email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Ю. Е. Криводонова

Научный руководитель - д.пех.и., проф. СИ. Кудинов

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М Шукшина

Понятие ценностных ориентации личности возникает в объяснительном социальном значении поведения. Ряд авторов (Колб, Уэл, 1961г.) считают, что ценностные ориентации тождественны аттитюду (социальной установке). Любимова Т.Б.. Попова СИ. связывают понятие ценностных ориентации социально-психологической науки с теорией Т.Парсонса. В психологии существуют много работ посвященных ценностным ориентациям личности, в которых изучается их иерархия. Выражая определенные качества личности, ценностные ориентации являются средством реализации определенных общественных целей. Нормативно ценностный подход изучения социально-политических ценностей берет свое начало от Э.Дюрктейма, Т.Парсонса, М.Вебера, А. Маршача, В.Паретто. Много лет данной проблемой занимались американские ученые У.Томсон, Ф.Знанецкий. У них существует представление о том, что определенный слой развития и преобразования общества является преобразованием целей и интересов людей или определенных соотносящихся групп. В рамках данного подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и способе осознания их действенных сторон. Э. Дюркгейм считал, что основа общества это общественное сознание, общее верование, ценности и нормы. Их ослабление грозит дезинтеграцией общества, его распаду. В большинстве современных исследованиях ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев). М.Рокич сформулировал определение ценностей. По его мнению, ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или существования передаются наряду с каким-либо жизненным способом поведения, существования или аналогичной ситуацией. Таким образом, система ценностей это устойчивая совокупность убеждений. Рокичем было выделено три их типа: экзистенциональные, оценочные, прогматистские. Им было выделено два класса ценностей «терминальные» и «инструментальные», как ориентация в желательности или нежелательности способа поведения. Исследователи терминальных ценностей выделяют два их класса в зависимости от того, направлены ли они на социум интерперсонально сфокусированы на индивиде или интерперсонально (Олпорт и др. 1920г.). Маслоу 1959г. считает, что соотношение ценностей индивидуально у каждого человека, поэтому для каждого человека характерно преобладание своих ценностей, что определяет поведение и социальную позицию человека. Рассмотрение разных уровней ценностных ориентации личности ведется в отечественной литературе давно. Тугаринов В.П. (1968 г.) различает ценности-средства и ценности-цели, что перекликается с разделением их на терминальные и инструментальные. Таким образом, под ценностными ориентациями личности понимаются цели, стремления, жизненные идеалы, желания, система определенных норм, (Ольшанский А. Б. 1965г.).

Как в норме, так и при нарушениях зрения людям присущи различные ценностные ориентации. Главным препятствием в их формировании является дефект зрения. Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По происхождению дефекты зрения делятся на врожденные и приобретенные, первичные и вторичные. Причем первичные - это соматический дефект, а вторичный - это нарушения социальных связей, нарушение двигательной сферы обусловлено малоподвижной образом жизни слепых. Между первичным и вторичным дефектами существуют сложные структурные межфункциональные связи. Большой вклад в учение о дефекте зрения внес Выготский Л.С.(1886-1934). Он раскрыл структуру дефекта, и считал, что соотношения первичного и вторичного дефектов проявляется в психике человека не равнозначно. По его мнению, всякий телесный недостаток, не только изменяет отношения человека к миру, но и сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения, поэтому слепые требуют особых условий воспитания, к ним возникает особое отношение, меняется его социальная позиция. В дальнейшем телесный недостаток вызывает особую социальную установку, когда физический дефект вызывает социальный «вывих». Органический дефект влияет на личность человека, так как поврежденные органы вносят свою социальную природу, что затрудняет формирование ценностных ориентации слепых и слабовидящих.

Как в норме, так и при нарушении зрения ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, убеждениях и являются образцом ценностного плана генеральной линейной жизни человека. Система ценностных ориентации личности это показатель того, что можно ожидать от человека, это обобщенный показатель направленности интереса, потребности личности, социальной позиции, уровня духовного развития человека, поэтому проблема адаптации и реадаптации слепых, должна строится не как биологическая, а как социальная.