email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье рассматриваются личностные особенности и адаптационные способности слепых и слабовидящих людей, выдвигаются предположения об их взаимосвязи.

Ключевые слова: адаптация личности, личностные особенности, слепые и слабовидящие граждане, первичный и вторичный дефект.

 

Нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления. И это действительно так. Л.С. Выготский считал, что: «Дефект - это не только психическая бедность, но и источник богатства, не только слабость, но и источник силы». (Литвак А.Г., 1990). [1]

Шиф М.И. считала, что дефект зрения отрицательно сказывается на развитии личности. Таким образом, сравнивая данные точки зрения можно сделать вывод о том, что дефект зрения является основой для изменения свойств и качеств личности человеками ведет к перестройке всех психических процессов. По мнению Мешкова, ущерб, нанесенный дефектом зрения, сказывается на всей личности человека, не ограничиваясь ее познавательной сферой.

Анализируя данные точки зрения, можно сделать вывод о том, что, изменяя структуру личности, дефект наносит ущерб всем психическим процессам слепых людей и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта. На этой основе Л.С. Выготский отличал в развитии личности слепых и слабовидящих нарушение взаимодействия с окружающими как особенность, общую для аномальных личностей всех категорий. [2]

Дефекты зрения влияют на процесс межличностного взаимодействия слепых с другими людьми. В зависимости от времени появления дефекта и его глубины нарушается формирование жизненной позиции и установление дружеских, деловых отношений с окружающими. [3]

Базовым процессом психического и социального развития можно считать процесс адаптации.

Адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Актуальность проблемы социально - психологической адаптации слепых определяется их местом в обществе и тем обстоятельством, что все слепые и слабовидящие могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов.

Таким образом, адаптация личности обеспечивается индивидуальной регуляцией человеком своего поведения и существенно зависит от сформированности личностных средств саморегуляции, что находит свое проявление в различной степени успешности адаптированности у разных индивидов.

Случаи эффективной быстрой и успешной адаптации слепых, случаи хорошей адаптированности личности к социальной среде следует объединить в понятие «уровни эффективной адаптации» в связи с преобладанием активно-действенного момента, проявляющегося в доминировании у личности, относящейся к данному уровню, активных творческих, жизненных и личностных позиций. Их жизнедеятельность направлена как на изменение и развитие внешней среды, так и на себя. [1]

Слабая адаптация слепых - это уровень пассивной социально-психологической адаптации с преобладанием у них пассивных жизненных, личностных позиций. Пассивная форма адаптации характерна для слепых, недостаточно приспособленных к самостоятельной трудовой жизни в среде зрячих. [2]

Анализ изучения активных форм личностных позиций слепых, которые обеспечивают успешную адаптацию и достижения их в области полезного труда, активных проявлений в различных сферах общественной жизни, является одной из самостоятельных задач исследования. [1]

Развиваемая в отечественной психологии теория деятельности (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец), данные психологии личности (Б.Ф. Ломов, Л.И. Божович, А.А. Бодалев) и исследования в области специальной психологии (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.И. Морозова), а также работы в области тифлопедагогики и тифлопсихологии (М.И. Земцова, Ю.И. Кулагин, А.Г. Литвак) раскрывают картину адаптации слепых к социальной среде. [4]

Проблема социальной адаптации деятельности слепых может быть рассмотрена в нескольких аспектах:

1. в системных связях с деятельностью;

2. самой личностью;

3. их взаимодействием.

У слепых и слабовидящих могут возникать опасения по отношению к людям, которые, по их мнению, испытывают неприятные эмоции в процессе общения с ними. В результате, слепые избегают контакта со зрячими, что приводит к закреплению страха, связанного с повторными контактами и препятствует их адаптации к социальной среде.

В условиях блокады потребностей возникают навязчивые состояния, механизм которых заключается в препятствиях к реализации важных личностных потребностей. В результате появляются навязчивые мысли, страхи и действия, что приводит к возникновению психической депривации. [1]

Тифлопсихологи решали вопрос о том, существуют ли типичные черты личности, свойственные только слепым и слабовидящим.

