email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции
г. Белгород, 26 апреля 2021 г.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Криводонова Юлия Евгеньевна
педагог-психолог,
Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева,
Россия, г. Бийск

В статье раскрываются особенности оказания психологического сопровождения
участников образовательного процесса, в связи с возникновением пандемии и с необхо-
димостью дистанционного обучения. Автором отмечаются особенности оказания психо-
логической помощи участникам образовательного процесса, в связи с наличием проблем-
ной ситуации, требующей детальной внутренней проработки.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, негативно обусловленные пси-
хические переживания личности, этапы психологического сопровождения, внутренние
немотивированные страхи, участники образовательного процесса.
Вопрос психологического сопровождения участников образовательно-
го процесса в условиях Пандемии в период дистанционного обучения в
настоящее время является одним из актуальных в психологии [5, с. 11]. Его
значимость обусловлена тем, что в настоящее время в связи с возникновени-
ем пандемии, как одной из внешних стрессогенных ситуаций возникает ост-
рая необходимость оказания психологической помощи педагогам, родителям
обучающихся и самим обучающимся, вынужденным находиться дома на ди-
станционном обучении [1].
Проблема психологического сопровождения участников образователь-
ного процесса на протяжении различных жизненных периодов имеет свою
актуальность и значимость, однако, пандемия с еѐ отрицательным влиянием
на мир внутренних психологических переживаний личности вносит свои
коррективы в процесс оказания психологической помощи участникам обра-
зовательного процесса. В условиях эпидемиологической ситуации жить и ра-
ботать всем приходится по-новому. не осталось тех людей, кого бы ни кос-
нулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить
возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь пе-
рестраиваться пришлось школьникам, следовательно, всей системе образова-
ния [2].
Исходя из этого, возникла острая необходимость оказания срочной
психологической помощи участникам образовательного процесса (педагогам,
родителям обучающихся и самим обучающимся), так как эпидемиологиче-
ская ситуация способствовала развитию изоляционного компонента прожи-
вания и жизнедеятельности участников образовательного процесса, что неиз-
бежно сказалось на их психическом поведенческом реагировании [4, с. 203].
Психологическое сопровождение участников образовательного про-
цесса всегда имело свою актуальность при работе с родителями, педагогами
и обучающимися, но в условиях дистанционного обучения его роль возросла
и приобрела особую актуальность, поскольку у разных людей, независимо от
их пола, возраста и социального статуса, отмечаются свои собственные внут-
ренние психические реакции на изоляцию, что связано с особенностями лич-
ностного развития, а главное, с особенностями той социальной ситуации, в
которой живѐт человек [1]. Так, например, если ребѐнок ещѐ до возникнове-
ния пандемии не испытывал особого желания идти в школу, или обучался на
дому в силу тех или иных причин, у него может и не возникнуть каких-то
глубинных психологических переживаний от того, что он обучается дистан-
ционно. Это связано с тем, что сама учебная ситуация остаѐтся привычной
для него. Однако, в ситуации, связанной с постоянным посещением своей ра-
боты, каких-то значимых мест в городе, у человека неизбежно возникает
внутренний дискомфорт в ситуации, связанной с дистанцированием. Это
объясняется тем, что внутренние резервы психики личности требуют внеш-
него подкрепления, которое возможны на основе взаимодействия в привыч-
ной социальной ситуации с окружающими людьми, в получении от них об-
ратной связи, и так далее [5].
В связи с этим, возникает необходимость определения понятийного ап-
парата, связанного с объяснением значимости психологического сопровож-
дения участников образовательного процесса в период пандемии в условиях
дистанционного обучения. В психологии существует множество различных
определений психолого-педагогического сопровождения, однако, в сложив-
шейся жизненной ситуации все они сводятся к следующему: Психологиче-
ское сопровождение участников образовательного процесса в период панде-
мии – это создание условий для своевременного нивелирования разнона-
правленных негативных психических реакций личности, оказавшейся на ста-
дии изоляции, обусловленной дистанционным обучением [6].
