Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии БПГУ
В тифлопсихологии немаловажную роль играет использование метода наблюдения в психологических исследованиях личности, поведения и межличностных отношений слепых и слабовидящих людей.
Актуальность проведения наблюдения объясняется наличием негативных особенностей личности и поведения у слепых и слабовидящих людей, обусловленных дефектом зрения. В результате возникновения сенсорной депривации у человека возникает стресс, который тем или иным образом сказывается на его поведении, межличностных отношениях. Поэтому, проведение метода наблюдения в диагностических целях позволяет наиболее безболезненно выявить негативные особенности слепых и слабовидящих людей, препятствующие их адаптации в обществе.
Цель экспериментального исследования стало выявление особенностей поведения, межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.
База экспериментального исследования: Центр реабилитации слепых г. Бийска, БПГУ им. В.М. Шукшина.
Выборка испытуемых состояла из 2 групп: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 23-30 лет. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 96 человек.
Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.
Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения.
Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности. Особенности межличностного взаимодействия фиксировались на диктофон. Информация с диктофона обрабатывалась по следующим выделенным нами критериям, составленными на основе вопросов включенных в методику экспрессивной оценки.
Параметры обработки результатов наблюдения:
- Дополняет ли испытуемый содержание своих слов при общении с собеседником другими средствами.
- Понимает ли испытуемый эмоции собеседника по интонации его голоса и какие эмоции с какой интонацией у него ассоциируются.
- Может ли он найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств другим людям: любви, ненависти, радости.
- Умеет ли испытуемый понимать значение слов собеседника: проявление симпатии, интереса, отвлечения внимания? Что помогает понять?
- Бывают ли у испытуемого лишние слова, когда он пытается выразить свои мысли и чувства окружающим.
- Умеет ли он сдерживать проявления своих отрицательных эмоций и отношений к окружающим людям при общении?
- Реагирует ли испытуемый при общении на изменение голоса собеседника, на проявлении иронии, волнения.
- Чувствует ли испытуемый, что поведение собеседника не соответствует тому, о чем он говорит. В чем это выражается?
- Умеет ли испытуемый по выражению голоса собеседника понимать проявление его внимания к вам?
- Может ли испытуемый управлять интонацией и выражением голоса в конфликтной ситуации?
- Отличается ли его голос выразительностью и помогает ли это вам в общении?
- Что может оттолкнуть испытуемого от собеседника при общении?
- Использует ли испытуемый мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у другого напряженность, вызвать на откровенность, расположить к себе?
- Может ли испытуемый по голосу и походке собеседника определить его самочувствие, настроение, состояние?
- Может ли испытуемый передать оттенки своих чувств и эмоций окружающим людям при общении с ними?
- Может ли испытуемый достаточно тонко и понятно показать с помощью голоса свое доброжелательное отношение к собеседнику?
- Можно ли понять по голосу испытуемого, какие чувства он испытывает к собеседнику?
- Каким образом испытуемый понимает отношение окружающих к себе, даже если они не демонстрируют это специально?
- Бывает ли так, что испытуемый скован и зажат, попав в непривычную ситуацию?
- Понимает ли испытуемый, когда окружающие огорчены, расстроены, не расположены к общению.
Наблюдение проходило непосредственно в группе, в естественных условиях, но каждый раз в центре внимания находился один из испытуемых представленной выборки.
В последствии диктофонные записи обрабатывались тремя независимыми экспертами. Усредненные данные использовались при обработке и интерпретации результатов.
Для более глубокого анализа и подтверждения достоверности выдвинутой гипотезы использовался метод математической статистики.
В результате проведения качественного анализа, были сделаны следующие выводы. Различия в способе выражения своих чувств – жесты и движения, в группе зрячих и в группе людей со зрительными дефектами незначимы, обе группы считают, что в разговоре, при общении у них появляются лишние движения и жесты.
В то же время обнаружены различия в реагирования на изменение голоса собеседника и проявления в нем волнения или иронии (tСт=2.28, a=0,03), причем слепые и слабовидящие люди также реагируют на изменение голоса и появления в нем эмоциональных составляющих (0,73%), но в меньшей степени, чем зрячие (0,93%).
Нами были обнаружены значимые различия (tСт=2.04, a=0,04) в умении выразить отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой). Зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (0,97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (0,81%).
Зрячие, долго общавшиеся со слепыми, сходятся в том, что многие слепые хорошо чувствуют людей. У каждого человека в процессе восприятия людей присутствуют два начала: разумное (рациональное) и эмоциональное.
В процессе восприятия человека человеком, преобладает эмоциональное начало, поэтому при общении с человеком у слепых невольно рисуется его взгляд, улыбка, посадка головы, выражение лица (Литвак А.Г., 1990).
В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение собеседника в процессе общения (0,90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (0,70%).
При попадании в непривычную ситуацию и зрячие люди (1%), и люди со зрительными дефектами - зажаты в движениях и позах (0,78%), при уровне значимости различий (tСт=2.87, a=0,01).
Большинство слепых людей, как правило, имеют низкую или заниженную самооценку и повышенный уровень критичности к себе и своей внешности, свое появление в незнакомом обществе они переживают также болезненно, как и многие зрячие. Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми, некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.
Итак, существуют различия в межличностных взаимоотношениях слепых и слабовидящих людей от межличностных взаимоотношений зрячих: слепые чувствуют отношение других людей, через речь, мимику и жесты; различают основные эмоции – радость, удивление и т.д.; умеют выразить свое отношение к человеку с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что метод наблюдения является эффективным в диагностической работе со слепыми и слабовидящими людьми и позволяет наметить пути их адаптации и социализации в обществе зрячих.