email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты работы Краевой инклюзивной площадки, созданной на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева». Психологом показаны основные механизмы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся сОВЗ.

В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа - для всех», обязывает всю систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), детей-инвалидов.

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

Основные принципы инклюзивногообразования:

■          по отношению к ребенку с ОВЗ - обучающемуся общеобразова- тельногоучреждения:

балансакадемическихзнаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

■          по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ - обучающимся инклюзивного класса:

триединство ориентиров - на высокое качество освоения обще­образовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);

■          по отношению к педагогу-учителю инклюзивного класса:

принятие и учет различий, индивидуального своеобразия

обучающихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;

■          по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивноеобразованиедетейсОВЗ:

адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого­педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации;

■          поотношениюксистемеобразования города в целом:

оптимизация ресурсов городской системы образования (материально­технических, нормативно-методических, финансово-экономических, организационных) по созданию базовых общеобразовательных учреждений для реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ вблизи места жительства; поддержка инноваций в инклюзивном образовании; повышение психолого-педагогической культуры педагогического сообщества и общественности [3]. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразователь­ном учреждении «МБОУ C0LLI №40 имени Вячеслава Токарева» г.Бийска Алтайского Края определяет актуальность и обоснованность разработки и реализации программы посозданиюмоделиинклюзивногообразованиядетей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы, В ходе работы по созданию Программы развития школы особое внимание было уделено разработке подпрограммы «Доступная среда». Целью подпрограммы является создание условий для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева». Достижение цели осуществляется в ходе поэтапного решения следующих задач:

1.         Разработать нормативно-правовую и программно-методическую базуинклюзивногообразования;

2.        Сформировать систему мониторинга эффективности реализации программы «Доступная среда»;

3.         Обеспечить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

4.         Создать условия, способствующие освоению детьми с ограничен­ными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

5.         Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей ограниченными возможностямиздоровья.

Предпосылки для создания на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского края для внедрения в практику опыта создания инклюзивной площадки по работе с детьми с ОВЗ, их родителями, как непосредственными помощниками, и педагогами, осуществляющими процесс обучения и адаптации детей с ОВЗ, объясняются, прежде всего тем, что на базе нашего образовательного учреждения создана атмосфера добра, милосердия, терпимости. У нас имеется положительный опыт работы с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья, так как изначально в нашей школе обучались дети с ОВЗ с сохранным интеллектом, способные усваивать учебный материал и адаптироваться в обществе нормально развивающихся сверстников. Отработанная в школе программа воспитательной работы позволила свести к минимуму наиболее сущностные ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. В ходе подготовительного этапа было получено одобрение участия школы в федеральной программе «Доступная среда» всех субъектов образовательного процесса. Нам удалось развеять представления, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий, о том, что развитие детей с ОВЗ может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

В рамках организационного этапа особое внимание уделялось формированию нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в школе разработана в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. В настоящее время разработаны и обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Большие полномочия по созданию нормативно-правовой базы инклюзивного образования с учетом региональной специфики, особенностей и традиций принадлежат субъектам РФ.

В связи с имеющимся опытом работы с детьми с ОВЗ, имеющих сохранный интеллект, на базе нашего образовательного учреждения была открыта Краевая инклюзивная площадка по работе не только с детьми с ОВЗ с сохранным интеллектом, но и с детьми, испытывающими значительные трудности в обучении и развитии. Прежде всего, речь идёт о детях, имеющих различные сочетательные физические дефекты, осложнённые органическими поражениями центральной нервной системы. Обучение и адаптация таких детей в социуме затруднены, так как на первый план в картине психических поведенческих проявлений такого ребёнка выступает сам дефект с его негативными особенностями, отрицательно влияющими на психику в целом. Такие дети обучаются на дому по особой специально адаптированной образовательной программе.

Помимо этого, особое внимание уделяется и детям, находящимся на более низкой стадии адаптации в социуме и имеющим тяжёлые нарушения интеллектуальной сферы. Сложности таких детей объясняются разного рода психопатологическими поведенческими нарушениями (агрессия, аутоагрес­сия, невозможность понимания происходящей жизненной ситуации). До настоящего времени такие дети считались необучаемыми, однако, на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского Края созданы условия для их обучения. В практику работы Краевой инклюзивной площадки внедрена, так называемая, семейная форма обучения, в рамках которой непосредственное воздействие на сильные сохранные и слабые особенности психики ребёнка оказывают родители. Это объясняется тем, что именно родители хорошо знают особенности развития своего ребёнка и под непосредственным руководством педагога могут самостоятельно контролировать процесс обучения и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Прежде, чем внедрить в практику работы Краевой инклюзивной площадки надомную и семейную форму обучения, наши педагоги прошли курсы повышения квалификации по специальной психологии и коррекционной педагогике, направленность которых связана с изучением особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и с формированием в сознании педагогов понимания тех или иных особенностей поведенческого реагирования, обучающихся с ОВЗ. Психологами было проведено комплексное углубленное диагностическое обследование педагогического коллектива, связанное с выявлением именно тех педагогов, которые по своему психическому складу не будут испытывать затруднений в работе с детьми с ОВЗ, имеющими сочетательную патологию психического развития. Нами, психологами была отобрана инициативная группа таких педагогов, с которыми проводятся еженедельные индивидуальные психологические консультации и групповые тренинговые занятия, направленные на отреагирование педагогами своего собственного нервно-психического напряжения, обусловленного нестандартной ситуацией работы. Именно такая корреги- рующая помощь квалифицированных психологов помогает избегать эмоциональных перегрузов наших педагогов, приводящих к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Особое место в работе Краевой инклюзивной площадки на базе нашего образовательного учреждения уделяется работе с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Это объясняется тем, что именно родители являются, так называемым, слабым уязвимым звеном, от которого зависит успешность адаптации ребёнка с ОВ в социуме. Не для кого не секрет, что родители, воспитывающие детей с ОВ находятся в пограничном психологическом состоянии. Они не являются патологически больными в психологическом плане, но находятся на стадии повышенной готовности к развитию психопатологии от постоянного пребывания в психотравмирующей жизненной ситуации. Чаще всего, таким родителям оказывается индивидуальная консультативная помощь. При этом, мы проводим консультации как непосредственно, когда мама ребёнка приходит на очную консультацию, так и опосредовано при помощи телефонного консульти­рования и проведения удалённых консультаций по skype. Помимо индивидуальных консультаций, на базе МБОУ «C0UJ №40 имени Вячеслава Токарева» проводятся и групповые тренинги с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Прежде всего, это тренинги, связанные с невилированием разного рода негативных установок, отрицательно влияющих на процесс врастания ребёнка с ОВЗ в общество нормально развивающихся сверстников.

