email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии БПГУ

 

В тифлопсихологии немаловажную роль играет использование метода наблюдения в психологических исследованиях личности, поведения и межличностных отношений слепых и слабовидящих людей.

Актуальность проведения наблюдения объясняется наличием негативных особенностей личности и поведения у слепых и слабовидящих людей, обусловленных дефектом зрения. В результате возникновения сенсорной депривации у человека возникает стресс, который тем или иным образом сказывается на его поведении, межличностных отношениях. Поэтому, проведение метода наблюдения в диагностических целях позволяет наиболее безболезненно выявить негативные особенности слепых и слабовидящих людей, препятствующие их адаптации в обществе.

Цель экспериментального исследования стало выявление особенностей поведения, межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.

База экспериментального исследования: Центр реабилитации слепых г. Бийска, БПГУ им. В.М. Шукшина.

Выборка испытуемых состояла из  2 групп: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 23-30 лет. Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 96 человек.

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения.

 Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности. Особенности межличностного взаимодействия фиксировались на диктофон. Информация с диктофона обрабатывалась по следующим выделенным нами критериям, составленными на основе вопросов включенных в методику экспрессивной оценки.

Параметры обработки результатов наблюдения:

  1. Дополняет ли испытуемый содержание своих слов при общении с собеседником другими средствами.
  2. Понимает ли испытуемый эмоции собеседника по интонации его голоса и какие эмоции с какой интонацией у него ассоциируются.
  3. Может ли он найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств другим людям: любви, ненависти, радости.
  4. Умеет ли испытуемый понимать значение слов собеседника: проявление симпатии, интереса, отвлечения внимания? Что помогает понять?
  5. Бывают ли у испытуемого лишние слова, когда он пытается выразить свои мысли и чувства окружающим.
  6. Умеет ли он сдерживать проявления своих отрицательных эмоций и отношений к окружающим людям при общении?
  7. Реагирует ли испытуемый при общении на изменение голоса собеседника, на проявлении иронии,  волнения.
  8. Чувствует ли испытуемый, что поведение собеседника не соответствует тому, о чем он говорит. В чем это выражается?
  9. Умеет ли испытуемый по выражению голоса собеседника понимать проявление его внимания к вам?
  10. Может ли испытуемый управлять интонацией и выражением голоса в конфликтной ситуации?
  11. Отличается ли его голос выразительностью и помогает ли это вам в общении?
  12. Что может оттолкнуть испытуемого от собеседника при общении?
  13. Использует ли испытуемый мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у другого напряженность, вызвать на откровенность, расположить к себе?
  14. Может ли испытуемый по голосу и походке собеседника определить его самочувствие, настроение, состояние?
  15. Может ли испытуемый передать оттенки своих чувств и эмоций окружающим людям при общении с ними?
  16. Может ли испытуемый достаточно тонко и понятно показать с помощью голоса свое доброжелательное отношение к собеседнику?
  17. Можно ли понять по голосу испытуемого, какие чувства он испытывает к собеседнику?
  18. Каким образом испытуемый понимает отношение окружающих к себе, даже если они не демонстрируют это специально?
  19. Бывает ли так, что испытуемый скован и зажат, попав в непривычную ситуацию?
  20. Понимает ли испытуемый, когда окружающие огорчены, расстроены, не расположены к общению.

Наблюдение проходило непосредственно в группе, в естественных условиях, но каждый раз в центре внимания находился один из испытуемых представленной выборки.

В последствии диктофонные записи обрабатывались тремя независимыми экспертами. Усредненные данные использовались при обработке и интерпретации результатов.

     Для более глубокого анализа и подтверждения достоверности выдвинутой гипотезы использовался метод математической статистики.

В результате проведения качественного анализа, были сделаны следующие выводы.  Различия в способе выражения своих чувств – жесты и движения,  в группе зрячих и в группе людей со зрительными дефектами незначимы, обе группы считают, что в разговоре, при общении у них появляются лишние движения и жесты. 

В то же время обнаружены различия  в  реагирования на изменение голоса собеседника и проявления в нем волнения или иронии (tСт=2.28, a=0,03), причем слепые и слабовидящие люди также  реагируют на изменение голоса и появления в нем эмоциональных составляющих (0,73%), но в меньшей степени, чем зрячие (0,93%).    

Нами были обнаружены значимые различия (tСт=2.04, a=0,04) в умении выразить  отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой).  Зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (0,97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно  могут продемонстрировать  свое отношение к собеседнику (0,81%).

 Зрячие, долго общавшиеся со слепыми, сходятся в том, что многие слепые хорошо чувствуют людей. У каждого человека в процессе восприятия людей присутствуют два начала: разумное (рациональное) и эмоциональное.

 В процессе восприятия человека человеком, преобладает эмоциональное начало, поэтому при общении с человеком у слепых невольно рисуется его взгляд, улыбка, посадка головы, выражение лица (Литвак А.Г., 1990).

 В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение  собеседника в процессе общения (0,90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (0,70%).

 При попадании в непривычную ситуацию и зрячие люди (1%), и люди со зрительными дефектами - зажаты в движениях и позах (0,78%), при уровне значимости различий  (tСт=2.87, a=0,01).

 Большинство слепых людей, как правило, имеют низкую или заниженную самооценку и повышенный уровень критичности к себе и своей внешности, свое  появление в незнакомом обществе они переживают также  болезненно, как и многие  зрячие.  Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми,  некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.

     Итак, существуют различия в межличностных взаимоотношениях слепых и слабовидящих людей от межличностных взаимоотношений  зрячих: слепые чувствуют отношение других людей, через речь, мимику и жесты; различают основные эмоции – радость, удивление и т.д.; умеют выразить свое отношение к человеку с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что метод наблюдения является эффективным в диагностической работе со слепыми и слабовидящими людьми и позволяет наметить пути их адаптации и социализации в обществе зрячих.