email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Ю.Е Криводонова аспирант БГ1ГУ имени В.М.Шукшина г. Бийск

Адаптация (лат. - «adaptation» - приспособление) - процесс приспособления строения функций организма, особей, популяций и видов к условиям среды. Любой факт адаптации - это результат конкретного исторического этапа приспособительного процесса адаптации генеза, протекающего в определенном несоответствии биотипов и отвечающих им комплексных процессов (А. Клауди, П. Биллей, Д. Винцест).

Как и в норме, людям с дефектом зрения свойственна адаптация к окружающей среде. Актуальность проблемы адаптации слепых и слабовидящих людей определяется их местом в обществе, а, главное, тем обстоятельством, что все слепые и слабовидящие люди могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально равноправных, но и творчески активных его членов.

Понятие «адаптация» первоначально возникло в биологии, и в настоящее время применяется не только в естественных, но и в общественных науках. Расширение его содержания позволяет исследовать явления адаптации в различных планах от биологического до философского.

Областью исследования тифлопсихологии является социально психологическая адаптация лиц с нарушением зрения. Основу изучения социально психологической адаптации составляет изучение характера деятельности слепых, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями и личным опытом, личностными качествами, индивидуализируя ролевое поведение.

Вопрос о социально психологической адаптации современные исследователи ставили давно. По их мнению, существует так много нерешенных вопросов по данной проблеме и, прежде всего, это вопрос о соотношении социальной адаптации и индивидуальности человека, как в норме, так и при наличии сенсорного дефекта.

Для социальной адаптации слепых и слабовидящих характерно наличие сознательного, целенаправленного и творческого мотивов. На этой основе возникли две точки зрения на понимание процесса адаптации.

По мнению марксистской социологии, адаптация - это двуединый процесс, в котором человек подвергается не только воздействиям среды, но и является объектом адаптации, приспосабливаясь к ней и воздействуя на нее, выступая, как субъект адаптации.

Для буржуазной психологии характерно рассмотрение личности, как пассивного продукта обстоятельств.

Таким образом, адаптация личности обеспечивается индивидуальной регуляцией человеком своего поведения и существенно зависит от сформированности личностных свойств и саморегуляции, что находит свои проявления в различной степени успешности адаптированности у разных индивидов.

Потеря зрения - событие драматичное. Оно является тяжелой психологической травмой для человека. Наличие травмы приводит к тому, что личность долгое время остается центрированной на своих переживаниях. Их содержание разнообразно.

Может происходить существенное обесценивание: «кому я такой нужен?», «что я теперь могу?», - происходит распад личностных отношений. В сознании человека начинает формироваться образ личности «я Незрячий», который формируется мучительно и отражается в поведении человека.

Проблема прогнозирования поведения слепых и слабовидящих людей в условиях психотравмы привлекает внимание исследователей. Психогенные ситуации (потеря зрения) сопровождаются психотравмирующими последствиями, которые приводят к психологическим нарушениям различной нозологии.

Данные нарушения сохраняются у людей на протяжении всей их жизни.

Проблема воздействия неблагоприятных факторов на человека в процессе адаптации имеет несколько аспектов, и прогнозирование последствий такого воздействия на людей связано с нарушением адаптации.

Расформировавшийся образ «Я» заставляет слепых и слабовидящих людей имитировать поведение зрячих, что усиливает их напряженность. Важной формой напряженности является восприятие недостатка зрения как косметического дефекта. Данная форма напряженности влияет на поведение людей, когда слепота воспринимается как уродство.

Данное явление - дисморфофобия - может быть стойким и глубоко скрываемым, в результате чего снижается уровень самоуважения и самооценки, человек может избегать контакта с окружающими людьми.

У слепых людей могут возникать опасения по отношению к окружающим людям, которые, по их мнению, испытывают неприятные эмоции в процессе общения с ними, поэтому они избегают контактов со зрячими, в результате чего у них возникает страх повторного контакта, что препятствует адаптации к социальной среде.

Наряду с негативным влиянием дефекта зрения на адаптацию человека, возможно изучение особенностей, обеспечивающих ее полноценное протекание. Особенности адаптации слепых и слабовидящих зависят от времени наступления дефекта, При этом дефект зрения делится на врожденный и приобретенный. С целью изучения особенностей адаптивных процессов, выявления отношения слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации в обществе, было проведено экспериментальное исследование с использованием методики анкетирования, адаптированной для слепых и слабовидящих людей.

Методика состоит из 5 шкал (факторов): 1. Дефект. 2. Профессия. 3. Межличностные отношения. 4. Друзья. 5. Работа.

Количественный анализ данных (ответов испытуемых) осуществлялся с помощью математической обработки:

- подсчитывались средние показатели (значения) ответов по каждому фактору для каждой группы испытуемых с целью выявления общего характера ответов (или отношения) испытуемых (нейтральный, отрицательный или положительный);

- составлялась гистограмма с целью наглядного графического представления полученных результатов по данной методике;

- вычислялись различия между группами испытуемых по каждому фактору с использованием критерия различий Стьюдента;

- подсчитывалось процентное соотношение ответов в каждой группе испытуемых по каждому фактору с целью более точного описания, чем по средним показателям, характера ответов (или отношения) испытуемых (нейтральный, отрицательный или положительный).

Гистограмма 1

Результаты изучения отношения слепых и слабовидящих людей к факторам жизни, необходимым для их адаптации (методика анкетирования) (средние значения)