email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

2016 · № 10, часть 13

Периодический научный сборник

 

 

Исследование посвящено рассмотрению факторов, влияющих на адаптацию первоклассников к школьному обучению.

      Адаптация первоклассников к школьному обучению – один из основных видов деятельности школьного психолога и классного руководителя. Этот факт говорит об актуальности и значимости работы в этом направлении.

      Под школьной дезадаптацией принято понимать, как правило, некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным. К числу основных первичных внешних признаков педагоги и психологи относят затруднения в учёбе и различные нарушения школьных форм поведения.

      Среди основных причин, вызывающих школьную дезадаптацию можно выделить следующие:

  1. Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально- педагогическая запущенность.
  2. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
  3. Двигательные нарушения.
  4. Эмоциональные расстройства.

       В зависимости от социальных условий жизни ребёнка и её индивидуальных особенностей различают разные уровни дезадаптации:

  1. При отсутствии заинтересованности в ребёнке значимых взрослых, у него формируется низкая самооценка, закрепляется опыт неудач и происходит потеря смысла обучения и развития; как следствие наблюдается плохая успеваемость, трудности общения, а иногда и отказ от обучения.
  2. В группу лёгких случаев дезадаптации попадают дети, для которых учёба – тяжкий и непосильный труд, они сильно устают, у них нет направленности на обучение, их интересы связаны в основном с общением. У таких 78 школьников обычно не сформированы цели и интересы, нет ожидания собственных успехов, они не умеют планировать свою деятельность – они скучают.

      «Хорошие» дети, которые радуют взрослых хорошими оценками, но при этом боятся ошибок и неудач и реализуют не свои цели, а ожидания родителей и учителей. Порой такие дети учатся на пределе своих возможностей и сильно истощаются. Для них характерны периодические срывы – вдруг резкое падение успеваемости, увеличение соматических заболеваний, депрессии. В этом случае можно говорить о скрытой дезадаптации. Устранить или смягчить эффект дезадаптации и вернуть ребёнка на путь развития, призвана тренинговая и развивающая работа, которую мы подобрали, учитывая различные качества и особенности детей младшего школьного возраста.

      Детский адаптационный тренинг направлен на профилактику трудностей, связанных с процессом вхождения первоклассников в школьную жизнь (учёба, отношения в коллективе).

Цель:

  • Выявить представления у обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • Способствовать успешному формированию процессов самопознания и самосозидания личности обучающихся;
  • Создать условия для сплочения детского коллектива в период адаптации;
  • Формировать у детей отношения друг к другу как к партнёрам в сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи:

  • Обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
  • Сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
  • Способствовать взаимопониманию между детьми (используя определённые педагогические методы), сплочению классного коллектива.

       Программа тренингов составлена для учащихся первых классов в период адаптации к школе.

Сроки: с сентября по октябрь, 1 занятие в неделю по 40 минут.

 Ожидаемые результаты:

  1. Снятие психологического напряжения у детей.
  2. Сплоченный коллектив первоклассников.
  3. Безболезненная адаптация к школе.
  4. Развитие у детей чувства доверия ко взрослым (родителям, учителю, психологу).

Занятия осуществляются по следующей структуре:

  1. Разминка (приветствие, 5 – 6 мин).
  2. Основная часть (упражнения адаптационного периода, 25-30 мин).
  3. Заключительная часть (ритуал прощания, 4 мин).

       Настроить участников тренинга на групповую сплоченность и активизацию работы группы помогли следующие игры, которые представлены ниже: 

адаптация, первоклассники, статус ребенка, школьный психолог, классный руководитель

 

      Для развития коммуникативных навыков, сплоченности, ответственности, развитие навыков невербального общения мы использовали следующие игры:

адаптация, первоклассники, статус ребенка, школьный психолог, классный руководитель

      В ходе проведённой психолого-педагогической коррекционно- развивающей работы, направленной на повышение уровня успешности адаптации обучающихся к школьной ситуации мы видим, что успешность адаптации зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. Незрелость какой-либо сферы психики обучающихся является основной причиной, приводящей к дезадаптации обучающихся. Своевременная и квалифицированная психолого-педагогическая помощь обучающимся позволяет снизить риск проявления тех или иных негативных поведенческих особенностей и повысить уровень успешности обучающихся к школьной ситуации.

Список литературы

  1.  Говоркова, Н.Б, Кукушкина Г.Г. «Первые дни ребенка в школе», Волгоград «Учитель», 2014.
  2.  Карабаева, О.А. «Организация адаптивной среды на начальном этапе обучения» // «Начальная школа», №7-2004. 3. Костина, Л.М. «Адаптация первоклассников в школе, пути снижения уровня их тревожности», «Вопросы психологии», 2004, №1.