email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

             Зачётная форма работы является важной ступенью проверки эффективности усвоения знаний, умений и навыков, оказывающих огромное влияние на социально-бытовую адаптацию лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения.Зачёт воспринимается реабилитантом, как итог завершения того или иного  определённого курса реабилитации. Идентичное отношение к зачёту наблюдается и у реабилитантов, прошедших курс домоводства и бытового самообслуживания в целом. Зачётная форма работы позволяет людям с врождённым и приобретённым дефектом почувствовать себя более полноценным и увидеть свою уникальность в тех или иных областях реабилитации.
Не является исключением и урок домоводства и бытового самообслуживания. Это объясняется тем, что обучаясь в школе-интернате, незрячий человек не получает в достоточной мере тех необходимых знаний, которые помогут ему в дальнейшем стать самостоятельным и полноценным гражданином общества, способным самостоятельно жить и работать. Семья, как и школа, в достаточной мере не способствует, а препятствует формированию у незрячих навыков бытового самообслуживания. Данная проблема касается как лиц с врождённым, так и с приобретённым дефектом зрения. Однако, мы, специалисты педагоги и психологи, работающие с незрячими людьми, и знающие о наличии у данной категории граждан тех или иных проблем не по наслышке, пришли к выводу о том, что как и в норме, людям со зрительной патологией необходима своеобразная встряска, благодаря которой, в сознании человека начинает формироваться адекватное представление о себе. Такого рода встряска возникает и в процессе проведения зачёта на уроках домоводства и бытового самообслуживания.
Это объясняется тем, что психика человека начинает адекватно реагировать на происходящее. В сознании его формируется убеждение в том, что дефект зрения не нанёс урон его возможности усваивать новую информацию, а также корректировать свои представления о тех или иных видах бытового самообслуживания даже без зрения. В настоящее время педагоги и психологи, работающие с незрячими, ещё не задумались о том, как именно проводить зачёт по домоводству и бытовому самообслуживанию у незрячих людей. Многие склоняются к убеждению, согласно которому, незрячий человек не отличается ничем от зрячего, сдающего какой-либо сложный экзамен в Вузе, а потому к нему можно и целесообразно предъявлять требования, идентичные требованиям зрячих студентов или работников трудовых коллективов, проходящих аттестацию. Однако, как показывает практика, это далеко не так. Психологи и педагоги, непосредственно столкнувшиеся со слепотой, как таковой, думают иначе. По их мнению, к незрячим людям, сдающим зачёт, необходимо предъявлять особые требования. Прежде всего, это касается учёта индивидуальных и психо-физических возможностей человека: учёт его вторичных заболеваний, сочетающихся с дефектом зрения и негативно влияющих на развитие психики человека. Это необходимо делать ещё и потому, что нервная система незрячего человека устроена таким образом, что её работа осущестлвяется, благодаря сохранным анализаторам. Зрение компенсируется другими анализаторами, которые берут на себя его функции, но такого рода приспособления к разного рода ситуациям требуют достаточно высокого уровня напряжения от самого реабилитанта. В результате при затянувшемся опросе или контрольной работе, он может просто устать: у человека наступает запредельное торможение, что в последствии может приводить как к сиюминутному забыванию материала, так и к потере сознания, а в такой ситуации речь о зачёте уже не идет, так как после обморока реабилитанта необходимо заново готовить к тому, что он такой же, как все, что сможет сдать зачёт, что ничего страшного не произошло. Работа такого плана имеет длительный характер, а чтобы избежать перегрузок, целесообразно использовать временные ограничения для каждого  реабилитанта в промежутке от 15 до 30 минут.
В данный временной интервал нервная система человека готова к борьбе за поощрение со стороны преподавателя, а также за его признание и присвоение им статуса хорошо реабилитированного человека. Для незрячих это особо важно, так как именно похвала педагога или психолога, в ряде случаев, позволяет человеку жить дальше, несмотря на трудности, и чувствовать себя полноценным гражданином. Педагогам,работающим с незрячими людьми, необходимо помнить и о том, что не  существуеттакже и  единых требований к проведению зачётной системы на основе градации лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения, что накладывает свой неизгладимый отпечаток на процесс проверки знаний в системе зачёта у лиц с разной зрительной патологией.

                Анализируя свой обширный опыт работы в системе обучения незрячих навыкам бытового самообслуживания, мы пришли к выводу, что специфические особенности человека с дефектом зрения (врожденный, приобретённый),требует своеобразия преподавания, которое заключается в учёте имеющегося опыта человека с дефектом зрения, наличия вторичных дефектов, обусловленных первичными,а также индивидуальных возможностей человека.

