email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Адаптация (лат. – «adaptation» - приспособление) – процесс приспособления строения функций организма особей популяций и видов к условиям среды. Любой факт адаптации – это результат конкретного исторического этапа приспособительного процесса адаптации генеза, протекающего в определенном несоответствии биотипов и отвечающих им комплексных процессов (А. Клауди, П. Виллей, Д. Винцест).

Как и в норме, людям с дефектом зрения свойственна адаптация к окружающей среде. Актуальность проблемы адаптации слепых и слабовидящих людей определяется их местом в обществе, а, главное, тем обстоятельством, что все слепые и слабовидящие люди могут быть включены  в жизнь общества в качестве не только социально равноправных, но и творчески активных его членов.

Понятие «адаптация» первоначально возникло в биологии, и в настоящее время применяется не только в естественных, но и в общественных науках. Расширение его содержания позволяет исследовать явления адаптации в различных планах от биологического до философского.

Областью исследования тифлопсихологии является социально психологическая адаптация лиц с нарушением зрения. Основу изучения социально психологической адаптации составляет изучение характера деятельности слепых, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями и личным опытом, личностными качествами, индивидуализируя ролевое поведение.

Вопрос о социально психологической адаптации современные исследователи ставили давно. По их мнению, существует так много нерешенных вопросов по данной проблеме и, прежде всего, это вопрос о соотношении социальной адаптации и индивидуальности человека, как в норме, так и при наличии сенсорного дефекта.

Для социальной адаптации слепых и слабовидящих характерно наличие сознательного, целенаправленного и творческого мотивов. На этой основе возникли две точки зрения на понимание процесса адаптации.

По мнению марксистской социологии, адаптация – это двуединый процесс, в котором человек подвергается не только воздействиям среды, но и является объектом адаптации, приспосабливаясь к ней и воздействуя на нее, выступая, как субъект адаптации.

Для буржуазной психологии характерно рассмотрение личности, как пассивного продукта обстоятельств.

Таким образом, адаптация личности обеспечивается индивидуальной регуляцией человеком своего поведения и существенно зависит от сформированности личностных свойств и саморегуляции, что находит свои проявления в различной степени успешности адаптированности у разных индивидов.

Потеря зрения – событие драматичное. Оно является тяжелой психологической травмой для человека. Наличие травмы приводит  к тому, что личность долгое время остается центрированной на своих переживаниях. Их содержание разнообразно.

Может происходить существенное обесценивание: «кому я такой нужен?», «что я теперь могу?», - происходит распад личностных отношений. В сознании человека начинает формироваться образ личности «я незрячий», который формируется мучительно и это сказывается на поведении человека.

Проблема прогнозирования поведения слепых и слабовидящих людей в условиях психотравмы привлекает внимание исследователей. Психогенные ситуации (потеря зрения) сопровождаются психотравмирующими последствиями, которые приводят к психологическим нарушениям различной нозологии.

Данные нарушения сохраняются у людей на протяжении всей их жизни.

Проблема воздействия неблагоприятных факторов на человека в процессе адаптации имеет несколько аспектов, и прогнозирование последствий такого воздействия на людей связано с нарушением адаптации.

Это проявляется в том, что несформировавшийся образ своего «Я» заставляет слепых и слабовидящих людей имитировать поведение зрячих, что усиливает их напряженность. Важной формой напряженности является восприятие недостатка зрения как косметического дефекта. Данная форма напряженности влияет на поведение людей, когда слепота воспринимается как уродство.

Данное явление – дисморфофобия – может быть стойким и глубоко скрываемым, в результате чего снижается уровень самоуважения и самооценки, человек может избегать контакта с окружающими людьми.

У слепых людей могут возникать опасения по отношению к окружающим людям, которые, по их мнению, испытывают неприятные эмоции в процессе общения с ними, поэтому они избегают контактов со зрячими, в результате чего у них возникает страх повторного контакта, что препятствует адаптации к социальной среде.

Наряду с негативным влиянием дефекта зрения на адаптацию человека, возможно изучение особенностей, обеспечивающих ее полноценное протекание. Особенности адаптации слепых и слабовидящих зависят от времени наступления дефекта. При этом дефект зрения делится на врожденный и приобретенный (слепота, слабовидящие).

