email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2(26)' 2012

УДК   ББКЮ952   ГСНТИ 14,01.11   Код ВАК 13.00.01

О. Г. Нугаева Екатеринбург, Россия Ю. Е. Криводонова Бийск, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЦЕННОСТИ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

Аннотация. В статье сделана по­пытка охарактеризовать подходы к по­ниманию сущности понятия «ценност­ные ориентации». Разведены понятия «ценности», «личностные ценности» и «ценностные ориентации».

Ключевые слова: ценности, лично­стные ценности, ценностные ориентации.

Сведения об авторе: Нугаева Оль­га Георгиевна, кандидат психологиче­ских наук, профессор

Место работы: Институт специ­ального образования, Уральский госу­дарственный педагогический универси­тет, г. Екатеринбург

Сведения об авторе: Криводонова Юлия Евгеньевна, психолог.

Место работы: Территориальный центр социальной реабилитации несо­вершеннолетних с ограниченными воз­можностями здоровья, г. Бийск.

Контактная информация: 620017 д. 26, к. 120.

© Нугаева О. Г., Криводонова Ю. Е., 2012 720

 

 

 

 

О. G. Nugaeva

Ekaterinburg, Russia Y. E, Krivodonova Biysk, Russia

 PSYCHOLOGICAL ESSENCE AND CORRELATION OF NOTIONS «VALUES» AND «VALE ORIENTATIONS»

Abstract. In the article an attempt is made to describe the approaches to the understanding of the essence of the con­cept «value orientation». The author sets apart such concepts as «value», «person­al values», «value orientations».

Key words: value, personal values, value orientation.

About the author: Nugaeva Olga Gerogievna, Candidate of Psychology, Professor.

Place of employment: Institute of Special Education, Ural State Pedagogi­cal University, Ekaterinburg.

About the author: Krivodonova Yulia Evgenievna, Psychologist.

Place  of employment:   Territorial Centre of Social Rehabilitation of Physi­cally or Mentally Challenged Juveniles, Biysk. , г. Екатеринбург, пр. Космонавтов,

 

При изучении личностных ценностей с наибольшей частотой используются следующие понятия: ценности, личностные ценности, ценностные ориентации. Самое широкое из вышеперечисленных — это понятие «ценности», поскольку может обозначать ценности обще­ственные (объективные) и лично­стные (субъективные). Для боль­шинства     справочных     изданий, предназначенных для толкования психологических понятий, харак­терно трактовать ценности как объ-екты, явления, их свойства, абст-рактные идеи, воплощающие в се­бе общественные идеалы и высту­пающие как эталоны должного, ка­чество или свойство предмета, которое делает его полезным, же­лательным или ценимым, а также важность,    значение.    Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская фило­софия рассматривала ценность как продукт жизнедеятельности со­циальных групп и общностей, чело­вечества в целом, которые высту­пают в качестве единого совокуп­ного субъекта.

В   работах   Б.   Г.   Ананьева, А. А.   Бодалева,   Л.   И.   Божович, С. Л. Рубинштейна показана доми­нирующая роль базовых ценностей в организации активности человека. При   раскрытии   ядерной   состав­ляющей структуры личности они выделяли   ценности,   разделяемые I людьми,   особенно  при   описании высшего    уровня    мотивационно-смысловой регуляции. Б. Г. Ананьев отмечал, что психологическое ис­следование   мотивации   поведения личности невозможно без социоло-го-философского   (аксиологическо­го)  и  социально-психологического изучения самих ценностей. А. А. Бо-далев подчеркивал, что человек как личность в своем целеполагании и в   своем повседневном поведении все- гда выступает как выразитель обще- человеческих ценностей. Л. И. Бо- жович  утверждала,   что  устойчи- вость личностное качество приоб- ретает в том случае, когда стремле- ние к его обладанию включается в  систему ценностей  субъекта,  т. е.  опосредуется    самыми    высокими  формами его мотивации. С. Л. Ру­бинштейн  рассматривал  ценность как значимость для человека чего-то в мире и считал, что только при­знаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения.

Говоря о проблеме ценностей в социальной психологии, Г. М. Анд­реева отмечает различную значи­мость разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями обще­ства, и выделяет ценности общест­ва (ценности, общие для всех об­щественных групп, такие, как доб­ро, зло, счастье и т. п.) и ценности различных социальных групп (воз­никают при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура). Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специ­фика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе об­щественных отношений.

