email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: Задачей данной публикации является обоснование особенностей межличностного взаимодействия слепых  и  слабовидящих людей, способствующих их профессиональному росту и развитию.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, профориентация, дефект зрения, профессионализация личности.

 

Процесс общения - это вид взаимодействия людей, в котором они одновременно являются объектами и субъектами. Общение как вид взаимодействия, зависит от опыта людей: чем ограниченнее опыт человека, тем ниже способность воспринять сигналы, которые несут осведомленность и информацию о взаимодействии с партнером.

Общение -  это взаимодействие между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает наличие ее в своих партнерах. Это выражается в том, что человек при общении инициативно воздействует на партнера, воспринимая его воздействия и отвечая на них.

Таким образом, общение это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общих результатов. [1]

Существует много точек зрения на толкование важности общения.  В.М. Бехтерев выделяет функции общения, как механизм осуществления совместной деятельности. Он сделал вывод о том, что общение - это механизм объединения людей в группы, условие социализации личности. Чем богаче и разнообразнее общение, тем успешнее оно осуществляется. В.М. Бехтерев выделил два вида общения: непосредственное и опосредованное.

В.Н. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия  конкретных личностей, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. По его мнению, в общении человека выражаются отношения к партнеру с их разной активностью и избирательностью.[2]

Со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии к партнеру по взаимодействию, стремления к повторным встречам или уклонение от них. Утрата или глубокое нарушение зрения препятствуют виденью лица партнера и других его внешних качеств (восприятие мимических движений, движений глаз и других, визуально воспринимаемых признаков) затрудняет процесс общения, так как незрячий человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих. [1]

По мнению А.Г. Литвака, личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты с миром, приводит к социальной депривации.

Социальная депревация – лишение, проявляющееся в том, что вступая в процесс взаимодействия с партнером, незрячий человек при наличии минимального опыта, может неадекватно истолковывать его действия и поступки.

Это сказывается и на процессе профессионального становления как студентов, обучающихся в Вузах на равнее со зрячими, так и молодых специалистов, работающих не в смешанных коллективах, а в обычных. Это выражается в том, что незрячий человек более комфортно себя чувствует в среде незрячих или слабовидящих людей, так как по убеждению многих незрячих, только такой же человек, переживший аналогичное горе, способен его понять. Это касается смешанных коллективов, в которых учатся и работают сами незрячие. Требования к незрячему студенту или же специалисту в таком коллективе минимальны, так как люди, работающие с незрячими, не имеют достаточно ярких стереотипов. В ряде случаев, это выражается в их высказываниях по поводу того, что им неважно, как человек выглядит, как он одет и что он из себя представляет.

Более сложное положение возникает у тех незрячих людей, которые обучаются или работают на равнее со зрячими людьми. В такой ситуации, человеку необходимо придерживаться именно тех рамок, которые уже имеются в обществе: манера поведения, внешний вид должны соответствовать. В такой ситуации, возникает масса стереотипов в обществе, согласно которым незрячие люди могут быть включены в общественную жизнь, но не во все её сферы. Так, к примеру, незрячий студент может быть неплохим помощником своим сокурсникам на экзаменах и при написании контрольных работ, быть неплохим специалистом своего дела, в связи с наличием более углубленного багажа знаний, возникшего в силу сложившейся ситуации.

Однако, в нашем обществе существует множество стериотипов, связанных именно с самореализацией незрячих людей в обществе. В связи с этим, существуют и определённые стратегии взаимодействия с ними. Так, например, человек со зрительной патологией может быть неплохим слушателем разного рода жалоб, советчиком при решении различных дел. Однако, даже при наличии подобной ситуации, лица, имеющие зрительный дефект, находятся, своего рода, между двух миров. С одной стороны, они незрячие люди и связаны с себе подобными людьми фактически – через дефект зрения. С другой – им более комфортно учиться и работать со зрячими людьми, но существует некая грань, до которой им добраться сложно в силу имеющихся в обществе стериотипов. Данная ситуация очень болезненно переживается, однако, психологам, работающим с незрячими людьми в сфере их социализации, необходимо формировать положительное отношение ко всему происходящему.

