Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья
КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"
Аннотация: В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации поздноослепших в центре реабилитации слепых.
Ключевые слова: осмысленность жизни, реабилитация незрячих, слепота, слабовидение.
Вопрос о смысле жизни является актуальным как в норме, так и при потере зрения. Потеря зрения — событие драматичное. Оно является тяжелой психической травмой для человека. Психическая травма приводит к тому, что человек долгое время остается центрированным на своих переживаниях. Под влиянием этих переживаний может происходить существенное обесценивание: «Кому я такой нужен? Что я теперь могу?», - что приводит к потере смысла жизни у слепых и слабовидящих. Потеря смысла жизни негативно влияет на процесс реабилитации незрячего человека, а именно на процесс усвоения нового жизненного опыта. Так, попадая в Центр Реабилитации Слепых, человек не всегда осознаёт, зачем он вообще приехал на обучение и что от него хотят педагоги. В процессе обучения он демонстрирует позицию пассивного слушателя, которая препятствует усвоению материала. В такой ситуации, педагогам, работающим с незрячими, необходимо в процессе обучения переориентировать реабилитантов со слабых сторон их психики на сильные. В свою очередь, это поможет взглянуть на себя со стороны и поможет сформировать не только уверенность в себе, но и уверенность человека в завтрашнем дне. [1]
Смысл жизни — психологическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Под влиянием дефекта зрения у слепых и слабовидящих возникает своеобразная установка — реакция на дефект, носящая яркий личностный отпечаток. В психологии проблема смысла жизни изучается с точки зрения того, как, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии личности и как сформировавшийся смысл жизни и его отсутствие влияют на жизнедеятельность и сознание человека. [2]
При изучении смысла жизни в психологии сложилось много точек зрения по данной проблеме. Тульчинский Г.К. выделил три аспекта смысла жизни:
- Смысл жизни как социально-идеологическая модель жизни.
- Объективная направленность жизнедеятельности, которая может не осознаваться.
- Субъективно осознанный смысл жизни. [3]
Ведин И.Ф. (1987) выделил следующие компоненты смысла:
- Объективное осознание смысла.
- Реализация оснований смысла в представлении о смысле.[1]
Франкл В. рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла жизни, по мнению Франкла В., порождает состояние экзистенционального вакуума, приводящего к специфическим ноогенным неврозам. Утверждая уникальность понятия смысла жизни, он ввел представление о ценностях — смысловых универсалиях, кристаллизующихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человек сталкивается. Это позволяет наметить пути осмысленности жизни:
1. С помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы).
2. С помощью того, что мы берем от мира (смысла переживания ценностей).
3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к себе и которую мы не в силах изменить. [2]
Смысловая установка — неосознанное состояние готовности личности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — готовность к восприятию и осмыслению объекта и действия с ним, сформированная в прошлом опыте. [3]
Унадзе Д Н. показал, что процесс формирования фиксированных смысловых установок определяет поведение человека. Он выделил три компонента смысловых установок:
1. когнитивный — образ того, что готов познать и воспринять человек;
2. эмоционально-оценочный — компонент симпатий и антипатий к объекту установки;
3. поведенческий — готовность человека определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевое усилие.
Бруньери Ф. и Цукерман Дж. (1992) считали, что люди, ориентированные на автономию, отличаются большей целостностью натуры, а люди ориентированные на контроль извне, отличаются слабостью, отрицанием своих возможностей.[1]
На основании данных исследований можно сделать вывод о том, что при нарушениях зрения у человека существует установка на дефект, влияющая на потерю смысла жизни. Данная особенность характеризуется отношением к дефекту: люди становятся беспомощными, у них возникает убеждение достигнуть чего-то существенного в жизни. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими понятиями инвалидностью и полноценностью.
В тифлопсихологии отмечается, что потерявший зрение человек не может в процессе интеграции восстановить и развить все свои психические возможности (Гулек О.).
