email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации поздноослепших в центре реабилитации слепых.

Ключевые слова: осмысленность жизни, реабилитация незрячих, слепота, слабовидение.

 

Вопрос о смысле жизни является актуальным как в норме, так и при потере зрения. Потеря зрения — событие драматичное. Оно является тяжелой психической травмой для человека. Психическая травма приводит к тому, что человек долгое время остается центрированным на своих переживаниях. Под влиянием этих переживаний может происходить существенное обесценивание: «Кому я такой нужен? Что я теперь могу?», - что приводит к потере смысла жизни у слепых и слабовидящих. Потеря смысла жизни негативно влияет на процесс реабилитации незрячего человека, а именно на процесс усвоения нового жизненного опыта. Так, попадая в Центр Реабилитации Слепых, человек не всегда осознаёт, зачем он вообще приехал на обучение и что от него хотят педагоги. В процессе обучения он демонстрирует позицию пассивного слушателя, которая препятствует усвоению материала. В такой ситуации, педагогам, работающим с незрячими, необходимо в процессе обучения переориентировать реабилитантов со слабых сторон их психики на сильные. В свою очередь, это поможет взглянуть на себя со стороны и поможет сформировать не только уверенность в себе, но и уверенность человека в завтрашнем дне. [1]

Смысл жизни — психологическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Под влиянием дефекта зрения у слепых и слабовидящих возникает своеобразная установка — реакция на дефект, носящая яркий личностный отпечаток. В психологии проблема смысла жизни изучается с точки зрения того, как, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии личности и как сформировавшийся смысл жизни и его отсутствие влияют на жизнедеятельность и сознание человека. [2]

При изучении смысла жизни в психологии сложилось много точек зрения по данной проблеме. Тульчинский Г.К. выделил три аспекта смысла жизни:

  1. Смысл жизни как социально-идеологическая модель жизни.
  2. Объективная направленность жизнедеятельности, которая может не осознаваться.
  3. Субъективно осознанный смысл жизни. [3]

Ведин И.Ф. (1987) выделил следующие компоненты смысла:

  1. Объективное осознание смысла.
  2. Реализация оснований смысла в представлении о смысле.[1]

Франкл В. рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла жизни, по мнению Франкла В., порождает состояние экзистенционального вакуума, приводящего к специфическим ноогенным неврозам. Утверждая уникальность понятия смысла жизни, он ввел представление о ценностях — смысловых универсалиях, кристаллизующихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человек сталкивается. Это позволяет наметить  пути осмысленности жизни:

1. С помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы).

2. С помощью того, что мы берем от мира (смысла переживания ценностей).

3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к себе и которую мы не в силах изменить. [2]

Смысловая установка — неосознанное состояние готовности личности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — готовность к восприятию и осмыслению объекта и действия с ним, сформированная в прошлом опыте. [3]

Унадзе Д Н. показал, что процесс формирования фиксированных смысловых установок определяет поведение человека. Он выделил три компонента смысловых установок:

1. когнитивный — образ того, что готов познать и воспринять человек;

2. эмоционально-оценочный — компонент симпатий и антипатий к объекту установки;

3. поведенческий — готовность человека определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевое усилие.

Бруньери Ф. и Цукерман Дж. (1992) считали, что люди, ориентированные на автономию, отличаются большей целостностью натуры, а люди ориентированные на контроль извне, отличаются слабостью, отрицанием своих возможностей.[1]

На основании данных исследований можно сделать вывод о том, что при нарушениях зрения у человека существует установка на дефект, влияющая на потерю смысла жизни. Данная особенность характеризуется отношением к дефекту: люди становятся беспомощными, у них возникает убеждение достигнуть чего-то существенного в жизни. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими понятиями инвалидностью и полноценностью.

В тифлопсихологии отмечается, что потерявший зрение человек не может в процессе интеграции восстановить и развить все свои психические возможности (Гулек О.).

