email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

I Международная научно-практическая конференция
«СОВРЕМЕННАЯ НАУКА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
«Логос»
г. Ставрополь
2017

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.

В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация молодежи – проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Е.С.Романовой, Н.С.Пряжникову, Н.Н.Чистякову, А.Е.Голомштоку и др. [4, 5, 6, 7] Однако, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические аспекты проблемы комплексного подхода к профессиональному ориентированию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время от образовательного учреждения требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также для дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.

Одним из важнейших направлений работы отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья является социализации лиц с ОВЗ, предполагающая подготовку подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Работа психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ базируется на тех же методиках, которые применимы к детям, не имеющим каких-либо отклонений в физическом плане. Однако, результаты анализа данных по данным методикам могут быть интерпретированы с учётом тех или иных специфических особенностей данного конкретного подростка, которые обусловлены его физическим дефектом. Прежде всего, специалисту, работающему с подростками с ОВЗ, необходимо выявить спектр его профессиональных интересов. С этой целью нами широко используются методики Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, тест Дж.Голланда по определению типа личности.

Не менее важным параметром, определяющим готовность подростка к переходу к новой стадии – обучению в различных учебных заведениях, является выявление уровня выраженности стрессоустойчивости по методики А.С. Немчина, а также выявление уровня тревожности подростков с ОВЗ по методике Спилбергера. Необходимость в проведении такой работы объясняется наличием у подростков с ОВЗ разноплановых поведенческих установок, обусловленных инвалидизацией.

Таким образом, именно проведение комплексной диагностической работы является одной из главных задач психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ. От её грамотного и всестороннего решения зависит успешность выбора профессии подростками с ОВЗ.

Этапы профориентационной работы с подростками сводятся к следующему:

1. Диагностический этап. При этом предполагается проведение первичной диагностики, целью которой является выявление основных проблем подростка, препятствующих его социализации и профориентации, а также контрольная диагностика, целью которой является выявление произошедших с подростком изменений после проведённой с ним коррекционной работы.

2. Консультационный этап, предполагающий всестороннее психологическое просвещение подростков с ОВЗ о спектре существующих профессий. В процессе такой проработки проблемы инвалидизация подростка отходит на второй план, уступая место формированию социально-ролевой позиции у подростка с ОВЗ о предполагаемой будущей профессии. Данная ситуация является пусковым механизмом успешности адаптации подростков в обществе нормально развивающихся сверстников.

Коррекционный этап. Работа с подростками на данном этапе предполагает как индивидуальный, так и групповой характер и включает в себя два основных блока: проведение релаксационных занятий, направленных на снятие психологического напряжения в ситуации выбора профессии, а также проработку травмирующих ситуаций на основе индивидуального или группового проигрывания основных проблемных ситуаций подростков с ОВЗ, препятствующих их самоопределению. Работа такого плана строится на основе формирования у подростков с ОВЗ основных ценностных приоритетов, благодаря которым, они начинают задумываться о себе, о жизни в целом. Это создаёт предпосылки для формирования образа себя более безболезненно и продуктивно. Психологом отделения социальной реабилитации для несовершеннолетних с ОВЗ была проведена психологическая профориентационная работа с подростками, изъявившими добровольное участие в ней. Всесторонняя квалифицированная помощь была оказана 50 подросткам, имеющим различные диагнозы. Работа проводилась индивидуально с каждым с целью более углубленного проникновения психолога во внутренний мир ребёнка. Результаты профориентационной работы с подростками убедительно свидетельствуют о необходимости оказания психологической помощи не только подросткам, но и лицам, достигшим юношеск5ого возраста, так как они, к сожалению, имеют те же проблемы негативного поведенческого реагирования на сложности жизненной ситуации, что и подростки.

Таким образом, чем раньше начата работа по формированию у подростка образа себя, как профессионала, тем легче избежать личностных деформаций, приводящих к деградации личности и к её полной дезадаптации. Наличие стратегии успешной адаптации подростков с ОВЗ в обществе позволит им адекватно реагировать на возникающие психотравмирующие ситуации и выходить из них победителем, несмотря на свой физический дефект.

Список литературы:

1.Андреева А.С. Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский учитель. - 2001. №

2. 2.Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов – М.: ЦБНТИ, 1997.

3.Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика. - М., 2004.

4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

5.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002.

6.Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы – СПб.: Питер, 2008.

7.Романова Е.С. Психодиагностика. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2009.

8.Тест Дж. Голланда. // Профессиональное образование. – 2004 №5.