Личностные изменения возникают у человека не прямо под влиянием нарушения зрения, так как сама зрительная функция безлична. Личность слепых характеризуется несводимостью к своим природным предпосылкам, в том числе к отдельным функциям. Личность формируется в процессе включения человека в систему общественных отношений. Патология зрения затрудняет процесс врастания в данную систему, изменяет характер этих отношений, как избирательных связей человека с миром культуры, и только через нарушение зрения, то есть опосредованно недостатки этих функций способны влиять на процесс формирования личности. [3]

Особенности адаптации слепых зависят от времени наступления дефекта, вследствие чего слепота делится на врожденную и приобретенную. Наука о слепых сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человек пытается овладеть, так как это идея не только о слепоте, но и о природе человека. Данная идея сводится к тому, что слепота - это не только отсутствие зрения, а дефект органа зрения, который вызывает перестройку психики и личности.

Слепота, создавая новый, особый склад личности, вызывает новые силы к жизни, изменяет их функции, что создает и формирует психику человека. К. Бюрклен собрал мнения разных авторов (К.А. Фридче, Л.А. Бочко, М. Штуке, Х.В. Рокермунд, И. Клейн, 1924) по этому вопросу. [2]

Наука нового времени подошла ближе к овладению истиной о психологии слепых. Школа венского психиатра А. Адлера, разрабатывающая метод индивидуальной психологии (социальная психология личности), указывала назначение и роль органического дефекта в процессе развития и формирования личности. По мнению Адлера, если какой-либо орган, из-за морфологической или функциональной неполноценности, не справляется со своей работой, то ЦНС и психический аппарат принимают на себя задачу корректировать затрудненное функционирование органа, создавая над малоценным органом или функцией психическую надстройку, стремящуюся обеспечить слабую функцию организма работой. [5]

При врожденной слепоте, в процессе соприкосновения с внешней средой, возникает конфликт, вызываемый несоответствием малоценных органов или функций с их задачей, что создает возможности сверхкомпенсаций. С. Гифт считал, что исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности является основа психики слепых, составляющая не инстинктивное влечение к свету, не стремление освободиться от мрачной завесы, а способность видеть свет, что имеет для слепых большое значение.

Таким образом, слепые только косвенно, отражательно ощущают свой дефект, как социальное следствие.

В психике слепых нет ничего, кроме тенденции преодолеть последствия слепоты и попытку завоевать социальную позицию. Наука располагает немногими попытками охарактеризовать личность слепых в целом, разгадать лейтлинию их жизни.

Говоря о процессе адаптации слепых, А. Петцельд считал, что на первом месте у них стоит ограниченность свободы движений, беспомощность в отношении пространства, что позволяет сразу узнать слепого. Остальные силы и способности слепых могут полноценно функционировать в полной мере. [1]

Противоречия в личности слепых, между относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью посредством речи полного и адекватного взаимопонимания со зрячими, укладываются в психическую схему «дефект-компенсация».

Таким образом, конечной точкой развития слепых является завоевание социальной позиции. Данный процесс одинаков как в норме, так и при нарушении зрения. [2]

Целью экспериментального исследования стало изучение особенностей личности и адаптации слепых и слабовидящих людей.

Работа над исследованием проводилась с сентября 2001 - по апрель 2004 года.

Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых г. Бийска.

В экспериментальном исследовании принимало участие 134 слепых и слабовидящих людей в возрасте 17-70 лет.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, адекватной целям и задачам работы; применением обоснованного психодиагностического плана; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; использованием методов математической статистики (процентное соотношение результатов, t-критерий Стьюдента); использованием графических методов для представления результатов.

Для изучения личностных особенностей слепых и слабовидящих людей был использован 16-факторный личностный опросник Кэттела (Рогов Е.И., 1996).

После проведения 16-факторного личностного опросника Кэттела, были получены следующие результаты (таблица № 1).