Важной проблемой в понимании смысла жизни слепых и слабовидящих является проблема социального статуса человека в обществе. Особенности формирования личности человека с нарушением сенсорного о развития определяются не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе. [4]

Важным фактором интеграции слепых и формирования на этой основе смысла жизни является адекватное отношение ближайшего окружения (членов семьи) к их дефекту, что является основой и базисом для успешного включения незрячих в жизнь общества. [5]

Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей осмысленности жизни, ее насыщенности и преодоления трудностей, возможностей выполнения человеком своих обязанностей, удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью (человек является хозяином своей жизни или он подвластен ей) у слепых и слабовидящих людей.

Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых имени Наумова. В исследовании принимали участие 171 человек в возрасте 17 — 70 лет.

Методами исследования являлись методика «СЖО» Леонтьева Д.А., адаптированная для слепых и слабовидящих, методы математической статистики (нахождение средних значений, критерий различий Стьюдента).[1]

Методика «СЖО» имеет 6 шкал, по которым анализировались полученные результаты:

  1. — общая осмысленность жизни;
  2. — цели жизни;
  3. —- процесс жизни;
  4. — результат жизни;
  5. — локус контроля «Я»;
  6. —локус контроля жизни.

Особенностями проведения методики «СЖО» являлось то, что ответы испытуемых регистрировались диктофоном, и работа проводилась с каждым человеком индивидуально с целью создания комфортной атмосферы.

Результаты проведения экспериментального исследования приведены в таблице.

 

Результаты проведения методики «СЖО» со слепыми и слабовидящими людьми (средние значения)

 

 

Группы

Шкалы

Общая осмысленность

1

2

3

4

5

Приобретенная слепота

74,05263

17,83368

21,75789

16,28105

14,61737

28,79158

Врожденная слепота

72,45161

17,64581

21,30258

16,53742

15,43645

25,75613

Врожденное остаточное зрение

74,19355

20,76903

20,4929

17,38065

15,64645

28,37355

Остаточное зрение с детства

82,67742

21,04323

24,7871

18,26258

16,95032

31,10387

Приобретенное остаточное зрение

82,75862

20,55241

24,4869

18,24966

17,71862

30,32667

Слепота с детсва

79,9

18,39

22,77333

18,00267

16,28967

30,64267

Вся группа

77,8538

19,47228

22,63614

17,52199

16,19468

29,15609

Нормативные показатели

99

30,44

28,9

24,88

19,355

33,92

 

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. При сравнении с нормативными показателями по всем шкалам, практически все полученные результаты имеют низкие значения. Возможными причинами этого могут быть: понимание и восприятие самого дефектаорения, сужение социальных связей слепых и слабовидящих людей и в связи с этим своеобразие их адаптации в обществе.
  2. Наиболее существенные различия (для анализа использовался критерий различий Стьюдента) выявились:

- по шкале «Осмысленность жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.24, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.33, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале наиболее низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 72,45161) и наиболее высокие — у людей с остаточным зрением с детства (Х=82,67742) и приобретенным остаточным зрением (X = 82,75862), то есть они более остальных понимают смысл своей жизни. Такие результаты объясняются тем, что у людей с врожденной слепотой изначально нарушены социальные связи, люди с остаточным зрением с детства aдаптированы к своему дефекту с детства, а у людей с приобретенным остаточным зрением адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека— при благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на осмысленность жизни уменьшается;

- по шкале «Цели жизни» — между группой людей с приобретенной и слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.10, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.97, а=0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.46, а = 0,05), между группой людей с остаточным зрением с детства и группой людей со слепотой с детства (t- Ст= 3.27, а = 0,01), между группой людей с приобретенным остаточным зрением и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.51, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (Х=17,83368), врожденной слепотой (Х=17,64581) и слепотой с детства (Х= 18,39000). Эти люди, возможно, живут только сегодняшним днем и часто думают о прошлом. Такие данные объясняются особенностями взаимодействия с социальным окружением, осознанием дефекта зрения. Наиболее высокие баллы регистрируются у людей с врожденным остаточным зрением (X = 20,76903), остаточным зрением с детства (X = 21,04323), приобретенным остаточным зрением (Х= 20,55241). Эти люди имеют какие-то цели в жизни, устремлены на будущее;