При этом необходимо отметить, что возникновение субъективных пси-
хологических переживаний, возникающих у педагогов, родителей и обучаю-
щихся, связано не столько с самим характером обучения (очного или дистан-
ционного), сколько с негативным влиянием эпидемиологической ситуации,
обусловленной пандемией [7, с. 2]. Это объясняется тем, что и дети, и их ро-
дители адекватно относятся к разным формам обучения, но они приобретают
массу самых разнообразных страхов немотивированного характера, связанных
непосредственно с пандемией. Их сущность можно свести к следующему:
1. Боязнь заболеть пандемией. Подобная ситуация волнует в большей
степени взрослых людей, так как они переживают не только за себя, но и за
своих детей [3, с. 23]. Его опредмечивание постепенно приводит к формиро-
ванию и закреплению в сознании различных невротических психологических
переживаний, отрицательно влияющих на внутренний мир личности;
2. Страх, связанный с самой болезнью. Подобная ситуация чревата
формированием внутреннего обесценивания и утраты смысла всей жизни че-
ловека. Так, например, в ситуации заболевания пандемией, родители и педа-
гоги могут прийти к выводу о том, что их жизнь уже завершена, хотя, каза-
лось бы, ещѐ столько всего нужно успеть, а уходить, в общем-то, не хочется,
но выхода другого нет [1, с. 66]. Подобные переживания приводят к разви-
тию внутренней покорности, психологической готовности даже к самому
неизбежному в жизни, а результатом таких внутренних глобальных перемен
в картине психического реагирования личности является утрата внутренних
механизмов психологической защиты от физического воздействия самого за-
болевания.
3. Опасения «новой» жизни после выздоровления. Подобные пережи-
вания взрослые люди испытывают в процессе выздоровления. Это связано с
тем, что они вдруг начинают более детально анализировать всю свою жиз-
ненную ситуацию и часто делают вывод о том, что они слабые в психологи-
ческом плане, что им непременно необходима помощь психолога, даже в си-
туации, связанной с возможностью обсуждения каких-то своих внутренних
переживаний и состояний [5].
4. Невротические проблемы у обучающихся. Подобная ситуация свя-
зана с тем, что длительное пребывание в условиях самоизоляции и дистанци-
онного обучения способствует формированию и закреплению на подсозна-
тельном уровне собственных волнующих невротических переживаний о том,
как вести себя во внешней ситуации, когда самоизоляция закончится и воз-
никнет возможность обычного посещения школы [6].
Таким образом, всѐ это приводит к тому, что само по себе оказание
психологической помощи участникам образовательного процесса является
основным неотъемлемым условием их адаптации к сложившейся жизненной
ситуации.
Прежде всего, необходимо отметить, что характер психологического
сопровождения участников образовательного процесса имеет свои отличи-
тельные особенности [3, с. 102]. Это объясняется тем, что если изначально
психологическую помощь люди получают в школе, когда посещают психо-
лога, и сами условия взаимодействия являются привычными, то в условиях
диктанта оказание психологической помощи, как важнейшего элемента пси-
хологического сопровождения личности осуществляется опосредованно при
помощи Skype, WhatsApp, социальных сетей [4]. При этом, психологическое
сопровождение участников образовательного процесса имеет те же этапы,
что и психологическое сопровождение в период очного обучения: диагно-
стический, консультативный и коррекционный.
Диагностический этап психологического сопровождения заключается,
прежде всего, в выявлении не только внешних параметров психического реа-
гирования, направленных на изучение тех или иных психических новообра-
зований, соответствующих возрасту и особенностям личностного развития,
но и внутреннего психологического состояния человека, обратившегося за
помощью к специалисту Их характер и глубину можно отслеживать по мане-
ре общения человека, по особенностям его темпоритмических и тембральных
характеристик голоса, по специфичности интонационного рисунка речи, по-
скольку важнейшим фактором выявления внутреннего психологического
дисбаланса является именно голос человека. В последствии на основе полу-
чения первичной диагностической информации возможно применение и дру-
гих проективных методик диагностики и тестов, способствующих детализа-
ции внутреннего психологического состояния личности [6].