                Своеобразие преподавания предмета заключается в применении индивидуального подхода, позволяющего на основе анамнеза выделить группы людей, имеющих врождённый или приобретённый дефект зрения, знающих или незнающих систему Брайля. Обучение группы лиц с врождённой слепотой, владеющей системой Брайля, отличается тем, что на уроке домоводства преподаватель опирается на сформированные навыки чтения и письма по Брайлю (карточки с заданиями, книги, запись кулинарных рецептов и рекомендаций).

                Группа лиц с приобретённой слепотой системой Брайля не владеет изначально, а к концу обучения у данной категории лиц наблюдается малая скорость чтения и письма по Брайлю. К данной группе неприменимы карточки, написанные по Брайлю, особенно на зачёте. Медленный темп чтения приводит к развитию стрессового состояния человека, затрудняющего усвоение предлагаемого для выполнения задания.

                Обучение домоводству в своей основе имеет две равнозначные цели: теоретическую и практическую. Теоретическая цель сводится к проверке знаний, предлагаемых преподавателем для усвоения. Такая проверка сводится к моделированию  теоретических вопросов по разным изученным темам, и алгоритм одного из изученных блюд.

                Практическая цель сводится к проверке умений по приготовлению предложенного преподавателем блюда.В связи с разной степенью подготовленности каждого человека к процессу усвоения навыков бытового самообслуживания, считаем целесообразным применение индивидуального подхода к процессу составления заданий для каждого реабилитанта, что позволит выявить наличие усвоенных знаний реабилитантом за короткий промежуток времени обучения.

                Исходя из нашего обширного опыта  работы и проведения системы зачётов,мы  считаем нецелесообразным применение билетной системы проверки знаний, свойственной для вузовской сессии. В противном случае незрячий, вытягивающий билет, получает дополнительный стресс, который приводит к появлению своеобразной специфической установки, направленной только на запоминание задания билета, а не на его выполнение.

                Во время проведения зачёта преподавателю необходимо говорить и излагать свои мысли чётко и лаконично. Это объясняется тем, что голос преподавателя является успокаивающим, мотивирующим и стимулирующим средством поддержки каждого реабилитанта в процессе внутренней подготовки к зачётному ответу.

Говоря о самой специфики проведения зачёта на уроке домоводства и бытового самообслуживания, можно выделить несколько основных моментов, опираясь на которые, преподаватель будет чувствовать себя компетентным специалистом, а реабилитант, сдающий зачёт, будет более уверенно отвечать. Прежде всего, отметим, что Организация зачета включает три этапа:

          а) подготовка к зачету;

          б) проведения зачета;

          в) оценивание результата зачета.

Подготовительный этап.

    При изучении  первого теоретического материала (тема № 1. Уход за вещами личного пользования.)  преподаватель сообщает о форме проведения зачета в конце курса обучения и выделяет 3-4 основных момента по данной теме, которые будут вынесены в зачетный материал. Такая же работа проводится по  каждому  новому  теоретическому материалу для систематизации и накопления знаний учащихся в пределах объема освоения программы. Ко всем реабилитантам предъявляются единые требования  при проведении зачета.

В группах (е) с низким уровнем способностей и малым жизненным опытом возможно проведения перед зачетом

повторительно-обобщающего урока, на котором повторяется весь фактический материал, составляющий основу предмета.

 

    Проведение зачета.

    Зачет включает проверку у реабилитантов а) теоретических знаний,

                                                                              б) практических умений и навыков.

    а) Для проведения индивидуального устного опроса реабилитантам предлагаются карточки, в которые включены два вопроса и алгоритм приготовления одного из блюд.  Карточки составляются одинаковой степени сложности для всех реабилитантов, независимо от степени их подготовки. Подводится итог первой части зачета оценками «зачтено» или « не зачтено».

   б) Выполнение практического задания дается по теме «Приготовление пищи», как наиболее актуальной. Практическую часть зачета можно принять на двух занятиях, разделив группы на подгруппы.

       В конце зачета подводится итоговая оценка «зачтено», если правильность ответов составляет более 50% и «не зачтено», если процент низкий.

Если ученик получил оценку «не зачтено», ему можно рекомендовать повторный курс обучения.

Таким образом, выше описанные приёмы проведения зачёта на уроке домоводства и бытового самообслуживания являются достаточно эффективными и широко исползуются преподавателями домоводства и бытового самообслуживания. От грамотности преподавателя и правильности проведения зачётного занятия зависит успешность или неуспешность того или иного реабилитанта. Применение в своей повседневной работе индивидуального подхова к каждому реабилитанту способствует не только повышению его адаптации в бытовом плане, гно и реадаптации в целом.