email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье раскрываются основные особенности формирования смысла жизни личности с врожденным и приобретенным дефектом зрения в процессе ее профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, смыслы и ценности, влияние дефекта зрения.

 

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных (литература, философия, социология). Смысл жизни – психологическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. В психологии данная проблема изучается с точки зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни и его отсутствие влияют на жизнедеятельность и сознание личности.

Г.К. Тульчинский выделил три аспекта смысла жизни:

1. Смысл жизни как социально-идеологическая модель;

2. Объективная направленность жизнедеятельности, которая может не осознаваться;

3. Субъективно осознаваемый смысл.

И.Ф. Веднев (1987) выделил компоненты смысла:

1. Объективное осознавание смысла, реализация этих оснований в преставлении о смысле жизни;

2. Стремление к поиску и реализации смысла жизни. [1]

Данные компоненты В.Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию присущую людям и являющуюся основным двигателем их поведения и развития личности.

Понятие смысловых структур выступает как обобщенное родовое понятие для элементов структуры организации систем личности. Смысловые структуры являются завершенными формами жизненных отношений субъекта.

Жизненные смыслы представлены в сознании субъекта и включены в его деятельность.[2]

Смысловая сфера личности – это особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающая саморегуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Благодаря этому личность получает целостную систему саморегуляции жизнедеятельности реализующуюся через отдельные смысловые структуры и процессы, логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.

Классификация смысловых структур должна опираться на квазиобъекты, которые могут служить субстратом для прекращения формы жизненных отношений. В их роли может выступать психологический образ и индивидуальное психическое измерение субъективного опыта определяющего его организацию, актуальные установки, задающие направленность смысловой деятельности. А.Н. Леонтьев выделил следующие виды смысловых структур:

  1. личностный смысл,
  2. смысловой конструкт,
  3. смысловая установка,
  4. смысловая диспозиция,
  5. мотив,
  6. личностная ценность.

Первый, второй и третий компоненты функционируют в пределах заданной деятельности. Выход за ее пределы и приобретение устойчивости – это трансформация их в другие структуры. [1]

Отдельным элементом является понятие смысловой установки (А.Г. Асмолов 1976-1979). Развивая мысль А.В. Запорожца, о том, что в форме установки получают отражение личностно-смысловые отношения (Запорожец А.В., 1969). А.Г. Асмолов считал, что если личностный смысл функционирует в плане сознания, то смысловая установка является выражением личностного смысла в плане деятельности и получает готовность к совершенствованию деятельности. Смысловая установка проявляется непосредственно в различных действиях человека, выражая в них тенденцию к сохранению общей направленности деятельности в целом (Асмолов А.Г., 1979).[2]

Смысловая установка может быть как осознанной, так и неосознанной в иерархически уровневой модели установочной регуляции основы деятельности. Смысловая установка образует вербальный уровень обладающий фильтрующей функцией по отношению к установкам ниже лежащих уровней.[3]

Е.В. Субботинский (1978) писал: «Смысловые образования – составляющая сознания, которая непосредственно связывает человека с действительностью и является дериватом объективных функций этой действительности в жизни и деятельности субъекта».

Он детально анализирует элементы смысловых образований и указывает на их многомерность, выражающуюся в различной степени их влияния на поведение, и различные степени их осознанности.

Выделение в жизненном мире субъекта ведущей смысловой ориентации, которая становится основой смыслового образования его жизнедеятельности, осуществляется на основании индивидуально неповторимых актов смысла порождения. [1]

Психологической основой формирования и изменения смысловых ориентаций личности являются процессы порождения смыслов от какого-то общего смысла о порождении смысла в непосредственном взаимодействии с миром.

Механизмы порождения смысла:

  1. замыкание жизненных отношений,
  2. индукция,
  3. идентификация,
  4. инсайт,
  5. столкновения смыслов,
  6. полагание смыслов.

В основе первого механизма важна встреча субъекта с объектом или явлением, результатом которой становится неожиданное спонтанное обретение объектом весомого жизненного смысла важного в жизни субъекта.