Акцент в работе должен быть сделан не на имеющемся физическом недостатке, а на путях и способах его преодоления. Именно в такой ситуации, даже не видя мимики лица партнёра по общению, можно научиться чувствовать человека и читать его эмоции, состояния, видеть его настроения, как открытую книгу. [3]

Однако, несмотря на важность и нужность такого рода работы, существует много точек зрения на толкование межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.  В.С. Мерлин считал, что слепота затрудняет поступление впечатлений извне и содействует углублению и просветлению нашей духовной жизни, то есть слепота оказывает влияние на развитие личности в целом. [4]

Восприятие и познание человека человеком у слепых имеет свои особенности: первоначально для восприятия человека человеком большое значение имеет мышечное чувство рук, ног, рецепция стоп, движения головы и шеи. На основе впечатлений, получаемых от разных ощущений, незрячий воспринимает свое тело и других людей. [5]

Большое значение для незрячих людей имеют шумы, издаваемые шагами человека, на основе которых они судят о росте, фигуре, душевных свойствах человека или делается заключение о телосложении человека, о его медлительности, нерешительности, стремительности, энергии. Незрячий ориентируется на поведение людей на основе признаков, доступных точному, дифференцированному восприятию. [6]

Походка, голос и жесты имеют сигнальное значение. В голосе незрячий улавливает настроение человека. На основе голоса он судит о душевном складе и переживаниях собеседника. Пол, возраст, общественное положение, характер человека определяются по голосу, шуму шагов, движений, походки. [7]

Из движений, воспринимаемых незрячими от окружающих, для характеристики человека, важно рукопожатие, которое свидетельствует о физических качествах человека. По рукопожатию они судят о росте человека. Мягкие, дряблые со слабыми мышцами руки свидетельствуют о физической слабости, вялости. Это впечатление гармонирует с впечатлением, формирующимся на основе звука голоса человека. Небрежное мимолетное прикосновение свидетельствует о твердости, чувстве превосходства. Медленное, постепенно усиливающееся рукопожатие свидетельствует о расположении человека к человеку. При рукопожатии можно определить человека, занимающегося физическим трудом от человека, занимающегося другими профессиями. [5]

Важным элементом межличностного взаимодействия незрячих людей является ощупывание, которое делится на одноручное и двуручное. Ощупывание партнёра по общению – это получение полноценной информации о нём. Так, например, для снятия стрессового состояниячеловека в процессе взаимодействия в сложной для него ситуации, связанной с профессиональным ростом (ситуация сдачи экзамена определенному преподавателю, собеседование при приёме на работу), незрячему человеку необходимо ощупать партнёра по общению. При этом само ощупывание может быть как минимальным (рукопожатие начальника или преподавателя), так и максимальным, что связано с самой ситуацией взаимодействия.

Одноручное ощупывание делится на ощупывание одним указательным пальцем, когда ощупываются брови, ресницы, глаза, уши; ощупывание большим и указательным пальцами (щеки, нос); ощупывание пятью пальцами, когда узнается рост человека и его талия (тотальная слепота).

Двуручное ощупывание характеризуется тем, что человек ощупывается полностью, определяется его фигура, длина волос и их характеристики, одежда. Данный вид ощупывания является фактором, приближающим или отталкивающим человека от человека. [5]

Слуховое восприятие - важное средство общения незрячего с людьми. Оно имеет свои особенности: он узнает родных по голосу, отличает их от чужих. С пониманием развивается смысловая сторона речи и слепой человек ищет источник звука. Развитие общения лиц с глубокими нарушениями зрения определяет особенности развития фонематического слуха. Активное общение обеспечивает формирование связи слова с обозначающим его предметом. [3]

Несмотря на сложившиеся особенности межличностного взаимодействия незрячих с окружающими у них существуют свои специфические трудности:

1. Формирование неречевых средств общения, что проявляется в нечеткости образа восприятия человека, не позволяя людям на основе экспрессивно-мимических средств судить о состоянии партнера по общению.