Среди многообразия дефини­ций понятия «ценность» условно можно выделить несколько групп. К первой группе относятся поня­тия, авторы которых рассматрива­ют ценности как мнение, пред­ставление или убеждение. Пред­ставителем данного направления можно назвать М. Рокича, который рассматривает ценности как устой­чивое убеждение в том, что опре­деленный способ поведения или конечная цель существования пред­почтительнее с личной или соци­альной точек зрения.

Ко второй группе определений относятся те из дефиниций, авторы которых определяют ценности (или ценностные ориентации) как разновидностъ или подобие социальных установок (отношений) или инте­ресов (М. Вебер, А. Г. Здравомы-слов, Д. Н. Узнадзе). Д. Н. Узнадзе трактовал установку как фиксиро-ванную в социальном опыте лично­сти (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать соци­ально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к оп­ределенным действиям, ориентиро-ванным на социально значимые объекты. По мнению А. Г. Здраво-мыслова, ценностные ориентации есть установки личности на ценно­сти материальной и духовной куль­туры. М. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исто­рической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса.

Следующую группу дефини­ций в отношении понятия «ценно­сти» объединяет применение род­ственных понятий, таких как по­требности и мотив (Г. Г. Дили-генский, Б. И. Додонов, Ф. Е. Ва-силюк).

Г. Г. Дилигенский поднимает одну из сложных проблем мотива­ции лидеров, в том числе полити­ческих, и роли в ней их убеждений, ценностей, политических целей.

Б. И. Додонов рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе — с точки зрения теории ценностей. Он выдвигает и обосно­вывает положение об эмоциональ­ной направленности личности как специфической для каждого чело­века потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что че­ловек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направ­ленной деятельности. Б. И. Додо­нов выделил такие виды ценност­ных ориентаций человека, как про­стые ценностные ориентации, оп­ределяемые устойчивыми потреб­ностями, гаснущие ценностные ориентации, определяемые времен­ными программами-потребностями, и проникающие ценностные ориен­тации — наиболее важный вид ценностных ориентаций, по оценке автора. Именно они в своей сопод­чиненности и скоординированно-сти друг с другом образуют тот ве­дущий компонент в структуре лич­ности, который характеризуется как ее направленность. Проникаю­щие ориентации — ориентации людей на определенные пережива­ния, придающие дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям [6].

Ф. Е. Василюк проблему цен­ностей видит сквозь призму теории психологического переживания, в которой ценностное сознание яв­ляется психологическим «органом» измерения значимости мотивов, поскольку «ценность — единствен­ная мера сопоставления мотивов» [3, с. 47]. Однако ценность — не любое знаемое содержание созна­ния, способное стать мотивом, а только то, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совер­шенствованию личности.

Отдельно можно выделить группу дефиниций, рассматриваю­щих понятие «ценности» как смыс­лы (Э. В. Галажинский, Д. А. Леон­тьев, А. В. Серый, М. С. Яницкий, В. Франки, Р. X. Шакуров).

Предпринятая Д. А. Леонтье­вым многомерная реконструкция междисциплинарного понятия «цен­ности» позволила ему выделить формы существования ценностей: общественные идеалы (ценностные системы социальных общностей, в которые индивид может быть включенным одновременно); пред­метно воплощенные ценности (ценностные идеалы реализуются лишь посредством человеческой деятельности, их воплощением мо­жет выступать либо сам процесс деятельности — деяние, либо объ­ективированный продукт деятель­ности — произведение); личност­ные ценности (предметное вопло­щение осуществляется только по­средством целенаправленной дея­тельности людей, ориентированной на эти ценности) [8].

Д. А. Леонтьев отмечает, что разнообразие определений понятия «ценность» и различных направле­ний изучения проблемы ценностей объясняется ее двойственным ха­рактером. Ценность понимается и как атрибут какого-либо предмета, и как сам этот предмет, соответст­венно «объекты имеют ценность», с одной стороны, и «объекты явля­ются ценностью», с другой сторо­ны. В этом же ракурсе В. А. Лабун-ская трактует понятие «ценность» как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны: атрибут ценно­стности, заключенный в сущности объективно существующих пред­метов, событий, идей, свойств ма­териальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей; значимость (ценность предмета, события, идеи и т. д.) для конкретного индивида в виде пере­живания ценности, а также рацио­нального постижения его в процес­се решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей.