Таблица № 1. Результаты личностного опросника Кэттела_

№№ п/п

Шкала

слепые %

1

сдержанный-общительный

5,53

2

конкретное, абстрактное, ограниченное мышление

5,00

3

эмоционально неустойчивый-устойчивый

4,80

4

зависимый от группы-самостоятельный

6,39

5

серьезный-беспечный

4,95

6

с выражением «я»-не принципиальный

5,64

7

робкий-склонный к риску

4,68

8

жесткий- мягкий

4,95

9

доверчивый-подозрительный

5,33

10

практичный-с богатым воображеним

5,48

11

прямолинейный-гибкий

5,08

12

спокойный-беспокойный

5,92

13

склонный к новаторству-консервативный

4,98

14

уступчивый-напористый

4,83

15

спонтанный-контролирующий себя

5,67

16

спокойный-напряженный

4,71

17

лживый-правдивый

4,79

 

Полученные результаты по этим шкалам показывают, что для слепых и слабовидящих людей наиболее характерными личностными особенностями являются:

1. самостоятельность (6,39 %);

2. беспокойство в отношениях с окружающими людьми (5.92 %);

3. контроль за своим поведением и деятельностью (5,67 %);

4. отсутствие принципиальности (5,64 %);

5. сдержанность (5,53 %) и подозрительность (5,33 %) в отношениях с окружающими людьми.

Наиболее наглядно результаты проведения 16 - факторного личностного опросника Кеттелла представлены на гистограмме №1:

Результаты исследования личностных особенностей слепых и слабовидящих людей (16 - факторный опросник Кеттела), %

Гистограмма 1

Таким образом, можно увидеть, что личность слепых и слабовидящих людей характеризуется преобладанием самостоятельности, сдержанности, беспокойства, подозрительности в общении. Также для них характерен контроль за своим поведением и отсутствие принципиальности. Это происходит потому, что зрительный дефект оказывает влияние на патологию характера, поэтому трудности в общении возникают чаще всего со слепыми, а не слабовидящими. У них вырабатываются патологические черты характера, схематичность в оценке людей, обидчивость и подозрительность.

Возможно, такие личностные особенности слепых и слабовидящих людей связаны с их самооценкой и наличием тревожности (ЗемцоваМ. И., 1986). [2]

Самооценка слепых и слабовидящих людей имеет свои особенности:

1) она отражается на действиях и общении человека с другими людьми, что проявляется в уровне адекватности самооценки со статусом личности;

2) совпадение самооценки людей с оценкой их качеств;

3) неадекватная самооценка, проявляющаяся в ее занижении, свидетельствует о проявлении самокритичности.

Самооценка влияет на соотношение себя с другими, поэтому слепым важно получить двоякое подкрепление: положительную оценку своей значимости и положительную оценку не важности своего дефекта. Тревожные ожидания ослепших носят ярко выраженный генетический характер и патологическую окраску, вследствие чего у слепых возникают сомнения, и они блокируют свои потребности и желания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя ее направления. Изменяя структуру личности, дефект наносит ущерб всем психическим и социальным процессам слепых и ведет к тяжелым переживаниям ими своего дефекта. Трудности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей с окружающими существуют, но их может и не быть. Это зависит от включения слепых в совместную деятельность с другими людьми (как со слепыми и слабовидящими, так и со зрячими), от влияния социального окружения, способствующего адаптации слепого к изменившемся условиям.

Следовательно, личностные особенности слепых и слабовидящих могут влиять на их адаптацию. [1]

Для изучения особенностей адаптации была использована методика адаптивных способностей Соловьева.

Целью данной методики является оценка реального уровня адаптированности, определение вероятного типа дезадаптивного поведения.

Методика состоит из 9 шкал. Коэффициент адаптации (КАД) вычисляется путем математической обработки результатов по шкалам. Тип дезадаптивного поведения определяется путем группирования результатов по определенным шкалам, а также их математической обработки. [4]

Результаты проведения данной методики и первого этапа обработки данных показали, что все слепые и слабовидящие люди способны к адаптации (1,5 % высокий уровень адаптации, 98,5 % средний уровень адаптации).

Также было выявлено, что существуют значимые различия в адаптивных способностях между слепыми и слабовидящими людьми (t-Cт=4,366, α=0,01). У слепых людей адаптивные способности выше (Хкад=62), чем у слабовидящих людей (Хкад =0,54).

Результаты второго этапа обработки данных показали, что у всех слепых и слабовидящих людей выявляется дезадаптивное поведение:

- тревожно-депрессивный тип дезадаптивного поведения (ТД) наблюдается у 21 % слепых и слабовидящих людей. Для них характерны замкнутость, самоизоляция от группы и окружающей действительности, погруженность в свои переживания, сниженное настроение, мрачность, замедленные движения, нерасторопность, отсутствие решительности и настойчивости, самообвинение, чувство неполноценности как основные показатели отношения к себе. Наиболее выражен данный тип поведения у людей, слепых с детства (43 %), наименее - у людей с приобретенной слепотой (4 %), у людей с врожденным остаточным зрением (4 %) и остаточным зрением с детства (4 %). У слепых людей данный тип дезадаптивного поведения встречается чаще (64 %), чем у слабовидящих людей (36 %).