Второй механизм получает придание смысла деятельности, изначально лишенной смысла, которую человеку приходится выполнять над теми или иными внешними принуждениями. Он основан на потребности человека придавать смысл всему, что он делает.

Третий механизм приводит к присвоению смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной группы. В концентрированном выражении смысловых ориентаций социальной группы лежит система групповых ценностей. А.Лабок считал, что основой присвоения смыслов своей социальной общности является мир: «Люди, пришедшие в один и тот же мир, понимают друг друга с полуслова» (Лабок А. 1997).

Четвертый механизм характеризует внезапное усмотрение смысла там, где только что ничего не было. Н.К. Мамардашвилли считал, что сознание находится в неструктурированном состоянии, не дающем видеть истину и привести к ней. Привести к истине может не движение, не исследование, а определенная структура, которая может передать сознанию какое-то переживание. В основе пятого механизма лежит положение, согласно которому столкновение смыслов осуществляется при встрече субъекта с другими мирами. Это заключается в том, что перед субъектом встает проблема различных вариантов осмысленной действительности, которая может различаться по степени полноты, разработанности, тождественности, характеризуется разными сторонами прочности.

Столкновения с другим смысловым миром приводит к осознанию относительности своих результатов взаимодействия. Результатами взаимодействия двух миров является либо обогащение смыслового мира субъекта, либо его радикальная перестройка, связанная не только с обретением новых смыслов, но и с разрушением старых.

Шестой механизм раскрывает особый экзистенциальный акт, который устанавливает сознательное отношение к действительности.

Таким образом, проблема смысла жизни является фундаментальной в психологии. Благодаря данной проблеме возможна регуляция отношений человека с миром и поиск смысла жизни.[2]

А.Н. Леонтьев выделил системы регуляции отношений человека с миром:

  1. логика удовлетворения потребностей (почему я хочу этого);
  2. логика реагирования на стимул (потому что он первый начал);
  3. логика предрасположенности стереотипа и диспозиции, охватывающей психику и личность (потому что я всегда так думаю);
  4. логика социальной нормативности (потому что все так делают). В.В. Столин (1983) считал, что критерием данного компонента выступает соотношение определенных ожиданий группы;
  5. логика смысла и логика жизнедеятельности (я это сделал потому что для меня это важно) учитывается отношение с миром;
  6. логика свободного выбора (а почему бы и нет), отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциальную психологическую характеристику.

Таким образом, смысл доступен любому человеку. Смыл жизни – адекватное переживание иненциональной направленности своей жизни. Осознание смыла жизни – это осознание ее целиком.

А.Н. Леонтьев (1993) выделил варианты, отношений между смыслом жизни и его осознанием:

1. неосознанная удовлетворенность: жизнь, протекающая гладко без рефлексий привносит чувство удовольствия, не побуждая к раздумьям о ее смысле;

2. неосознанная неудовлетворенность: человек испытывает фрустрацию, не осознавая причины;

3. осознанная неудовлетворенность: человек испытывает чувство отсутствия смысла и активно осознанно и целенаправленно его ищет;

4. осознанная удовлетворенность: человек нашел смыл жизни в своей деятельности.[1]

Потеря зрения – событие драматичное, являющееся тяжелой психологической травмой для человека. Психологическая травма приводит к тому, что долгое время личность остается центрированной на своих переживаниях, их содержании. В данный период может происходить существенное обесценивание «кому я такой нужен, что я теперь могу», что приводит к потере смысла жизни.[3]

Человек не может быть безучастным к факту своей слепоты, за исключением некоторых случаев, относящихся к психопатологии. Слепота – это биосоциальное явление, поэтому любая аномалия приобретает для человека психологическое значение и влечет за собой определенные социальные следствия. Потеря смысла жизни человека при слепоте влияет и на выбор его дальнейшего жизненного пути. Так, на первый план выступает ситуация, характеризующаяся дезориентацией во внешнем мире. Это проявляется в самих высказываниях незрячих людей: «Раньше я был бухгалтером, а теперь я что могу в этой жизни? Мне остаётся только пойти учиться либо в Медицинский Колледж на массажиста, либо в Курское музыкальное училище…» и так далее. [4]