По мнению Р. X. Шакурова, ценности выступают одним из мо­дусов понятия «значение» и выра­жают меру ограничения или сво­бодного протекания жизнедеятель­ности субъекта, организма, лично­сти в целом, выполняют жизнеут­верждающую и мотивирующую фун­кции. Ценность объектов вырастает из эмоциональных реакций, а их ценные свойства познаются в ре­зультате специфического ценностно­го взаимодействия с объектом [13].

В рамках изучения проблемы уровней самореализации человека в качестве детерминант, инспири­рующих реальный процесс само­реализации и задающих его направ­ленность и селективность, Э. В. Га-лажинский выделяет смыслы и цен­ности. Им было показано, что тер­минальные ценности обусловлива­ют направленность самореализации как в плане выбора жизненных сфер, наиболее адекватных для это­го, так и в плане воплощения пред­ставлений человека о своих воз­можностях. Противоречие между образом жизни и образом мира по­стоянно воспроизводится, обуслов­ливая динамику смыслов и ценно­стей, вызывая побуждение к реали­зации возможностей и обеспечивая тем самым импульс самодвижения системы [4].

 

Исходя из понимания человека как особой пространственно-вре­менной организации, а его много­мерного мира — как основания для становления различных уровней сознания, последовательно над­страивающихся друг над другом в ходе онтогенеза, В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский рассматривают смыслы и ценности как то, что обеспечивает человеку предмет­ность, реальность и действитель­ность его бытия. Наличие ценност­ных и смысловых измерений пре­вращает предметный мир человека в действительность — расширяю­щееся, устойчивое (благодаря цен­ностным координатам) пространст­во жизни и развития, которое, в свою очередь, понимается как способ сохранения жизни через ак­ты ее осуществления.

Присвоенные индивидом об­щечеловеческие ценности в отече­ственной психологии обозначаются понятием «личностные ценности». Д. А. Леонтьев определяет лично­стные ценности как «консервиро­ванные» отношения с миром, обобщенные и переработанные со­вокупным опытом социальной группы. Согласно автору они асси­милируются в структуру личности и в дальнейшем своем функциони­ровании практически не зависят от ситуативных факторов. Через по­требности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он пережи­вает свою принадлежность к соци­альному целому; в своих потребно­стях человек всегда одинок, в цен­ностях,   напротив,   он   всегда   не один. Если потребности представ­ляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчи­вое, то ценности — стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.

Рядом авторов в контексте рассматриваемых ими проблем со­относятся между собой ценности общечеловеческие и личностные (Б. С. Братусь, Г. В. Будинайте и Т. В. Корнилова, А. В. Кирьякова, Н. Е. Харламенкова). А. В. Кирья­кова общечеловеческие ценности рассматривает как социальную до­минанту, определить которые озна­чало вычленить те идеи, принципы и содержание ценностей, которые во все времена общественного раз­вития были для личности главны­ми, определяющими ее интересы, убеждения, идеалы — поведение в целом.

Подчеркивая важность утвер­ждения общекультурных ценно­стей, Г. В. Будинайте и Т. В. Кор­нилова считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился [2].

Исследуя проблему самоут­верждения личности, Н. Е. Харла­менкова видит сущность ценности «Я» «в способности человека овла­деть своим внутренним миром пу­тем его структурирования по кри­терию значимости в зависимости от возможностей среды, которые она предоставляет для апробирования степени приписываемой Я ценно­сти» [12, с. 157].

Б. С. Братусь считает, что лю­бая   ценность,   прежде  чем   стать «общечеловеческой», была «част-ночеловеческой» (личностной цен­ностью), возникла в определенной культуре. Личностные ценности он понимает как осознанные и приня­тые человеком общие смыслы его жизни, являющиеся основными конституирующими (образующи­ми) единицами сознания личности, определяющие главные и относи­тельно постоянные отношения че­ловека к основным сферам жиз­ни— к миру, к другим людям, к самому себе [1].

Ценностные ориентации в пси­хологических словарях рассматри­ваются как важный компонент ми­ровоззрения личности или группо­вой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщен­ных человеческих ценностей (бла­госостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд). Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процес­се ее социализации и являются главным фактором, регулирующим, детерминирующим ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно форми­рование ценностных ориентаций нередко рассматривается как ос­новная цель и сущность воспита­ния, в отличие от обучения.

