email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

Криводонова Ю.Е.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №40» им. В. Токарева г. Бийска,

Россия, г. Бийск

Петрова Н.А.

учитель физкультуры МБОУ «СОШ №40» им. В. Токарева г. Бийска,

Россия, г. Бийск

В статье рассмотрены психолого-педагогические способы, способствующие повы­шению эффективности адаптации пятиклассников в средней школе.

 

Переход из младшей школы в среднюю-интересный и сложный период в жизни учащихся. В пятом классе для детей многое оказывается новым: ме­няется сама социальная ситуация, в связи с переходом детей на новый воз­растной этап психического и личностного развития. Так, ребёнок начинает осознавать себя подростком, что приводит к формированию новых ценност­ных приоритетов и представлений о себе, как о школьнике среднего звена. Основным моментом адаптации к новой школьной ситуации является пере­ход к получению знаний у учителей-предметников, что не наблюдалось на этапе обучения в начальных классах. Переход в среднее звено обучения ха­рактеризуется и добавлением новых предметов и форм обучения, а иногда и появление новых одноклассников, пришедшим в данный конкретный класс из других школ.

Все выше описанные факторы становления и развития личности под­ростка на стадии перехода в среднее звено обучения оказывают влияние на его врастание в новую социальную ситуацию. Многое в данном аспекте зави­сит от слаженной работы классного руководителя совместно с психологом. От их комплексного воздействия на сильные и слабые стороны развития пси­хики пятиклассников зависит многое в плане успешности адаптации обуча­ющихся в среднем звене.

Специалистам педагогам и психологам, оказывающим своевременную квалифицированную психолого-педагогическую помощь детям на стадии их адаптации в пятом классе, необходимо обращать внимание на особенности врастания школьника в новую социальную среду, ведь ни для кого не секрет, что наши пятиклассники испытывают значительные трудности. Так, на пер­вых порах они имеют повышенный уровень школьной тревожности и разно­го рода немотивированные страхи. К числу основных относится боязнь отве­тов как стоя за партой, так и у доски, боязнь сделать что-то не то или не так, получить плохую отметку.

Не менее сложной проблемой, препятствующей адаптации в среднем звене обучения, является проблема установления контактов со сверстниками. От её грамотного решения зависит многое, так как основной деятельностью подростков является общение - установление социальных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе общения у детей формируют­ся различные ролевые и статусные позиции (лидер, предпочитаемый, отвер­женный и т.д.), используя которые, наши подростки могут вступать в опре­деленные группы, устанавливать дружеские отношения.

Наличие указанных тенденций, серьезность данной проблемы, а также выход статьи М. Битяновой о психолого-педагогическом сопровождении школьников на этапе перехода из начального звена в среднее[5], подтолкну­ли нас серьезно отнестись к этой проблеме и начать работу в данном направ­лении. В настоящее время проблема оказания совместной комплексной пси- холого-педагогической помощи обучающимся в процессе их адаптации к школьной ситуации является одной из важных и приоритетных. От её реше-

 

ния зависит становление и развитие психики и личности пятиклассников: по­вышается успеваемость школьников, снижается тревожность и утомляе­мость, формируется мотивационная готовность к обучению в школе.

Проблема формирования навыков коммуникативного взаимодействия пятиклассников на этапе их адаптации является одной из основных. В своей повседневной работе мы столкнулись с ситуацией, характеризующей отсут­ствие на момент перехода обучающихся в пятый класс достаточно сформи­рованного психологического климата в коллективе, который проявляется не­достаточным развитием сплочения классного коллектива. За время нашей совместной работы, появились определенные результаты и наработки, кото­рыми хотелось бы поделиться.

Цель работы: Психолого-педагогическая поддержка в период адапта­ции в новой социально-педагогической среде и оказание помощи учащимся, не приспособившимся к этой ситуации.

Задачи:

1.    создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы еди­ных и последовательных требований);

2.   установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса (в том числе с учителями);

3.    повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию.

Очевидно, реализация поставленных психолого-педагогических задач работы с пятиклассниками возможна лишь при наличии квалифицированной совместной работы педагогов, психологов и Администрации школы. Именно совместная работа позволяет наметить основные пути становления и разви­тия формирующейся личности.

Важнейшую роль в становлении и развитии личности каждого отдель­ного ученика и класса в целом играет наличие в классном коллективе груп­повой сплоченности. Поэтому, в своей повседневной деятельности мы ис­пользуем классные часы и занятия с элементами тренинга, направленные на формировании адекватного представления о себе в различных жизненных ситуациях, в том числе и в учебной деятельности.

С этой целью нами был проведён классный час по теме: «Поговорим о дружбе». Целевая аудитория - обучающиеся 5 «Г» класса МБОУ «СОШ №40» имени Вячеслава Токарева города Бийска Алтайского Края. Цель: «Формирование навыков коммуникативного внутригруппового взаи­модействия».

Задачи:

1.       Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;

2.       Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;

3.  Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

Ожидаемые результаты: в процессе проводимой работы мы пла­нировали облегчить процесс врастания пятиклассников в социальную среду, а также сформировать представление у каждого ребенка о себе в классном коллективе.

Дополнительные материалы: цветок, выполненный из бумаги, ват­маны, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.   Доверие к классу. Упражнение проводится в кругу. Позволяет клас­сному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.

Психолог: Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на паль­цах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минималь­ный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза.

Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возраста­нию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять). Обсудить можно следующие моменты: что нравится в классе, какие есть трудности, что бы хотелось изменить.

2.   Ты мне нравишься

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отноше­ний между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную воз­можность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Психолог: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу пред­ложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытыва­ет к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я вы­брала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Ни­кита, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту».

