email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

Юлия Криводонова

коррекционный психолог

Особенности развития психолого-педагогической службы и оказания помощи обучающимся, родителям и педагогам в рамках общеобразовательной организации

 

Как известно, психолог – это человек, который способен творить чудеса, оказывая помощь всем нуждающимся людям. Умение творить добро не приходит к человеку вместе с получением диплома после окончания Вуза, аспирантуры, тех или иных курсов переподготовки и повышения квалификации. Оно развивается постепенно, поэтапно вместе с ростом и развитием самого специалиста.

Изначально, когда я обучалась в Вузе и была студенткой, у меня была цель – помогать людям, нуждающимся в помощи, таким же, как и я, незрячим, столкнувшимся с различными жизненными трудностями, и не видящими смысла в дальнейшей жизни. Однако, работая с различными категориями граждан (пожилые люди, дети, страдающие эпилеептиформными проявлениями, онкологические больные, семьи, находящиеся в состоянии развода, ВИЧ-инфицированные граждане), я вдруг открыла для себя такую вещь: где бы я не находилась, в какой бы организации не работала, вокруг меня люди, которым очень часто необходима моя помощь. При этом абсолютно необязательно видеть проблемы людей глазами, как мои зрячие коллеги, даже необязательно видеть лица человека в процессе общения с ним, как считают многие работодатели. Важно другое: уметь слушать, слышать и чувствовать человека, как он говорит, что он говорит в данной конкретной ситуации, а главное, нужно просто научиться понимать, а почему в данной ситуации человек проговаривает именно эту информацию.

Умение дать верный совет, подобрать и сказать тёплое слово, подарить добрую, располагающую улыбку, адресованную только данному человеку и творит чудо, которое так и называется в психологической практике умение творить добро и получать от этого колоссальное удовольствие.

Школа в формировании у меня, как у полноценного специалиста, умения творить добро, не является первой стартовой площадкой и первым местом моей профессиональной деятельности. Однако, именно обычная общеобразовательная школа с массой разнообразных проблем у обучающихся, педагогов и их родителей, научила меня видеть мир глазами этих людей, которые вольно или невольно своим поведением пытаются показать, что нуждаются в моей помощи. В подобной ситуации, начиная с 2014 года (первый год моей работы в общеобразовательной организации) мне пришлось очень много работать внутренне над собой, ведь я была единственным психологом на младшем, среднем и старшем звеньях обучения, мне нужно было адекватно реагировать на любую жизненную ситуацию, возникающую как в жизни ребёнка, так его родителя и главное – педагога, являющегося основным носителем знаний.

Таким образом, я начала постепенно создавать в школе психолого-педагогическую службу, основанную на доверии и взаимопомощи. Скажу сразу: сделать это было крайне нелегко, ведь люди с инвалидностью очень часто, к сожалению, сталкиваются с массой самых разнообразных стереотипов, возникающих, как в поведении начальства (а как ты будешь работать, ведь ты же лица не видишь у человека), так и со стороны педагогического коллектива (я никогда не работала с незрячим человеком. А как это будет), и так далее. Гораздо проще в плане выстраивания взаимодействия с участниками педагогического процесса мне было общаться с моими детьми, которых я очень люблю, ценю и обожаю.

Именно дети своим непосредственным поведением помогли мне осознать, что я такая же, как все, независимо от своего физического дефекта, что я что-то могу, а это понимание в буквальном смысле просто повело меня в гору – вперёд к покорению трудностей, к выстраиванию системы психолого-педагогической деятельности и получению на этой основе огромнейшей радости от достижения желаемых положительных результатов своей деятельности.

С чего же я начала создавать психолого-педагогическую службу? С себя самой. В отличии от обычного психолога, передо мной стояла важнейшая задача – изучить все маршруты школы и перемещаться пусть даже с тростью, но самостоятельно без помощи окружающих людей. Это мне удалось, поскольку я очень упорная личность в достижении своих целей. Конечно, уже сейчас мне помогают и педагоги, и дети: водят меня даже тогда, когда и ненужно мне этого, я просто не отказываюсь. Я понимаю одну вещь: общение со мной помогает детям, независимо от их возраста, быть толерантными и понимать, что кому-то в этой жизни может быть, во много раз труднее, чем сейчас данному ребёнку, но тем не менее, этот кто-то живёт, улыбается и радуется своей жизни, а это очень важная основа для построения психолого-педагогической службы.

Вторым этапом стало выявление основных первостепенных и второстепенных моментов работы в школе. Данный этап связан с развитием в рамках общеобразовательной организации направлений психолого-педагогической деятельности. Так, в работе с педагогами я провожу различные семинары, направленные на поддержание психологического климата трудового коллектива. Данная проблема возникает в связи с тем, что в школу постоянно приходят работать новые педагоги, а сама школьная система, к сожалению, имеет такую тенденцию: «каждый – сам за себя». Проводимые мной семинары помогают людям чувствовать себя полноценными специалистами, отреагировать внутреннее психологическое напряжение, которое невольно возникает в процессе повседневного выполнения своих непосредственных рабочих задач.