Ценностные ориентации лич­ности Е. И. Головаха рассматривает в рамках исследования проблемы жизненных перспектив. Планируя свое   будущее,   человек   исходит. прежде всего, из определенной ие­рархии ценностей, представленной в его сознании. Ценностные ориен­тации выполняют регулятивную функцию, являясь, по сути, регуля­торами жизнедеятельности челове­ка. При условии отсутствия реали­зации жизненных целей и планов наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость лично­сти в момент «кризиса нереализо­ванности». При условии достиже­ния человеком намеченных жиз­ненных целей и планов ценност­ные ориентации стимулируют к постановке новых целей, и, сле­довательно, создаются предпосыл­ки для согласования жизненных целей в соответствии с приорите­тами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций. Ценност­ные ориентации, жизненные цели и планы, согласно Е. И. Головаха, составляют ядро жизненной пер­спективы [5].

Заслуживает пристального вни­мания рассмотрение личностных ценностей сквозь призму смысло­вых структур личности. Д. А. Леон­тьев выделяет шесть разновидно­стей смысловых структур лично­сти: личностный смысл и смысло­вая установка; мотив, смысловая диспозиция и смысловой конст­рукт; личностные ценности. Они выступают функционально различ­ными элементами смысловой сфе­ры личности и отнесены им к трем уровням организации смысловой сферы личности:

- уровню структур, непосредст­венно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный, смысл и смысловая установка); - уровню смыслообразующих структур, участие которых в регу-ляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конст­рукт);

- высшему уровню смысловых структур, являющихся неизменны­ми и устойчивыми в масштабе жизни субъекта источниками смы-слообразования, автономными по отношению к конкретным ситуаци­ям взаимодействия субъекта с ми­ром (личностные ценности).

При этом личностные ценно­сти представляют собой высший уровень систем смысловой регуля­ции и выступают смыслообразую-щими по отношению ко всем ос­тальным структурам [8].

Анализ строения личности с позиций  целостного  подхода  по­зволил Н. И. Непомнящей выделить важнейшую   обобщенную    форму фиксации  личностного   опыта  — ценностность.  Н. И. Непомнящая подчеркивает тот факт, что ценно­стность   обладает   большей   обоб­щенностью, чем соответствующие ей потребности, мотивы, интересы, так как отражает наиболее общие для  данного человека  отношения к миру.   Не   исключая   сочетания у одного и того же человека не­скольких ценностей, Н. И. Непом­нящая видит возможным выделе­ние из множества ценностей основ­ной, ведущей, или сочетание тех или иных ценностей и обозначает ее как ценностность. Она рассмат- ривает ее как личностное основа­ние, центральный компонент пси­хологической структуры личности, характеризующий  сферу  действи­тельности, наиболее значимую для субъекта, через которую он выде­ляет содержание представления о своем «Я». Соответственно выде­ляются две взаимосвязанных сто­роны   ценностности:   объективно-содержательная (характеризует то содержание, ту сферу действитель­ности, которая является наиболее значимой для субъекта) и субъек­тивно-личностная   (отражает   осо­бенности   представления   о   себе, своем «Я», что обозначается как «Я-образ») [9].

Как  отмечает  В.  В.  Знаков, междисциплинарная проблема цен­ностей    занимает    особое    место в психологии человеческого бытия, в рамках которой исследуются про­блемы   «вершинной   психологии» (смысла жизни, свободы, духовно­сти, гуманизма), экзистенциальные   проблемы (одиночества, осмыслен­ности или абсурдности бытия, от­ношения субъекта к жизни и смер­ти), проблемы понимания субъек­том мира и себя в мире. «Психоло­гия человеческого бытия, — пишет В. В. Знаков, — основана не на субъектно-деятельностном,    а    на субъектном   подходе   в   психоло­гии ... Это означает признание то­го, что в формировании психики большую роль играют не деятель-ностные   по   своей   природе,   но очень     ценностно-значимые    для субъекта феномены: общение, пе­реживание,   созерцание,   постиже­ние ...»[7, с. 86].

Л. М. Смирнов, характеризуя ценности и определяя место ценно­сти в структуре личности, отмеча­ет, что базовые ценности следует отличать от других диспозиций че­ловека, также участвующих в регу­ляции активности, например, от социальных норм. Отличие ценно­сти от социальных норм, по оценке Л. М. Смирнова, состоит в том, что социальные нормы — это явление договорное и внешнее для лично­сти, в то время как индивидуальные ценности являются делом сугубо личным и внутренним. Исходя из разделяемых ценностей, люди при­нимают или отвергают социальные нормы. Кроме того, индивидуаль­ные и тем более надындивидуаль­ные ценности не связаны жестко с какой-то специфической ситуаци­ей, а, наоборот, переносимы на многие ситуации, тогда как нормы сугубо ситуативны [11].