При этом особо остро встаёт перед человеком проблема профориентации. Профориентация – это выбор дальнейшего жизненного пути, своего профессионального предпочтения. Однако, потеря зрения оказывает неизгладимое влияние на процесс профессионального становления личности. Она проявляется именно в эмоциональных переживаниях самих незрячих людей, и от того, какими будут эти переживания, зависит и выбор дальнейшего жизненного пути человека. Так, эмоции незрячих, связанные с осмысленностью жизни, делятся на два класса:

  1. эмоции, с которыми человек связывает свой физический дефект (боль);
  2. эмоции, не воспринимающиеся в связи с телом субъекта (душа);

Таким образом, происходит потеря смысла жизни и возникает установка на дефект.[5]

Установка на дефект – это реакция личности, носящая яркий личностный отпечаток. Она – система взглядов и отношений личности к себе как к инвалиду.

Формирование установки на дефект имеет свойство интернальности и экстернальности. В зависимости от типов могут формироваться различные установки на инвалидность, что естественным образом связано с особенностями становления личности в плане её самореализации в целом. Данные свойства формируются рано и приобретают прочность. Основное различие между интерналами и экстерналами заключается в приписывании ответственности за свои поступки. Интерналы воспринимают события своей жизни как мелкие с точки зрения предсказания их серьезности. У них часто наблюдается тревога и депрессия, события жизни воспринимаются как случайные.Они не верят в положительный исход того или иного события и считают, что стремиться к чему-либо – это большая трата времени и сил, которых, по их мнению, у них и так осталось мало. Экстерналы связывают события с уровнем осмысленности жизни. Отсутствие цели в настоящем и будущем избавляет их от какой либо ответственности, потребности, поэтому потребность найти цель и смысл жизни трансформируется в потребность быть ответственным за события настоящего и будущего. Это проявляется в том, что экстерналы более открыты к воздействиям окружающих людей. Они активно прислушиваются к советам близких, пытаются самостоятельно формировать образ себя, который, в связи с утратой зрения, хотя и поретерпевает существенные изменения, но формируется более устойчиво и взвешенно. Экстернал знает, чего он хочет от этой жизни и всячески старается идти вперёд, невзирая на трудности, встречающиеся на его пути. Так, например, претерпевая неудачу при поступлении в какой-либо Вуз, или средне-специальное учебное заведение, экстернал внутренне переживает случившееся, однако, отреагировав возникшую ситуацию, вновь начинает двигаться вперёд. У интерналов же картина поведенческих реакций совершенно иная.

У них нет смысла жизни, поэтому данные личности часто попадают под влияние более сильных людей, оказывающих на них негативное воздействие. Это выражается в том, что вместо того, чтобы задуматься о дальнейшем жизненном профессиональном становлении, интерналы уподобляются образу животного мира, что проявляется в частых алкогольных привычках, в потере ориентации в настоящем и будущем. Такой человек живет прошлой жизнью, и на все доводы окружающих людей у него есть масса отговорок и негативных высказываний. Часто ситуация складывается таким образом, что изменить в сущности ничего невозможно в картине поведенческих проявлений данной группы людей. Всё зависит от эмоциональной настроенности человека, в желании остановиться и идти по жизни далее, несмотря на утрату зрения.  Интернальные личности долго помнят свои неудачи, а экстернальные обращают на себя внимание тем, что им свойственно стремление к обретению новых качеств.

Отношение к дефекту через свойства интернальности и экстернальности определяется особенностями к самооценке, что связано с особенностями профессионального становления личности человека, имеющего зрительный дефект. Для интернальных личностей важна самооценка, что является причиной тревожности и склонности к депрессии. В такой ситуации даже при наличии адекватного отношения окружающих их людей, близких, сокурсников, они думают о том, как им нужно поступать в той или иной сложившейся ситуации. При этом их мысли и действия носят оттенок негативизма, что отталкивает от них сверстников.