  • по шкале «Процесс жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст =2.65, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.35. а - 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 3.22, а = 0,01), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 3.58, а = 0,01), между группой людей с остаточным зрением сдетства и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.27, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 21,75789), с врожденной слепотой (X = 21,30258), с врожденным остаточным зрением (Х = 20,49290). Для них, возможно, характерна неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Люди с врожденной слепотой изначально имеют свой стиль жизни (потому что уже рождаются такими), они отличаются особенностями осознания дефекта и особенностями интеграции. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (X = 24,78710) и с приобретенным остаточным зрением (X = 24,48690). Эти люди отличаются большей стабильностью своей жизни;
  • по шкале «Результат жизни» — различия между группами испытуемых не выявились. Такие данные свидетельствуют о том, что практически все слепые и слабовидящие одинаково видят результат своей жизни. Так как средние значения результатов по этой шкале ниже нормативных показателей, то можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие люди большей частью не удовлетворены свой жизнью в целом. При нормальной ситуации развития, в процессе адаптации люди с дефектами зрения понимают, для чего они живут, какими будут результаты их жизни;
  • по шкале «Локус контроля Я» — между группой людей с приобретенной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.29, а = 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.10, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 14,61737). Эти люди, возможно, не верят в свои силы, в свои возможности. Приобретенная слепота является тяжелой психической травмой для человека, что влияет на результаты поданной шкале. Для них пик тросами являются: «Кто я такой?», «Кем я был и каким я стал?», «Каким я буду в будущем?». Наиболее высокие показатели — у людей с приобретенным остаточным зрением (X = 17,71862). Они, возможно обладают достаточной свободой выбора, представляют себя более сильной личностью (по сравнению с другими). До какого-то времени люди с приобретенным остаточным зрением развивались нормально, и потерязрения практически не повлияла на позитивную самооценку;
  • по шкале «Локус контроля жизни»—между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.88, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.41, а=0,05) между группой людей с врожденной слепотой и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.40, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 25,75613). Эти люди, большей частью, склонны к фатализму. Такие данные объясняются осознанием своего дефекта: люди с врожденной слепотой не видят смысла жизни, цели жизни, неадекватно понимают, что такое вообще жизнь. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (Х = 31,10387), с приобретенным остаточным зрением (X = 30,32667) и со слепотой с детства (X = 30,64267). Для них, возможно, более характерна убежденность в том, что жизнь подвластна, что они могут контролировать свою жизнь и сами принимать решения. Такие данные объясняются социальной ситуацией развития этих людей — в школе, в семье, - проведением коррекционной работы.

 

 
 

Наглядно результаты экспериментального исследования представим па диаграмме:

 

Результаты проведения методики СЖО с разными группами слепых и слабовидящих (средние значения)

Также выявлялись различия результатов проведения методики «СЖО» между слепыми и слабовидящими по шкалам. Значимые различия выявились по шкале «Цели жизни» (t — Ст = 2.85, а = 0,01). Низкие показатели регистрируются у слепых людей (X = 17.97), а высокие — у слабовидящих людей (X = 20.79). Таким образом, для слепых людей характерна ориентация на настоящее и прошлое, а для слабовидящих людей — целеустремленность, нацеленность на будущее. Такие данные объясняются наличием остаточного зрения у слабовидящих людей и полным его отсутствием у слепых, то есть зависят от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу.

Итак, результаты проведения методики «СЖО» показали, что наиболее осмысленной свою жизнь считают люди с остаточным зрением с детства и люди с приобретенным остаточным зрением. Жизнь для них более насыщена, они легче преодолевают трудности, более удовлетворены самореализацией и управляемостью своей жизни. У людей с врожденной слепотой менее всего выражен смысл жизни личности, смысложизненные ориентации.

Таким образом, благодаря методике «СЖО» Леонтьева Д.А. можно изучать особенности смысловой сферы слепых и слабовидящих, наметить пути их адаптации в обществе.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М., 1999.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. —М., 1990
  3. Фобии и тревожные ожидания поздноослетиих: Методическое пособие для работников тифлопедагогики А ПН Института им. Герцена. — М., 2003.
  4. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения //Дефектология. — №2. —1996.
  5. Шкляев А.В. Слепота и что за ней. — М., 1998.