СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
2016 · № 10, часть 13
Периодический научный сборник
Исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на адаптацию первоклассников к школьному обучению.
Адаптация первоклассников к школьному обучению – один из основных видов деятельности школьного психолога и классного руководителя. Этот факт говорит об актуальности и значимости работы в этом направлении.
Под школьной дезадаптацией принято понимать, как правило, некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным. К числу основных первичных внешних признаков педагоги и психологи относят затруднения в учёбе и различные нарушения школьных форм поведения.
Среди основных причин, вызывающих школьную дезадаптацию можно выделить следующие:
- Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально- педагогическая запущенность.
- Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
- Двигательные нарушения.
- Эмоциональные расстройства.
В зависимости от социальных условий жизни ребёнка и её индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:
- При отсутствии заинтересованности в ребёнке значимых взрослых, у него формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и происходит потеря смысла обучения и развития; как следствие наблюдается плохая успеваемость, трудности общения, а иногда и отказ от обучения.
- В группу лёгких случаев дезадаптации попадают дети, для которых учёба – тяжкий и непосильный труд, они сильно устают, у них нет направленности на обучение, их интересы связаны в основном с общением. У таких 78 школьников обычно не сформированы цели и интересы, нет ожидания собственных успехов, они не умеют планировать свою деятельность – они скучают.
«Хорошие» дети, которые радуют взрослых хорошими оценками, но при этом боятся ошибок и неудач и реализуют не свои цели, а ожидания родителей и учителей. Порой такие дети учатся на пределе своих возможностей и сильно истощаются. Для них характерны периодические срывы – вдруг резкое падение успеваемости, увеличение соматических заболеваний, депрессии. В этом случае можно говорить о скрытой дезадаптации. Устранить или смягчить эффект дезадаптации и вернуть ребёнка на путь развития, призвана тренинговая и развивающая работа, которую мы подобрали, учитывая различные качества и особенности детей младшего школьного возраста.
Детский адаптационный тренинг направлен на профилактику трудностей, связанных с процессом вхождения первоклассников в школьную жизнь (учёба, отношения в коллективе).
Цель:
- Выявить представления у обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- Способствовать успешному формированию процессов самопознания и самосозидания личности обучающихся;
- Создать условия для сплочения детского коллектива в период адаптации;
- Формировать у детей отношения друг к другу как к партнёрам в сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи:
- Обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
- Сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- Способствовать взаимопониманию между детьми (используя определённые педагогические методы), сплочению классного коллектива.
Программа тренингов составлена для учащихся первых классов в период адаптации к школе.
Сроки: с сентября по октябрь, 1 занятие в неделю по 40 минут.
Ожидаемые результаты:
- Снятие психологического напряжения у детей.
- Сплоченный коллектив первоклассников.
- Безболезненная адаптация к школе.
- Развитие у детей чувства доверия ко взрослым (родителям, учителю, психологу).
Занятия осуществляются по следующей структуре:
- Разминка (приветствие, 5 – 6 мин).
- Основная часть (упражнения адаптационного периода, 25-30 мин).
- Заключительная часть (ритуал прощания, 4 мин).
Настроить участников тренинга на групповую сплоченность и активизацию работы группы помогли следующие игры, которые представлены ниже:
Для развития коммуникативных навыков, сплоченности, ответственности, развитие навыков невербального общения мы использовали следующие игры:
В ходе проведённой психолого-педагогической коррекционно- развивающей работы, направленной на повышение уровня успешности адаптации обучающихся к школьной ситуации мы видим, что успешность адаптации зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. Незрелость какой-либо сферы психики обучающихся является основной причиной, приводящей к дезадаптации обучающихся. Своевременная и квалифицированная психолого-педагогическая помощь обучающимся позволяет снизить риск проявления тех или иных негативных поведенческих особенностей и повысить уровень успешности обучающихся к школьной ситуации.
Список литературы
- Говоркова, Н.Б, Кукушкина Г.Г. «Первые дни ребенка в школе», Волгоград «Учитель», 2014.
- Карабаева, О.А. «Организация адаптивной среды на начальном этапе обучения» // «Начальная школа», №7-2004. 3. Костина, Л.М. «Адаптация первоклассников в школе, пути снижения уровня их тревожности», «Вопросы психологии», 2004, №1.