Помимо этого, с педагогами непосредственно провожу различные психологические консультации, как по личным проблемам всех желающих обратиться за помощью, так и по проблематике профессионального плана: как работать с неуспевающими, средства и методы оказания помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, и так далее.

С обучающимися в этом учебном году моя деятельность несколько изменилась, так как я теперь психолог младшего начального отделения и работаю с обучающимися 1-4 классов. Однако, выстроенная мной система оказания психологической помощи обучающимся включает в себя следующие основные направления работы:

  1. Просветительская психологическая деятельность, направленная на организацию и проведение классных часов и занятий с элементами тренинга, направленных на развитие основных психических новообразований, соответствующих возрасту обучающихся. Так, например, к обучающимся первых классов приходит на урок добрая фея из волшебной сказки. Эта фея имеет волшебную палочку, которая «подсказывает» ей, куда идти, так как у неё болят глазки, а ещё у неё есть волшебные крылышки, благодаря которым она всё видит и прилетает на классный час к своим любимым деткам. Малыши это ценят и постепенно начинают мне доверять свои проблемы. С обучающимися средних классов я проводила занятия, направленные на повышение адаптационного потенциала, на формирование мотивационной готовности к обучению, на развитие навыков межличностного общения и нивелирования конфликтогенной ситуации в классном коллективе, которые невольно возникают в школьной жизни. В старших классах это работа по формированию толерантного поведения, личностной направленности, особенностей профессионального и личностного самоопределения, и многое другое.
  2. Не менее важным направлением работы является организация индивидуальной и групповой работы со всеми категориями образовательного процесса (обучающиеся, родители и педагоги). Данная особенность работы заключается в разработке и реализации на практике трёх основных этапов деятельности психолога: диагностического, консультативного и коррекционного этапа работы. При этом, консультирование может быть реализовано как в диадной групповой форме (мама-ребёнок, педагог-родитель, родитель-родитель), так и в индивидуальной форме. Основным принципом моей консультативной деятельности является принцип конфиденциальности, связанный с неразглашением психологической тайны, а также принцип «не навреди», применению которого меня обучал ещё мой обожаемый педагог Владимир Павлович Герасимов.
    Диагностический этап работы тоже имеет индивидуальную и групповую формы работы. Это связано с групповой диагностикой, проводимой в сентябре и в мае, для выявления динамики на начало и на окончание учебного года. Индивидуальная диагностика проводится мной в ситуации выявления детей группы риска и работы с ними. Коррекционная деятельность предполагает работу со всеми обратившимися за помощью, независимо от возраста, пола и социального статуса личности. С родителями я работаю в рамках реализации программы «Школа эмоционального интеллекта», а также провожу занятия родительские лектории в рамках реализации программы «Школа ответственного родительства». В настоящее время уже имеется список разнообразных тем занятий подобного плана, которые помогают мне из года в год формировать необходимые элементы в стратегии внутрисемейного воспитания обучающихся.
    Помимо этого, я провожу занятия со всеми категориями образовательного процесса в рамках телесно-ориентированной терапии. С этой целью специально ездила в Москву на обучение в Институте «Позитивных технологий и консалтинга» (имею сертификат телесно-ориентированного психотерапевта). Работа по данной методике помогает мне своевременно увидеть проблему, которая отражается в теле человека, и при помощи разнонаправленных техник работы с телом, помочь психике освободиться от невыносимого «груза» самой сложной ситуации.
  3. Важным направлением работы является и развитие меня, как специалиста, а также моих молодых начинающих коллег, которым, в сущности, некому помочь, но которые имеют свой внутренний личностный и профессиональный потенциал. С этой целью я и сама принимаю непосредственное участие в различных конкурсах, конференциях, провожу различные вебинары в Томском Институте повышения квалификации «ТУИПКРО», а также на базе нашего Западно-сибирского образовательного центра в г. Бийске. Вебинары провожу для различных категорий граждан: для социальной службы по работе с населением, для педагогов и психологов, для работников управленческой деятельности, так как имею опыт работы в данной сфере. Помимо своего развития, я приобщаю молодых педагогов к участию в различных конкурсах и конференциях. Мне хочется видеть вокруг себя умных и стремящихся к достижению своих жизненных целей профессионалов своего дела, с которыми можно было бы в дальнейшем не только работать, но и приятно общаться.

Таким образом, в своей статье я осветила лишь самое главное и необходимое в плане развития психолого-педагогической службы в рамках общеобразовательной организации. Я считаю, что мои достижения не являются пределом возможностей, поскольку я готова идти вперёд и бороться за своё место под солнцем, даря людям тепло, свет и радость.