок, отрицательно влияющих на процесс врастания ребёнка с ОВЗ в общество нормально развивающихся сверстников.
Не менее важным этапом работы Краевой инклюзивной площадки является проведение психолого-педагогических консилиумов, в рамках которых стало возможным выявление стратегии внутрисемейного взаимодействия в диаде мама - ребёнок с ОВЗ. Необходимость реализации подобного этапа объясняется тем, что именно в семье происходит закладка всех поведенческих особенностей, а также формирование у ребёнка установок на преодоление особенностей своего физического дефекта. От установок зависят и компенсаторные особенности ребёнка с ОВЗ, оказывающие огромное влияние на процесс обучения. Именно в процессе проведения психологопедагогического консилиума формируется портрет семьи. Педагогами фиксируются основныезапросы родителей кобучению и развитию своих детей, а психологами выявляются сильные и слабые стороны реагирования родителей на особенности психолого-педагогического воздействия. Так, например, в ходе проведения психолого-педагогического консилиума возможен учёт индивидуально-типологических черт и качеств личности. Это объясняется тем, что по интонационному рисунку речи, по невербальным сигналам, которые дают нам родители (мимика, жесты, взгляд), по особенностям дыхания и темпоритмическому рисунку речи можно отследить психологическое состояние родителей и их готовность к сотрудничеству с педагогами и психологами школы.
Огромное значение имеет и работа с детьми с ОВЗ. Если ребёнок обучается в школе, педагогами и психологами реализуются на практике различные коррекционно-развивающие программы, учитывающие индивидуальные возможности данной целевой аудитории. Так, например, с подростками с ОВЗ, реализуется авторская программа «Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях образовательного процесса». Данная работа способствует невилированию комплексов неполноценности, обусловленных негативным влиянием дефекта на сильные и слабые стороны психики обучающихся. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе по 6-8 человек, в зависимости от сложности ситуации и уровня психологической готовности обучающихся к взаимодействию в группе.
С выпускниками школы (9-11 классов), имеющих те или иные физические дефекты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по авторской программе психолога «На пути к профессии». Целью проводимой работы является формирование у обучающихся образа себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации профессионального и личностного самоопределения. Программа рассчитана на индивидуальную и групповую проработку проблем обучающихся и включает в себя два основных блока занятий: первый блок - занятия телесно-ориентированного плана. Такая работа проводится индивидуально с каждым ребёнком в кабинете психологической разгрузки. В процессе проведения телесно-ориентированных занятий, подростки обучаются разноплановым техникам расслабления и совладания со своим состоянием. У них формируются регуляторные механизмы развития психики, позволяющие им адекватно реагировать на все происходящие изменения в жизненной ситуации и своевременно приспосабливаться к происходящим изменениям. Второй блок программы профориентационный. Он связан с непосредственным формированием образа себя у подростков с ОВЗ в различных жизненных ситуациях. Необходимость проведения подобных коррекционных занятий объясняется тем, что подростку с ОВЗ намного труднее принять себя и особенности своего физического дефекта, так как первичными в картине психических поведенческих проявлений являются различные нарушения схемы своего тела, когда сам человек воспринимает себя через дефект. Такая позиция: «Я и моей дефект» отрицательно сказывается на формировании образа себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации профессионального и личностного самоопределения.
Осуществляя свою психолого-педагогическую деятельность в рамках работы Краевой инклюзивной площадки, мы. Педагоги и психологи, ориентируемся на результативность своей работы. Прежде всего, оказывая помощь тому или иному обучающемуся сОВЗ,мыучитываемсильные и слабые стороны психики ребёнка, постоянно отслеживаем динамику психического развития и уровня успешности адаптации в социуме. За время работы нашей площадки мы имеем неплохие результаты, так как дети, которые получили квалифицированную психолого-педагогическую помощь, становятся самодостаточными и успешными во всехделах своих и начинаниях.
Списоклитературы:
1. Алехина, С. В., Алексеева, М. Н., Агафона, Е. Л. Г отовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. -М., 2011 Г.
2. Библиографическое описание: Михальченко, К. А. Инклюзивное образование-проблемы и пути решения [Текст]/К. А. Михальченко//Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г.), — СПб.: Реноме, 2012г.
3. Гусева, С. В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации [Электронный ресурс] /С. В. Г /сева. -
4. Инклюзивное образование. Выпуск 1. -С. В. Алёхина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина-М.: Центр «Школьная книга», 2010г.
Медведев, Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010г.