email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: Формирование ценностных ориентаций и жизненных смыслов лиц с дефектом зрения имеет большое значение для их социализации в профессиональной деятельности в обществе зрячих людей.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, слепота и слабовидение, профессионализация, развитие личности.

 

Понятие ценностных ориентации личности возникает в объяснительном социальном значении поведения. Ряд авторов (Колб, Уэл, 1961 г.) считают, что ценностные ориентации тождественны аттитюду (социальной установке). Любимова Т. Б., Попова С. И. связывают понятие ценностных ориентации социально-психологической науки с теорией Т. Парсонса. В психологии существует много работ, посвященных ценностным ориентациям личности, в которых изучается их иерархия. Выражая определенные качества личности, ценностные ориентации являются средством реализации определенных общественных целей. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политических ценностей берет свое начало от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршала, В. Парето.

Много лет данной проблемой занимались американские ученые У. Томсон, Ф. Знанецкий. У них существует представление о том, что определенный слой развития и преобразования общества является преобразованием целей и интересов людей или определенных соотносящихся групп. В рамках данного подхода исследуется общий фундаментальный вопрос о природе интересов и способе осознания их действенных сторон.

Э. Дюркгейм считал, что основа общества - это общественное сознание, общее верование, ценности и нормы. Их ослабление грозит дезинтеграцией общества, его распадом. В большинстве современных исследованиях ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (А. И. Донцов, Д. А. Леонтьев).

М. Рокич сформулировал определение ценностей. По его мнению, ценности - это устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или существования передается наряду с каким-либо жизненным способом поведения, существования или аналогичной ситуацией. Таким образом, система ценностей это устойчивая совокупность убеждений. Рокичем было выделено три их типа: экзистенциональные, оценочные, прогматистские. Им было выделено два класса ценностей «терминальные» и «инструментальные», как ориентация в желательности или нежелательности способа поведения. [1]

Исследователи терминальных ценностей выделяют два их класса в зависимости от того, направлены ли они на социум (интерперсонально сфокусированы на индивиде) или интерперсонапьно (Олпорт и др., 1920 г.). [2]

Маслоу (1959 г.) считает, что соотношение ценностей индивидуально у каждого человека, поэтому для каждого человека характерно преобладание своих ценностей, что определяет поведение и социальную позицию человека с дефектом зрения в процессе выбора профессии. Таким образом, профессия, выбираемая личностью с дефектом зрения становится связующим элементом его с обществом зрячих людей. [3]

Именно получение образования является фактором, компенсирующим недостатки зрительной патлологии, накладывающей отпечатки на картину психических реакций незрячего человека. Рассмотрение разных уровней ценностных ориентации личности ведется в отечественной литературе давно. Тугаринов В. П. (1968 г.) различает ценности-средства и ценности-цели, что перекликается с разделением их на терминальные и инструментальные. Таким образом,как и в норме, под ценностными ориентациями личности понимаются цели, стремления, жизненные идеалы, желания, система определенных норм (Ольшанский А. Б., 1965 г.).[4]

Как в норме, так и при нарушениях зрения людям присущи различные ценностные ориентации, в том числе и ценности, связанные с выбором профессии. Главным препятствием в их формировании является дефект зрения.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По происхождению дефекты зрения делятся на врожденные и приобретенные, первичные и вторичные. Причем первичные - это самотический дефект, а вторичный - это нарушение социальных связей, нарушения двигательной сферы, обусловленые малоподвижным образом жизни слепых. Между первичным и вторичным дефектами существуют сложные структурные межфункциональные связи.

Большой вклад в учение о дефекте зрения внес Выготский Л. С. (1886 - 1934). Он раскрыл структуру дефекта и считал, что соотношения первичного и вторичного дефектов проявляется в психике человека не равнозначно. По его мнению, всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но и сказывается на отношениях с людьми. [5]

Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения, поэтому незрячие требуют особых условий воспитания, к ним возникает особое отношение, меняется их социальная позиция. В дальнейшем телесный недостаток вызывает особую социальную установку, когда физический дефект вызывает социальный «вывих», что негативно сказывается на процесс профессионализации личности. Органический дефект влияет на личность человека, так как поврежденные органы вносят свою социальную природу, что затрудняет формирование ценностных ориентации слепых и слабовидящих.

Как в норме, так и при нарушении зрения ценностные ориентации проявляются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, убеждениях и являются образцом ценностного плана генеральной линейной жизни человека. Система ценностных ориентации личности, связанных с профессиональным ее становлением - это показатель того, что можно ожидать от человека, это обобщенный показатель направленности интереса, потребности личности, социальной позиции уровня духовного развития человека, поэтому проблема социализации и интеграции слепых должна строится не как биологическая, а как социальная. Так как физические особенности изменяют социальный характер, то психические особенности имеют ту же природу (социальную). [6]

Слепота в разной социальной среде проявляет себя одинаково, поэтому воспитание аномальных детей должно быть разносторонним и развивающим, что может победить дефект.[5]

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. –1997. –  №7. – 61-65 с.
  2. Вайзер Ф.А. Смысл жизни и двойной кризис жизни человека [Текст] / Ф.А. Вайзер // Психологический журнал. – 1998. – Том 19. – №5. – 25-29 с. 
  3. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. – 2002. – № 3,4. – 15-21 с.
  4.  Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением [Текст] / Т.М. Буякас // Вестник МГУ. – 2001. – №2. – 45-51 с. 
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956, с. 449.
  6. Варфоломеева О.В. Экзистенциальные противоречия в формировании психологически устойчивой личности [Текст] / О.В. Варфоломеева // Прикладная психология и психоанализ. – 2003. – №2. – 99-104 с.