2. Отставание предметно-действенных средств общения, что выражается в позах и жестах, неадекватных ситуации, несоответствующих эмоциональному состоянию человека. Для слепых характерна скованность движений, стереотипия выражения эмоциональных состояний, вербализм знаний о правильных жестах и действиях.

3. Монологичность речи, когда партнер нужен как слушатель, а не как собеседник.[8]

Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что общение является важным условием компенсации слепоты. [9]

Бодалев А.А., Кроль А.М., Лисина М.И. выделили виды общения:

  1. Деловое в условиях совместной деятельности;
  2. Неформальное личностное, основанное на личном интересе человека человеком. [2]

Нарушение зрения ведет к появлению специфических различий межличностного взаимодействия со зрячими, так как зрение выполняет важную роль в процессе общения:

  1. Определение возраста по голосу.
  2. Зрение делает общение свободным в пространственном отношении.
  3. Зрение - это канал обратной связи. [10]

При слепоте обратная связь осуществляется затрудненно по характеру голосовой интонации партнера и зависит от закономерностей  развития общения человека. Слепота может провоцировать ряд специфических закономерностей общения:

  1. Средовые условия: обучение, воспитание, жизненные и семейные обстоятельства, характер социального окружения.
  2. Индивидуальные особенности личности (характер, интересы, способности, темперамент, волевые качества).

Данные трудности могут быть у зрячих, но различия заключаются в том, что у слепых они  встречаются чаще и имеют специфические особенности. Они зависят от времени потери зрения, реакции личности на слепоту. Затяжные депрессивные реакции могут приводить к аутизации личности. Личностная реакция на слепоту нарушает процесс межличностного взаимодействия из-за повышенной аффективности, агрессивности, повышенной обидчивости человека. Реакция личности на слепоту зависит от особенностей человека сложившихся до потери зрения, от социальной реакции окружения (потеря прежнего места работы, нарушение дисгармонии в семейных отношениях).[8]

Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, А.А. Крогиус писал, что слепота дает отпечаток на всю личность и может привести к разным проявлениям, и образованию различных особенностей. Это зависит от социальных условий, наследственности, от работы над собой. Значит отрицательное влияние на личность, зрительный дефект оказывает при неблагоприятных условиях развития слепого человека. Г.П. Недлер же считал, что компенсаторные приспособления не могут изменить душевной жизни слепых, они недостаточны для уравновешивания взаимодействия со средой. [7]

Проблема влияния глубоких нарушений зрения на процесс формирования личности, включая полную слепоту, волнует многих исследователей. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых. Дефектологи считают, что нарушение зрения не влияет на личность человека. Психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты, в том числе и на особенности построения взаимоотношений с социальным окружением.[11]

Отправным моментом в нашем исследовании являлось теоретическое положение о  существовании значимых отличий в характере межличностного взаимодействия слепых, слабовидящих и зрячих людей. [12]

Таким образом, предметом нашего исследования мы выбрали особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих детей.

В исследовании приняло участие 96 человек, которые были разделены на две группы: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 23-30 лет.       

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался ряд методик – это прежде всего метод наблюдения, 16-ти факторный опросник Р. Кеттела, методика экспрессивной оценки, адаптированная специально для категории слепых людей,  исходя из средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения и методика экспрессивной оценки. [4]

В ходе количественной обработки результатов, для определения значимости отличий по уровню представленности в группах с разными стратегиями взаимодействия  во  всей выборке, нами использовался t-критерий Стьюдента.[12]

Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности.

Методика экспрессивной оценки была адаптирована специально для категории людей со зрительным дефектом (слепых и слабовидящих), исходя из их средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для группы зрячих использовался оригинальный вариант этой методики.

 

 

 

Таблица 1

Результаты методики экспрессивной оценки

Шкала

Зрячие

Слепые

1

83%

73%

2

93%

84%

3

93%

84%

4

77%

73%

5

47%

73%

6

70%

73%

7

93%

73%

8

90%

77%

9

93%

84%

10

50%

58%

11

77%

66%

12

37%

78%

13

93%

86%

14

67%

81%

15

77%

81%

16

97%

81%

17

53%

72%

18

90%

70%

19

100%

78%

20

93%

88%

 

 

В результате  зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно  могут продемонстрировать  свое отношение к собеседнику (81%).

