email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

 

Домоводство – великая наука жизни, выживания, которой в разной степени владеют незрячие. Это и понятно, домоводство охватывает практически все стороны нашего быта, включая  уход за жильем, который делает жизнь каждого человека более комфортной. Уроки домоводства и бытового самообслуживания приобретают особую значимость и необходимость для лиц со зрительной патологией, так как слепота накладывает огромный отпечаток не только на уровень социальной адаптированности незрячего человека, на его сильные и слабые стороны психики, но также и негативно влияет на формирование у незрячего навыков бытового самообслуживания. При этом проблемы бытового плана испытывают не только незрячие люди, имеющие зрительный дефект с рождения или с раннего детства, но и люди, утратившие зрение во взрослом возрасте. Данная проблема имеет свои специфические особенности как в случае врожденного, так и приобретённого дефекта зрения.

Так, например, мы, специалисты педагоги и психологи, работающие с незрячими людьми, сталкиваемся с двоякой проблемной ситуацией, обусловленной негативным влиянием патологии зрения на бытовую адаптацию незрячих людей. В случае наличия зрительного дефекта с рождения или с раннего детства, ребёнок изначально лишон возможности подражать действиям своих близких: находясь вместе с мамой на кухне, без специальной мотивированности к действиям, которые ориентированы на помощь маме в приготовлении пищи, у незрячего ребёнка просто не развивается интерес к деятельности, как таковой. Данная проблема вытекает из погруженности незрячего ребёнка в себя, в свой внутренний мир, который имеет свои переживания и пути их отреагирования как в игровой самостоятельной деятельности (игра в дом, в столовую), так и за ее пределами в совместной опосредованной деятельности со зрячими людьми. В такой деятельности без специальной подготовки детей к тому, что с ними будет играть незрячий ребёнок, он просто остается в тини наблюдателем за тем, как его сверстники играют в дом, готовят пищу куклам и так далее.

Иная картина возникает, когда мы имеем дело с незрячими людьми, утратившими зрение во взрослом или в зрелом возрасте. У человека, видевшего ранее, сохраняются навыки подражания действиям окружающим людям, однако, их движения утрачивают автоматизмы, становятся неловкими, неуклюжими, что в конечном итоге приводит незрячего человека к полной дезадаптации не только в социальном, но и в бытовом плане.

Таким образом, роль педагога на уроках домоводства и бытового самообслуживания достаточно велика. Именно от деятельности самого педагога на уроке зависит усвоение незрячими тех или иных навыков бытового самообслуживания, благодаря овладению которыми, незрячие люди не будут казаться такими уязвимыми и беспомощными, а их дефект зрения не будет выступать на первый план при взаимодействии с ними.

Специалисты тифлопедагоги, работающие с незрячими людьми, должны учитывать их особенности не только социального, но и психического развития. Необходимость такой градации поведенческих особенностей незрячих заключается в том, что основным вторичным дефектом при нарушении зрения является сужение социальных связей. Отсюда на первый план выступает излишняя замкнутость незрячего человека на уроке домоводства и бытового самообслуживания: он, может быть, и хотел бы спросить Вас, педагогов, о чем-либо, однако же, он стесняется и сидит весь урок молча, пока Вы сами его не спросите о том, что его интересует и усвоил ли он предлагаемый
Вами материал. Психологическая же проблема незрячих вытекает из наличия ярко выраженных многогранных комплексов неполноценности, обусловленных зрительнолй патологией в целом.

Сущность комплекса неполноценности незрячих людей сводится к доминированию в их сознании идеи о том, что они некчемные и никому ненужны, а их пищу, которую они сами приготовят, не будет есть нормальный человек (со слов респондентов). Однако, это далеко не так. При своевременном и целенаправленном воздействии тифлопедагога на сильные и слабые стороны психики нкезрячего человека, как при наличии врождённого, так и приобретённого дефекта зрения, данные негативные психопатологические особенности и типы реагирования могут быть невелированы.