Экстернальный тип поведения склонен расценивать неудачу, как неотъемлемый компонент любой деятельности. Данные личности считают, что возникновение неудачи – это лишь чёрная полоса, которая возникает и исчезает в независимости от того, ожидает её человек, или же просто живёт и наслаждается своей жизнью в целом. Для интернальных личностей неудача является окончанием любой деятельности так как подтверждает их ожидания неуспеха, их жизненные перспективы осторожны и пессимистичны. В жизненных планах они исходят из формулы: «Если бы не слепота»: так как зрение вернуть нельзя, то все теряет смысл. А.Е. Личко выделил типы отношения к дефекту:

  1. гармонический тип: отношение к дефекту характеризуется тревожностью, отсутствием излишней диспозиции и переоценки тяжести дефекта, что проявляется в содействии, реабилитации и нежеланием обременять других тяготами ухода за собой.
  2. тревожный тип: характеризуется непрерывным беспокойством и мнительностью в отношении своего здоровья, тон настроения – тревожно-угнетенный, формируется представление о необратимости дефекта, что мешает социальной адаптации.
  3. ипохондрический тип: отличается беспокойством за состояние своего здоровья. В процессе реабилитационного обучения данные личности обращают на себя внимание желанием заниматься.
  4. меланхолический тип: характеризуется удрученностью своим дефектом, неверием в возможность своих сил и возможность реабилитации.
  5. апатичный тип: на первый план выступает полное безразличие к своей судьбе. Результатом реабилитации происходит утрата интереса ко всему, что волновало.
  6. неврастеничный тип: поведение характеризуется раздражительностью, слабостью при неудачах или в ситуациях затруднений.
  7. обсессивно-фобический тип: характеризуется постоянным ожиданием неудач, на работе и в семейной жизни, что обусловлено потерей зрения.
  8. сензитивный тип: отличается чрезмерной озабоченностью тем впечатлением, которое может произвести на окружающих.
  9. эгоцентрический тип: характеризуется уходом в переживание своего несчастья, выставлением на показ своих страданий, стремлением всецело завладеть вниманием окружающих.
  10. эйфорический тип: положительное настроение иногда специально наигранное, наблюдается желание получить от жизни все, несмотря на слепоту.
  11. анозогнозический тип: характеризуется активным отбрасыванием мысли о слепоте, нежеланием адаптироваться, стремлением обойтись своими силами и средствами.
  12. механический тип: отличается уходом в работу, труд носит ожесточенный характер.
  13. паранойяльный тип характеризуется уверенностью в том, что потеря зрения происходит в результате чьего-то злого умысла. [3]

Основные направления преодоления негативных установок по отношению к своему дефекту должны состоять в работе по формированию более адекватной самооценки, в создании условий по позитивному принятию личностью себя. Профилактическая работа должна начинаться вслед за возникновением дефекта. Она должна быть направлена на формирование адекватного отношения к дефекту и на недопущение возникновения установок на инвалидность. [5]

Формирование позитивного отношения к дефекту протекает не только под влиянием самооценки, большую роль в нем играет переживание инвалида неадекватной установки по отношению к дефекту, что оказывается трудно преодолимым. [4]

Преодоление неадекватных установок предполагает не только осознание их неадекватности, но и понимания возможности такого преодоления. Так как слепота и отношение к ней сливаются в единый комплекс, преодоление неадекватных установок невозможно, поэтому реабилитологу нужно проводить мысль о том, что слепота и отношение к ней не одно и тоже.

В неадекватной установке находит свое отражение нехватка ощущений осмысленности жизни. Слепота приводит к экзистенциальному вакууму: ощущению утраты смысла жизни, поэтому необходим поиск смысла жизни и позитивного самовосприятия. Таким образом данные направления коррекционной работы приводят к формированию смысла жизни слепых и слабовидящих, что облегчает их адаптацию в социуме, связанную с выбором стратегии дальнейшей жизни и с поиском своего места под солнцем. [3]

 

Литература:

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М., 1999
  2. Франкл В. Человек в поисках смыла. – М., 1990
  3. Фобии и тревожные ожидания поздноослепших: Методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена. – М, 2003.
  4. Шкляев А.В. Слепота и что за ней. – М, 1998
  5. Суворов А.В. Труд души: человечность. – М., 1986