Важной проблемой в понимании смысла жизни слепых и слабовидящих является проблема социального статуса человека в обществе. Особенности формирования личности человека с нарушением сенсорного о развития определяются не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе. [4]
Важным фактором интеграции слепых и формирования на этой основе смысла жизни является адекватное отношение ближайшего окружения (членов семьи) к их дефекту, что является основой и базисом для успешного включения незрячих в жизнь общества. [5]
Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей осмысленности жизни, ее насыщенности и преодоления трудностей, возможностей выполнения человеком своих обязанностей, удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью (человек является хозяином своей жизни или он подвластен ей) у слепых и слабовидящих людей.
Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых имени Наумова. В исследовании принимали участие 171 человек в возрасте 17 — 70 лет.
Методами исследования являлись методика «СЖО» Леонтьева Д.А., адаптированная для слепых и слабовидящих, методы математической статистики (нахождение средних значений, критерий различий Стьюдента).[1]
Методика «СЖО» имеет 6 шкал, по которым анализировались полученные результаты:
- — общая осмысленность жизни;
- — цели жизни;
- —- процесс жизни;
- — результат жизни;
- — локус контроля «Я»;
- —локус контроля жизни.
Особенностями проведения методики «СЖО» являлось то, что ответы испытуемых регистрировались диктофоном, и работа проводилась с каждым человеком индивидуально с целью создания комфортной атмосферы.
Результаты проведения экспериментального исследования приведены в таблице.
Результаты проведения методики «СЖО» со слепыми и слабовидящими людьми (средние значения)
Группы |
Шкалы |
Общая осмысленность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Приобретенная слепота |
74,05263 |
17,83368 |
21,75789 |
16,28105 |
14,61737 |
28,79158 |
|
Врожденная слепота |
72,45161 |
17,64581 |
21,30258 |
16,53742 |
15,43645 |
25,75613 |
|
Врожденное остаточное зрение |
74,19355 |
20,76903 |
20,4929 |
17,38065 |
15,64645 |
28,37355 |
|
Остаточное зрение с детства |
82,67742 |
21,04323 |
24,7871 |
18,26258 |
16,95032 |
31,10387 |
|
Приобретенное остаточное зрение |
82,75862 |
20,55241 |
24,4869 |
18,24966 |
17,71862 |
30,32667 |
|
Слепота с детсва |
79,9 |
18,39 |
22,77333 |
18,00267 |
16,28967 |
30,64267 |
|
Вся группа |
77,8538 |
19,47228 |
22,63614 |
17,52199 |
16,19468 |
29,15609 |
|
Нормативные показатели |
99 |
30,44 |
28,9 |
24,88 |
19,355 |
33,92 |
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- При сравнении с нормативными показателями по всем шкалам, практически все полученные результаты имеют низкие значения. Возможными причинами этого могут быть: понимание и восприятие самого дефектаорения, сужение социальных связей слепых и слабовидящих людей и в связи с этим своеобразие их адаптации в обществе.
- Наиболее существенные различия (для анализа использовался критерий различий Стьюдента) выявились:
- по шкале «Осмысленность жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.24, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.33, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале наиболее низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 72,45161) и наиболее высокие — у людей с остаточным зрением с детства (Х=82,67742) и приобретенным остаточным зрением (X = 82,75862), то есть они более остальных понимают смысл своей жизни. Такие результаты объясняются тем, что у людей с врожденной слепотой изначально нарушены социальные связи, люди с остаточным зрением с детства aдаптированы к своему дефекту с детства, а у людей с приобретенным остаточным зрением адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека— при благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на осмысленность жизни уменьшается;
- по шкале «Цели жизни» — между группой людей с приобретенной и слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.10, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.97, а=0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.46, а = 0,05), между группой людей с остаточным зрением с детства и группой людей со слепотой с детства (t- Ст= 3.27, а = 0,01), между группой людей с приобретенным остаточным зрением и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.51, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (Х=17,83368), врожденной слепотой (Х=17,64581) и слепотой с детства (Х= 18,39000). Эти люди, возможно, живут только сегодняшним днем и часто думают о прошлом. Такие данные объясняются особенностями взаимодействия с социальным окружением, осознанием дефекта зрения. Наиболее высокие баллы регистрируются у людей с врожденным остаточным зрением (X = 20,76903), остаточным зрением с детства (X = 21,04323), приобретенным остаточным зрением (Х= 20,55241). Эти люди имеют какие-то цели в жизни, устремлены на будущее;