Ценностные ориентации пред­ставляют собой, по оценке В. Г. Алексеевой, наиболее гибкую, предполагающую свободный вы­бор, а следовательно, и всесторон­ний учет индивидуальных интере­сов и потребностей, форму функ­ционирования ценностей, форму включения общественных ценно­стей в механизм деятельности и поведения человека.

Т. Парсонс применил струк­турно-функциональный подход в построении теории социального действия, в которой рассматривал как составляющие социального действия такие подсистемы, как социальные, культурные, личност­ные и поведенческие. Структурными компонентами социальной сис­темы являются: нормы, ценности, коллективы, роли, где ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизведению образца. Цен­ности, по Т. Парсонсу, есть пред­ставления о желаемом типе соци­альной системы, которые регули­руют процессы принятия субъекта­ми действия определенных обяза­тельств [10]. Взаимоотношения между подсистемами действия но­сят характер взаимопроникновения, поэтому ценностная система про­низывает каждую из подсистем. При ориентации человека как пред­ставителя социальной системы на социокультурные ценности проис­ходит взаимодействие и взаимооб­мен ценностно-нормативного со­держания этих двух подсистем по­средством институционализации (узаконения обществом в процессе легитимизации) и интернализации (внутреннего принятия личностью в процессе социализации).

В ходе проведенного теорети­ческого осмысления подходов к пониманию сущности понятия «ценностные ориентации» в психо­логических науках мы выяснили, что понятие «ценности» обозначает как общественные (общечеловече­ские, объективные), так и личност­ные (частночеловеческие, субъек­тивные, ценностные ориентации) ценности, указывая на двойствен­ную природу ценностей. Ценности включены в структуру личности человека, являясь при этом ее ядром.     Переход     общественных ценностей в личностные зависит от индивидуальных интересов и по­требностей человека и предполага­ет свободный выбор формы функ­ционирования ценностей, которые определяют поведение и жизнен­ные перспективы. Использование исследователями понятий «ценно­стные ориентации» и «личностные ценности» часто синонимично, а в отношении понятия «ценности» зависит от контекста.

Литература

1.         Братусь, Б. С. Аномалии лично­сти / Б. С. Братусь. — М. : Мысль, 1988.—301с.

2.         Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Кор­нилова // Вопросы психологии. — 1993.—№5.

3.         Василюк, Ф. Е. Психология пере­живания. Анализ преодоления крити­ческих ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М. :Изд-воМГУ, 1984.

4.         Галажинский, Э. В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст / Э. В Галажинский // Ценностные осно­вания психологической науки и психо­логия ценностей / отв. ред. В. В. Зна­ков, Г. В. Залевский. — М. : Ин-т пси­хологии РАН, 2008.

5.    Головаха, Е. И. Жизненная пер­
спектива и ценностные ориентации
личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных пси-  I
хологов. — СПб.: Питер, 2002.   I

6.         Додонов, Б. И. Эмоция как цен­ность / Б. И. Додонов. — М. : Политиз­дат, 1978.—272 с.

7.         Знаков, В. В. Ценности как про­блема психологии человеческого бы­тия / В. В. Знаков // Ценностные осно­вания психологической науки и психо­логия ценностей / отв. ред. В. В. Зна­ков, Г. В. Залевский. — М. : Ин-т пси­хологии РАН, 2008.

8.         Леонтьев, Д. А. Психология смыс­ла: природа, строение и динамика смы­словой реальности. / Д. А. Леонтьев. — 2-е изд., испр. — М.: Смысл, 2003.

 

9.           Непомнящая, Н. И. Ценностность как личностное основание: типы. Ди-; агностика. Формирование / Н. И. Не­помнящая. — НПО МОДЭК, 2000.

10. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева под ред. М. С. Ковалевой. — М. : Аспект Пресс, 1997.

11.    Смирнов, Л. М. Уровень ценно­сти в структуре личности / Л. М. Смир-нов // Мир психологии. — 2007. — № 4.

12.    Харламенкова, Н. Е. Сущность и механизмы ценности Я / Н. Е. Харламе-ноква // Ценностные основания психоло­гической науки и психология ценностей ; отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

13.   Шакуров, Р. X. Психология смы­
слов: теория преодоления / Р. X. Ша­
куров // Вопросы психологии. —
2003. —№5.Специальное образование 2012. № 2