- негативно - агрессивный тип дезадаптивного поведения (НА) наблюдается у 19 % слепых и слабовидящих людей. Для них характерны ярко выраженное негативное отношение к окружающим, бурные вспышки раздражительности, гнева, без видимых причин и по ничтожному поводу, постоянное недовольство всем, что происходит, требования предъявляемыми к данной личности; как возможно повлиять на окружающих - агрессивность поведения, попытки неповиновения, грубость, высокая конфликтность. Наиболее выражен тип поведения у людей с остаточным зрением с детства (27 %), у людей, слепых с детства (19 %), наименее - у людей с врожденным остаточным зрением и приобретенным остаточным зрением (по 12%). У слепых и слабовидящих людей данный тип поведения выражен одинаково (по 50%).

- неудовлетворенность своим образом жизни, взаимодействием с окружающими, погруженность в свои мысли, проблемы (С) наблюдается у 34 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражен данный тип поведения у людей с врожденной слепотой и с остаточным зрением с детства (по 24 %), наименее - у людей, имеющих слепоту с детства (4 %). У слабовидящих людей данный тип поведения выражен больше (57 %), чем у слепых людей (43.%).

Наиболее выраженными адаптивными способностями у слепых слабовидящих людей являются:

- коммуникативность, общительность, социальная адаптированность (А) - 9 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражена данная способность у людей с врожденной слепотой, с врожденным остаточным зрением, с приобретенным остаточным зрением (по 25 %), наименее - у людей с приобретенной слепотой (0 %).

- адекватная самооценка (МД) - 16 % слепых и слабовидящих людей. Наиболее выражена данная способность у людей с остаточным зрением с детства (36 %), у людей со слепотой с детства (23 %), наименее - у людей с врожденной слепотой (9 %) и приобретенным остаточным зрением (0 %).

Наглядно результаты проведения методики адаптивных способностей Соловьева представлены на гистограмме № 2:

Гистограмма 2

Результаты проведения методики адаптивных способностей Соловьева (%)

Таким образом, у слепых и слабовидящих людей наблюдаются адаптивные способности, но при этом у многих из них выявляются вероятные типы дезадаптивного поведения. Наиболее выражены типы дезадаптивного поведения у слепых людей, в том числе у людей, слепых с детства и с врожденной слепотой. Среди слабовидящих людей типы дезадаптивного поведения наиболее выражены у людей с остаточным зрением с детства и приобретенным остаточным зрением. Наиболее выраженными адаптация и адекватная самооценка являются у слабовидящих людей, в том числе у людей с остаточным зрением с детства и врожденным остаточным зрением (эти люди с детства адаптировались к своему дефекту). Полученные результаты зависят времени возникновения дефекта зрения, от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу. У слепых людей изначально нарушены социальные связи, а у слабовидящих людей адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека - и благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на адаптацию и поведение уменьшается.

Итак, можно сделать вывод, что личностные особенности слепых и слабовидящих людей могут влиять на их адаптацию. Такие личностные особенности как сдержанность, контроль за своим поведением, возможно, влияют на проявление тревожно - депрессивного тип дезадаптивного поведения, а подозрительность в общении и отсутствие принципиальности - на проявление негативно - агрессивного типа поведения. Преобладание самостоятельности у слепых и слабовидящих людей, возможно, взаимосвязано с их адекватной самооценкой и коммуникативностью, способностью к адаптации. Данные выводы сделаны в виде гипотез, которые в дальнейшем будут проверяться.

Результаты экспериментального исследования могут применяться в реабилитационной работе со слепыми и слабовидящими людьми (социальные тренинги и тренинги личностного роста).

Литература:

1. Фобии и тревожные ожидания поздноослепших; Методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена. -М, 2003.

2. Суворов А.В. Труд души: человечность / А.В. Суворов. - М, 1986

3. Шкляев А.В. Слепота и что за ней / А.В. Щкляев. - М, 1998.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. -М., 1999.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Фрат. - М., 1990.