- по шкале «Процесс жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст =2.65, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.35. а - 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 3.22, а = 0,01), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 3.58, а = 0,01), между группой людей с остаточным зрением сдетства и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.27, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 21,75789), с врожденной слепотой (X = 21,30258), с врожденным остаточным зрением (Х = 20,49290). Для них, возможно, характерна неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Люди с врожденной слепотой изначально имеют свой стиль жизни (потому что уже рождаются такими), они отличаются особенностями осознания дефекта и особенностями интеграции. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (X = 24,78710) и с приобретенным остаточным зрением (X = 24,48690). Эти люди отличаются большей стабильностью своей жизни;
- по шкале «Результат жизни» — различия между группами испытуемых не выявились. Такие данные свидетельствуют о том, что практически все слепые и слабовидящие одинаково видят результат своей жизни. Так как средние значения результатов по этой шкале ниже нормативных показателей, то можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие люди большей частью не удовлетворены свой жизнью в целом. При нормальной ситуации развития, в процессе адаптации люди с дефектами зрения понимают, для чего они живут, какими будут результаты их жизни;
- по шкале «Локус контроля Я» — между группой людей с приобретенной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.29, а = 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.10, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 14,61737). Эти люди, возможно, не верят в свои силы, в свои возможности. Приобретенная слепота является тяжелой психической травмой для человека, что влияет на результаты поданной шкале. Для них пик тросами являются: «Кто я такой?», «Кем я был и каким я стал?», «Каким я буду в будущем?». Наиболее высокие показатели — у людей с приобретенным остаточным зрением (X = 17,71862). Они, возможно обладают достаточной свободой выбора, представляют себя более сильной личностью (по сравнению с другими). До какого-то времени люди с приобретенным остаточным зрением развивались нормально, и потерязрения практически не повлияла на позитивную самооценку;
- по шкале «Локус контроля жизни»—между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.88, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.41, а=0,05) между группой людей с врожденной слепотой и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.40, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 25,75613). Эти люди, большей частью, склонны к фатализму. Такие данные объясняются осознанием своего дефекта: люди с врожденной слепотой не видят смысла жизни, цели жизни, неадекватно понимают, что такое вообще жизнь. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (Х = 31,10387), с приобретенным остаточным зрением (X = 30,32667) и со слепотой с детства (X = 30,64267). Для них, возможно, более характерна убежденность в том, что жизнь подвластна, что они могут контролировать свою жизнь и сами принимать решения. Такие данные объясняются социальной ситуацией развития этих людей — в школе, в семье, - проведением коррекционной работы.
Наглядно результаты экспериментального исследования представим па диаграмме:
Результаты проведения методики СЖО с разными группами слепых и слабовидящих (средние значения)
Также выявлялись различия результатов проведения методики «СЖО» между слепыми и слабовидящими по шкалам. Значимые различия выявились по шкале «Цели жизни» (t — Ст = 2.85, а = 0,01). Низкие показатели регистрируются у слепых людей (X = 17.97), а высокие — у слабовидящих людей (X = 20.79). Таким образом, для слепых людей характерна ориентация на настоящее и прошлое, а для слабовидящих людей — целеустремленность, нацеленность на будущее. Такие данные объясняются наличием остаточного зрения у слабовидящих людей и полным его отсутствием у слепых, то есть зависят от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу.
Итак, результаты проведения методики «СЖО» показали, что наиболее осмысленной свою жизнь считают люди с остаточным зрением с детства и люди с приобретенным остаточным зрением. Жизнь для них более насыщена, они легче преодолевают трудности, более удовлетворены самореализацией и управляемостью своей жизни. У людей с врожденной слепотой менее всего выражен смысл жизни личности, смысложизненные ориентации.
Таким образом, благодаря методике «СЖО» Леонтьева Д.А. можно изучать особенности смысловой сферы слепых и слабовидящих, наметить пути их адаптации в обществе.
Литература
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М., 1999.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. —М., 1990
- Фобии и тревожные ожидания поздноослетиих: Методическое пособие для работников тифлопедагогики А ПН Института им. Герцена. — М., 2003.
- Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения //Дефектология. — №2. —1996.
- Шкляев А.В. Слепота и что за ней. — М., 1998.