Не менее важным этапом работы Краевой инклюзивной площадки является проведение психолого-педагогических консилиумов, в рамках которых стало возможным выявление стратегии внутрисемейного взаимодействия в диаде мама - ребёнок с ОВЗ. Необходимость реализации подобного этапа объясняется тем, что именно в семье происходит закладка всех поведенческих особенностей, а также формирование у ребёнка установок на преодоление особенностей своего физического дефекта. От установок зависят и компенсаторные особенности ребёнка с ОВЗ, оказывающие огромное влияние на процесс обучения. Именно в процессе проведения психолого­педагогического консилиума формируется портрет семьи. Педагогами фиксируются основныезапросы родителей кобучению и развитию своих детей, а психологами выявляются сильные и слабые стороны реагирования родителей на особенности психолого-педагогического воздействия. Так, например, в ходе проведения психолого-педагогического консилиума возможен учёт индивидуально-типологических черт и качеств личности. Это объясняется тем, что по интонационному рисунку речи, по невербальным сигналам, которые дают нам родители (мимика, жесты, взгляд), по особенностям дыхания и темпоритмическому рисунку речи можно отследить психологическое состояние родителей и их готовность к сотрудничеству с педагогами и психологами школы.

Огромное значение имеет и работа с детьми с ОВЗ. Если ребёнок обучается в школе, педагогами и психологами реализуются на практике различные коррекционно-развивающие программы, учитывающие индивидуальные возможности данной целевой аудитории. Так, например, с подростками с ОВЗ, реализуется авторская программа «Программа комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях образовательного процесса». Данная работа способствует невилированию комплексов неполноценности, обусловленных негативным влиянием дефекта на сильные и слабые стороны психики обучающихся. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе по 6-8 человек, в зависимости от сложности ситуации и уровня психологической готовности обучающихся к взаимодействию в группе.

С выпускниками школы (9-11 классов), имеющих те или иные физические дефекты, проводятся коррекционно-развивающие занятия по авторской программе психолога «На пути к профессии». Целью проводимой работы является формирование у обучающихся образа себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации профессионального и личностного самоопределения. Программа рассчитана на индивидуальную и групповую проработку проблем обучающихся и включает в себя два основных блока занятий: первый блок - занятия телесно-ориентированного плана. Такая работа проводится индивидуально с каждым ребёнком в кабинете психологической разгрузки. В процессе проведения телесно-ориентированных занятий, подростки обучаются разноплановым техникам расслабления и совладания со своим состоянием. У них формируются регуляторные механизмы развития психики, позволяющие им адекватно реагировать на все происходящие изменения в жизненной ситуации и своевременно приспосабливаться к происходящим изменениям. Второй блок программы профориентационный. Он связан с непосредственным формированием образа себя у подростков с ОВЗ в различных жизненных ситуациях. Необходимость проведения подобных коррекционных занятий объясняется тем, что подростку с ОВЗ намного труднее принять себя и особенности своего физического дефекта, так как первичными в картине психических поведенческих проявлений являются различные нарушения схемы своего тела, когда сам человек воспринимает себя через дефект. Такая позиция: «Я и моей дефект» отрицательно сказывается на формировании образа себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации профессионального и личностного самоопределения.

Осуществляя свою психолого-педагогическую деятельность в рамках работы Краевой инклюзивной площадки, мы. Педагоги и психологи, ориентируемся на результативность своей работы. Прежде всего, оказывая помощь тому или иному обучающемуся сОВЗ,мыучитываемсильные и слабые стороны психики ребёнка, постоянно отслеживаем динамику психического развития и уровня успешности адаптации в социуме. За время работы нашей площадки мы имеем неплохие результаты, так как дети, которые получили квалифицированную психолого-педагогическую помощь, становятся самодостаточными и успешными во всехделах своих и начинаниях.

Списоклитературы:

1.        Алехина, С. В., Алексеева, М. Н., Агафона, Е. Л. Г отовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. -М., 2011 Г.

2.         Библиографическое описание: Михальченко, К. А. Инклюзивное образование-проблемы и пути решения [Текст]/К. А. Михальченко//Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012г.), — СПб.: Реноме, 2012г.

3.         Гусева, С. В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации [Электронный ресурс] /С. В. Г /сева. - 

4.         Инклюзивное образование. Выпуск 1. -С. В. Алёхина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина-М.: Центр «Школьная книга», 2010г.

Медведев, Д. А. Наша новая школа. Национальная образователь­ная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010г.