Консультативный этап непосредственно связан с тем, что человек го-
ворит, как он об этом говорит, а главное, почему именно в ситуации, обу-
словленной влиянием пандемии и дистанционного обучения, он говорит
именно об этом. Так, например, ребѐнок может сказать психологу о том, что
ему уже надоело жить так, как он живѐт, опасаться всего, скучать по своим
друзьям, и так далее. В подобной ситуации прямо или косвенно можно про-
следить возникновение в сознании ребѐнка внутреннего психического дис-
комфорта, требующего немедленного разрешения [5]. Родители и педагоги,
напротив, могут иметь свои собственные внутренние психологические пере-
живания. Они могут быть связаны как непосредственно с индивидуальными
условиями жизни, прохождения заболевания по определѐнной стадии, так и
быть связанными с выходом на работу (в школу). При этом, круг психологи-
ческих негативно обусловленных переживаний взрослых людей (родителей и
педагогов) может иметь самые разные формы проявления, от минимального
закрепления на подсознательном уровне, до опредмечивания и возведения в
ранг чрезвычайно важных и значимых, влияющих на всю дальнейшую жизнь
[2]. Выявление и внутренняя проработка с психологом подобных пережива-
ний способствует их нивелированию и формированию ценностного отноше-
ния личности к различным этапам жизни и деятельности, как до возникнове-
ния пандемии, так и после еѐ возникновения и дальнейшей жизни.
Коррекционный этап непосредственно связан с применением ком-
плексного подхода к участникам образовательного процесса. Это, прежде
всего, вытекает из запроса клиента, а также из подбора оптимальных методов
работы. Так, например, при работе с младшими школьниками психологом
МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» используются в работе эле-
менты сказко-терапии, когда «добрая фея» из волшебной сказки в букваль-
ном смысле «знакомит» ребѐнка со сказочными героями из своей волшебной
страны, которые тоже переболели COVID-19: и теперь живут замечательно.
С этой целью сказочных героев необходимо заранее вылепливать из пласти-
лина и всех подручных средств (тесто, глина), чтобы они потом могли
«прийти в гости» к ребѐнку на занятии с психологом и помочь ему избавить-
ся от своих внутренних переживаний, связанных с дистанционным обучени-
ем [4]. При этом, особенности взаимодействия с такими сказочными героями
вытекают из внутренних психологических переживаний ребѐнка. Так,
например, если у ребѐнка вдруг появился страх спать одному, а до возникно-
вения пандемии и самоизоляции его не было, то на помощь может прийти
гномик Мудрик, который советует обучающимся подружиться с ним, гово-
рит о том, что вот он спит один и никого не боится, а для обучающегося он
может стать другом и «хранителем» его секретиков и больших секретов, а
главное, он может охранять покой и сон ребѐнка [6].
С родителями и педагогами в работе используются такие методы, как
элементы телесно-ориентированной терапии, элементы образной терапии,
которые имеют свою специфику применения, обусловленную удалѐнным ха-
рактером проработки внутренних проблем клиентов.
Таким образом, психологическое сопровождение участников образова-
тельного процесса в период пандемии в условиях дистанционного обучения в
настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку его эффек-
тивность и продуктивность во многом зависит от совместной проработки с
психологом внутреннего негативного психического состояния личности. Чем
более слаженной является работа с психологом, тем более она успешна.
Своевременное оказание помощи педагогам, родителям и обучающимся спо-
собствует нивелированию внутренних психологических переживаний, обу-
словленных ситуацией самоизоляции и дистанционного обучения.
Список литературы
1. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических
комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образова-
ние. – 2009 – N 11 – С. 124-125.
2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для ву-
зов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт тре-
тьего поколения / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. – М.:
Норма, НИЦ Инфра-М, 2013. – 640 c.
5. Журавлев, О.Б. Технологии интернет-обучения / О.Б. Журавлев, Б.И. Крук. –
М.: ГЛТ, 2013. – 166 c.
6. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении //
Актуальные проблемы современной науки. – 2011 – N 1 – С. 96.
7. Приказ минобрнауки от 11.11.2020. №1402 О дистанционном обучении в связи
с коронавирусом.

 

Полный сборгик Международной научно-практической конференции
г. Белгород, 26 апреля 2021 г.