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." После этого Коля должен поду­мать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начина­ется с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжа­ется наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчерки­вать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заме­нить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Анализ упражнения:

-    Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

-    Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

-     Достаточно ли дружен наш класс?

-    Почему каждый ребенок достоин любви?

-    Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

3.    Упражнение «Необитаемый остров». Проводится в качестве основ­ного в процессе проработки внутригрупповых проблем и имеет важное пси­хологическое значение для каждого участника тренинговой группы. Психо­лог: представим такую ситуацию, что мы летели на большом и сильном са­молёте, но внезапно он потерпел крушение. К счастью, мы остались живы, но случилось так, что мы попали на необитаемый остров. Выбраться с острова невозможно при помощи денег или каких-то вещей. Это можно сделать толь­ко, подарив аборигенам какое-то своё доброе качество. Давайте попробуем это сделать. Например, я говорю: За свою свободу я поделюсь с Вами ча­стичкой своей жизнерадостности. Далее по кругу называются те или иные качества, которые детям не жалко отдавать аборигенам. Учитель же фикси­рует на листе бумаге именно те качества, которые дети называют.

В дальнейшем при обсуждении моделируется своеобразный портрет доброй и единой дружной команды, способной выжить в любых экстремаль­ных ситуациях. При обсуждении внимание обращается на трудности, возни­кающие в ходе выполнения данного упражнения.

Нарисуй дом

Данное упражнение проводится в группах. В нашем случае целесооб­разно выделить 4 группы, члены которой выбираются с помощью жеребьев­ки (необходимо тянуть разноцветные карточки из коробки). Каждой группе соответствует свой цвет.

Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрес­сии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри ко­манды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставлен­ные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Психолог: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но инте­ресное задание. На ваших столах в каждой группе лежит ватман и флома­стеры. Ваша задача - нарисовать дом мечты. Но это еще не самое слож­ное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг дру­га с помощью жестов.

Каждому члену команды дается задание. Например: одному - нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему - второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.

После выполнения провести обсуждение в общем кругу. Каждая ко­манда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

В качестве итога урока стоит обсудить все упражнения. Спросить, ка­кое было самым сложным и самым легким. Почему? Для чего были проведе­ны все упражнения.

Ребята, я очень рада тому, что у нас прошёл такой интересный урок! Мне очень понравилось работать с Вами. Вы очень умные и хорошие, а глав­ное, что Вы умеете чувствовать друг друга и готовы к преодолению различ­ных трудностей в жизни. Я думаю, это не последний наш урок, ведь так? Нам бы очень хотелось, чтобы Вы приходили к Нам и индивидуально со своими какими-то проблемами и трудными ситуациями, когда Вам необходим совет мудрого человека, готового Вас выслушать и помочь.

Таким образом, анализ проведённой нами совместной психолого­педагогической работы по формированию внутреннего психологического климата в классном коллективе позволяет сделать следующие выводы:

1.    Обучающиеся более уверенно почувствовали себя на момент окон­чания классного часа. Они смогли представить себя как частичку классного коллектива и осознать свои возможности, которые помогут им в дальнейшем успешно адаптироваться к новой школьной ситуации;

2.    Обучающиеся 5 «Г» класса стали более чуткими по отношению к другим людям.

3.   Продолжилось формирование дружеских привязанностей, симпатий не только к определённому человеку, но и к той или иной группе, в которой ребёнку комфортно общаться.

Таким образом, именно совместная слаженная психолого­педагогическая помощь подросткам, находящимся на стадии адаптации к но­вой школьной ситуации, является основным базисным моментом формиро­вания зрелой и самостоятельной личности. Это помогает подросткам нахо­дить оптимальные способы решения в проблемных ситуациях, возникающих не только в период школьного обучения, но и во взрослом возрасте.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр «Академия», Раритет. - 2001. - 704 с.

. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000. -

456 с.

1.  Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая акаде­мия, 2005. - 478 с.

2.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. - 378 с.

3.     Битянова Марина | Психолого-педагогическое сопровождение школьников | Журнал «Школьный психолог» № 33/2001.

4.  Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007. -

358 с.

5.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. - 174 с.

6.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2005. -

357 с.

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В 5 КЛАСС

Кулягина Е.В.

Магнитогорский государственный технический университет,

Россия, г. Магнитогорск

В статье рассматривается проблема перехода учащихся из начального звена школы в основное звено. Трудности школьников, их страхи, неуверенность. Как взрослые могут помочь, поддержать детей в непростой для них период.

Ключевые слова: адаптация, школьники, переход из начальной школы в основную, 5 класс.

Для пятиклассников, пришедших в школу 1 сентября, многое окажется впервые. Появится необходимость в адаптации - в привыкании к новым условиям обучения.

Школьникам придется привыкать к учителям - «предметникам», один из которых станет их новым «классным» руководителем, а учителям соответ­ственно привыкать к ним. Начнется «хождение» по классам, а нередко и пе­реходы в другое здание, а это означает еще и новое помещение. Ребятам предстоит узнать требования учителей, их личностные качества, особенности проведения уроков. Требования будут разные, и школьникам придется учиться в них ориентироваться. Не будет больше одного основного учителя - «классного» руководителя.

На первых порах это сильно осложнит жизнь юных пятиклассников. Многие школьники поначалу будут остро ощущать, как из «старших» учени­ков начальной школы они стали «младшими»; за помощью и поддержкой ча­сто будут заглядывать к их прежнему «классному» руководителю - такому доброму и такому привычному.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам дея­тельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальней­шему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полно­ценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде[4, с. 1].