email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

 

           Современное российское общество и государство развивается в условиях преобразования социально-экономических структур и общественных отношений, чему неизбежно

сопутствуют кризисные явления в нравственной, духовной сфере. Они отражаются и на состоянии и развитии образования, накладывают отпечаток на межличностные отношения внутри школы (педагог-педагог, педагог-ученик, ученик-ученик). Попытки школьной администрации и психолога самостоятельно, без помощи классного руководителя того или иного ученического коллектива, разрешить конфликты с позиций «здравого смысла», на основе жизненного опыта чаще всего не приводят к успеху. Деструктивные конфликты, в диадах ученик-ученик или педагог-ученик, не только отбивают у подростков желание учиться, но главное - дезадаптируют их личность.

           Проведение в подростковой среде диагностических мероприятий, направленных на выявление сущности причин  возникновения конфликтной ситуации, показало, что именно такие конфликты являются главными мотивами ухода подростков из школы и приводят к демотивации в учебе.

              Подобные ситуации, чаще всего,  приводят к невротизации и различным психосоматическим заболеваниям подростков. Это объясняется тем, что подростки достаточно уязвимы в плане проживания и самостоятельного переживания возникшей конфликтной ситуации. С одной стороны, мы имеем дело с достаточно взрослым человеком, способным оценить себя и своё поведение в той или иной ситуации, с другой –  с недостаточно сформированной личностью в психическом плане. Если внешне подросток уже сформировался физически, то его психологическое формирование ещё только находится на стадии развития и становления . В связи с имеющейся ситуацией психического развития подростков, можно сделать вывод о том, что они очень нуждаются в помощи взрослого грамотного педагога и психолога. Действия которых направлены на оказание комплексной психолого-педагогической помощи, которая позволяет найти алгоритм самостоятельного преодоления конфликтной ситуации, а также на создание условий для формирования путей становления психологически зрелой личности.

         Чем раньше начата совместная психолого-педагогическая работа по профилактике разрешения конфликтов у подростков в школьной среде, тем легче происходит становление основных механизмов поведения детей в различных жизненных ситуациях.           

 

        Это приводит к тому, что конфликты возникают реже и не имеют глобальных последствий, а сами подростки, с удовольствием идут в школу получать знания и устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

        Подобная картина наблюдается и в нашей школе.

      У учащихся  в подростковом возрасте происходит поиск своего «Я» и становление подростка как личности. В связи с этим, подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками, где они стремятся найти решение в проблемной ситуации или избежать его. Уход от решения в  конфликтной ситуации может привести к возникновению еще больших конфликтов и проблем.

         В МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» проводится классные часы и занятия с элементами тренинга по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций. Они имеют положительный результат.
              Одним из таких занятий мы хотим поделиться со всеми педагогами и психологами, работающими в различных общеобразовательных учреждениях.
       В этом учебном году мы, психолог и классный руководитель, в 6 «Г» классе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» разработали и провели занятие с элементами тренинга по теме:«Подросток и конфликт».
Цель: оказание комплексной психолого-педагогической помощи в разрешении различных конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. развивать созидательный потенциал личности учащегося при разрешении конфликтной ситуации;
2. формировать представление о сущности и причинах возникновения конфликтов.

3.показать возможность разрешения большинства разногласий, при стремлении сторон находить конструктивные способы их преодоления;
4. отработать алгоритмы решения.
Оборудование: Плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс».
Ход занятия

         Ведущий. Рассказывает детям, что в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и предлагает провести «Аукцион идей по теме "Конфликт"».

         В помощь ведущему. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений».

  ( Текст определения помещается на доску или в центр круга.)

Учащиеся класса делятся на 2 группы. Ведущий предлагает обсудить в них данные ситуации:

 

1-возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов;

2-если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец.

 

При обсуждении необходимо, чтобы подростки пришли к выводу, что конфликты являются частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске конфликты часто приводят к созиданию нового и более совершенного способа взаимодействия.

 

         Далее подросткам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».

  Задача обеих команд заключается в доказательстве своей правильной на их взгляд точки зрения.

      При этом, одна команда пытается доказать, что в споре не рождается истина и приводят свои аргументы, а другая, наоборот, приводит свои доводы, относительно того, что в споре рождается истина.

(Данное задание помогает обучающимся лучше понимать друг друга и позволяет классному руководителю и психологу увидеть сильные и слабые стороны конкретного класса).
 

Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

         Конфликтные ситуации

         1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

         2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

         3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

         4. Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

         Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

       Подводя итоги, ведущий подчеркивает (выделяет алгоритм), что большинство житейских конфликтов можно решиться на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства.

        Дается определение компромисса, которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс это соглашение на основе взаимных уступок».

            Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре.

        

          Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов между:

1.пешеходами и водителями (правила дорожного движения),

2.между покупателями и продавцами (правила торговли),

3.между директором и работниками (должностные инструкции) и т. п.

        Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов.

   Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют правила.

         Участникам предлагается ознакомиться с

Памяткой «Беспроигрышный метод решения споров»:

         1. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.

         2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

         3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

         4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям,

         5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

         Плакат помещается рядом с определениями конфликта и компромисса.

 

         Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми (родителями или друзьями) и попробовать решить их на основе предложенной памятки.

 

  . Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что:

         -  разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;

         -  конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки;

          - конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет      решаться на основе компромисса;

         -  преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону;     согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей            безопасности);

- часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь    разрешения конфликта.

На этом выводе завершается занятие с элементами тренинга.

              Вывод:

     Благодаря своевременной комплексной слаженной психолого-педагогической работе, направленной на профилактику и разрешения конфликтных ситуаций, подростки обучаются конструктивным правильным способам ухода от конфликта или его решения.

     У них возникают минимальные психологические переживания, связанные с возникновением внутренней напряженности, обусловленной самой конфликтной ситуацией.

     Однако, даже при наличии внутренней психологической напряжённости, наши ученики достаточно спокойно реагируют на изменяющуюся жизненную ситуацию. У них снижается плаксивость, импульсивность и вероятность возникновения разного рода невротических синдромов.

     Общение в классном коллективе приобретает гармонию и имеет оттенок доброжелательности. В таком классе хочется бывать снова и снова, а ситуация обучения приобретает оттенок дружеского слаженного взаимодействия в диаде учитель – ученики.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.
1. Василевич Л.И. Дневник самопознания М, 2002г.

2.Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения, Новосибирск, 1989г.

3.Сонин В.А. Психологический практикум М, 1998г.

4.Слид Р. Групповая работа с детьми и подростками М, 2000г.
5. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов. – Питер, 2005. -

6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М.: Владос, 2003. -

7. Вильсон, Г. Ваша личность: Узнайте причины ваших успехов и неудач / Г. Вильсон. – 1999.

8. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Питер, 2006.

9. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – 2003.