Наука о слепых и слабовидящих сводится  к развертыванию одной центральной идеи, согласно которой слепота – это не только отсутствие зрения, а дефект органа зрения, который вызывает перестройку психики и личности.

Создавая новый, особый взгляд на личность, слепота вызывает в жизни человека новые изменения, что создает и формирует психику человека.

Таким образом, К. Бюрклен (1934) собрал мнения различных авторов (К.А. Фриче, Л.А. Бачко, М. Штедке, Х.В. Рокермунд, И. Клейн) о процессе адаптации слепых. Опираясь на эти данные, наука нового времени подошла ближе к овладению истиной  о личности слепых и слабовидящих людей и сделала вывод, что в психике слепых нет ничего, кроме тенденции преодолеть последствия слепоты и попытки завоевать социальную позицию. Наука располагает немногими попытками охарактеризовать личность слепых в целом, разгадать лейтлинию их жизни. Говоря о личности слепых и слабовидящих, А. Петцельд считал, что на первом плане у них стоит ограниченность свободы движений и беспомощность в отношении пространства, которые позволяют сразу узнать слепого, но остальные силы и способности слепых могут полноценно функционировать в полной мере.

Противоречие в личности слепых между относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью посредством речи полного и адекватного взаимопонимания со зрячими укладывается в психологическую схему дефекта и компенсации.

Таким образом, конечная точка развития слепых – завоевание социальной позиции. Данный процесс одинаков у слепых и зрячих. на основе активной позиции слепых и слабовидящих формируется их образ жизни. Образ жизни – конкретная жизнь индивида с ее особенностями. Понятие «образ жизни» отражает компоненты, из которых складывается жизнь индивида и границу между ними, их содержательные характеристики и взаимные связи между ними.

Компоненты образа жизни человека с нарушениями зрения идентичны компонентам образа жизни нормального человека:

  1. трудовая деятельность;
  2. общественная деятельность;
  3. сфера семейно-бытовых отношений;
  4. досуг.  

данные компоненты образа жизни человека предполагают его взаимодействие с людьми. Поэтому образ жизни характеризует межиндивидуальные связи людей, специфические характеристики отношений между ними.

Взаимосвязь компонентов образа жизни и личности заключается в том, что при наличии образа жизни личность включается в структуру общества. Понимание причин негативного самовосприятия и самоуважения важно для людей, имеющих физический дефект, что имеет большое значение в процессе их адаптации к слепоте.

отношение человека к себе позволяет определить, насколько успешной будет его адаптация, насколько высоки будут его требования, насколько устойчивы будут его попытки их удовлетворить.

Важной составляющей образа себя при слепоте и слабовидении является чувство полноценности. Чувство полноценности – это универсальная потребность людей, которая важна для каждого человека. Самоуважение возникает на основе удовлетворения данной потребности ощущать свою ценность.

«Чувство принятия самого себя неотделимо от чувства принятия любви к другим. Наши чувства и отношение к другим тесно взаимосвязаны с нашими возможностями отношений к самим себе. Силы и способности адаптации находятся в прямой зависимости от чувства полноценности» (Ден Тотл, Науми Тотл. Самоуважение и адаптация к слепоте.- М.- 2004.- С.150).

Таким образом, в процессе адаптации слепых и слабовидящих складываются разные типы личностей, но любая травма приводит к усилению той личности, которая уже была на момент травмы, поэтому для полноценной адаптации слепых и слабовидящих с ними должна быть проведена коррекционная работа с целью снятия негативных личностных особенностей, вызванных дефектом зрения и оптимизация жизненных сил человека для борьбы с дальнейшими жизненными трудностями.

Литература

  1. Тотл Ден, ТОтл Науми. Самоуважение и адаптация к слепоте. – М. – 2004.
  2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: актуальные проблемы исторического материализма. – М. – 1986.
  3. Сборник. Методологические проблемы социальной психологии. Академия наук СССР, Институт психологии. – М.: Наука. – 1975.
  4. Солнцева Л.И. Теоретические и практические современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. – М.: ООО ИПМК Логос – ВОС. – 2006.
  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. М. – 1990.