Нами были обнаружены также значимые различия (t-Ст=2.04, a=0,04) в умении выразить  отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой). Зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно  могут продемонстрировать  свое отношение к собеседнику (81%).

В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение  собеседника в процессе общения (90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (70%).

Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми,  некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.

 

 

Таблица 2.

Результаты личностного опросника Кэттела

Шкала

зрячие %

слепые %

сдержанный-общительный

4,86

5,53

конкретное, абстрактное, ограниченное мышление

5,46

5,00

эмоционально неустойчивый-устойчивый

4,25

4,80

зависимый от группы-самостоятельный

6,21

6,39

серьезный-беспечный

6,29

4,95

с выражением «я»-не принципиальный

5,75

5,64

робкий-склонный к риску

4,89

4,68

жесткий-мягкий

5,75

4,95

доверчивый-подозрительный

6,25

5,33

практичный-с богатым воображеним

5,89

5,48

прямолинейный-гибкий

5,04

5,08

спокойный-беспокойный

6,07

5,92

склонный к новаторству-консервативный

5,82

4,98

уступчивый-напористый

5,61

4,83

спонтанный-контролирующий себя

5,82

5,67

спокойный-напряженный

5,39

4,71

лживый-правдивый

4,93

4,79

Полученные результаты по этим шкалам  показывают, что люди, имеющие дефект зрения характеризуются преобладанием реакции «беспечности» в отношениях с окружающими людьми  (4,95%).

Сравнительные анализ показал, что группа зрячих людей, наоборот, демонстрирует преобладание «серьезности» в межличностных отношениях  (6,29%). 

В то же время группа людей с дефектом зрения проявила наличие «подозрительности»  при общении со зрячими людьми (5,33%), а группа зрячих людей – наличие «доверчивости» при общении с людьми (6,25%).

Таким образом, можно увидеть, что личность слепых и слабовидящих людей характеризуется преобладанием беспечности, и в то же время подозрительности в общении. Это происходит потому, что зрительный дефект оказывает влияние на патологию характера, поэтому трудности в общении возникают чаще всего со слепыми,  а не слабовидящими. У них вырабатываются патологические черты характера, схематичность в оценке людей, обидчивость и подозрительность.

Зрячие же люди демонстрируют противоположные реакции – серьезность  и доверчивость в общении с другими людьми.

Исходя из вышеперечисленных результатов содержательного и качественного анализа, а также метода математической статистики, можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании о наличие особенностей межличностного взаимодействия у слепых и слабовидящих людей подтвердилась.

Существует много точек зрения на толкование личности слепых. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых: дефектологи считают, что нарушение зрения не влияют на личность человека, а психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты. [7]

М.И. Шиф  считала, что дефект зрения оказывает отрицательное влияние на развитие личности. Мешкова же считала, что ущерб, нанесенный дефектом зрения, сказывается на всей личности человека.[5]

Таким образом, можно сделать вывод о том,  что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается выпадением  функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления, а овладение способами восприятия и пониманию партнеров по социальным контактам ведет к  расширению социальных связей. Сотрудничество же ведет к расширению социально-психологической  адаптации и реадаптации.

Литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная академия, 1995. - 326с.
  2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – М., 1982.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – М., 1980.
  4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996. – 445 с.
  5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих //Под ред. А.Г. Литвака, Т.П. Феоктистовой, Э.М. Головиной, О.М. Стерниной, В.Ф. Укрошинской. – М., 1952.
  6. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими //Под ред. А.Г. Литвака. – Ленинград, 1988.
  7. Крогиус А.А. Психология слепых  и ее значение для общей психологии и педагогики. – М., 1980.
  8. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. – М., 1991.
  9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956, с. 449.
  10. Графов А.П. Слепой и зрячий. – М., 1985.
  11. Матвеев В.Ф. Психические отклонения при нарушениях зрения и слуха. – М., 1993.
  12. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.