Тифлопедагог на уроке домоводства – это, своего рода, проводник незрячего человека в мир привычного для общества нормального и оптимального взаимодействия в нём. Незрячие люди могут иметь неплохие самодостаточные семьи, иметь детей и давать им достойное воспитание. Однако, именно для того, чтобы незрячий человек преодолел все выше описанные негативные ситуативно обусловленные проблемы, вытекающие из дефекта зрения, и необходим педагог, деятельность которого направлена не на разрушение в сознании человека представления о себе, как о самодостаточной личности, а на созедание нового целенаправленного типа реагирования незрячих людей в различных трудных жизненных ситуациях, в которых проблема бытового самообслуживания не являлась бы ярко выраженной, а, наоборот, привлекала бы зрячих людей (соседей, друзей) к взаимодействию с незрячим человеком.

Сам по себе урок домоводства и бытового самообслуживания является, своего рода, моделью жизни незрячего человека в дальнейшем после его реабилитации. От того, какие навыки у человека будут сформированы и насколько правильными с точки зрения их применения на практике они будут, зависит вся его дальнейшая жизнь, ведь именно формирование в сознании незрячих людей представления о себе, как об адекватных людях, неотличающихся от общества чем-либо, позволяет им видеть вокруг себя многое и преодолевать разного рода трудности, связанные с ведением домашнего хозяйства.

Какие же трудности могут испытывать незрячие люди в процессе бытового самообслуживания?- Спектр их достаточно многогранен, и здесь опять же велика роль тифлопедагогов, обучающих незрячим бытовым навыкам. Так, сам педагог, работающий с незрячими людьми, должен иметь следующие личностные и профессиональные особенности:

1.Педагог, работающий с незрячим человеком, должен быть внутренне готов к работе с ним. Нередко мы,специалисты тифлологи,  сталкиваемся с такой ситуацией, когда наличие ярко выраженного физического дефекта препятствует взаимодействию педагога и реабилитанта не только находящегося в детском возрасте, но и за его пределами. К числу основных моментов, препятствующих такому взаимодействию, относятся деформация глазного яблока, когда излишняя фиксация педагога на глазах незрячего человека может приводить к возникновению, так называемой, дисморфофобии – нарушению схемы своего собственного тела, а отсюда и к формированию в сознании незрячего человека неадекватного негативного восприятия себя, как полноценного члена общества. Естественно, вести домашнее хозяйство в такой ситуации незрячий человек просто не в состоянии;

2.Педагогу необходимо отличаться эмпатийностью и эмоциональностью в процессе проведения уроков по домоводству и бытовому самообслуживанию. Это выражается в том, что в процессе проведения урока, педагогу необходимо чувствовать состояние и настроение каждого ученика (если урок проходит в школе), или реабилитанта, утратившего зрение в зрелом возрасте. Так, например, если Вы видите, что Ваш ученик испытывает страх, пользуясь лопаткой для того, чтобы перевернуть котлету на сковороде на другую сторону для дальнейшей жарки, или же в процессе выпекания блинов, когда всё внимание незрячего человека сконцентрировано именно на самом процессе, и он не может осознанно контролировать свои поведенческие проявления, подбодрите его! Найдите такое доброе слово или подарите ему такую похвалу, услышав которую, Ваш реабилитант начал бы не просто созерцать происходящее вокруг, а действовать. Изначально эти действия будут неуклюжими и нецеленаправленными, а основным психологическим моментом их будет действие не для себя, а для Вас, как для своего наставника и учителя. Именно использование принципа: «Мы вместе» является, своего рода, психологическим фактором, формирующим в сознании человека представление о себе, о том, что он что-то может в этой жизни делать самостоятельно. При этом педагогам, работающим с незрячими людьми, необходимо помнить о том, что именно принцип «Мы вместе» поможет в решении многих житейских бытовых задач незрячим людям. Так они изначально готовят блюда для Вас, как для ценителя, а затем уже не задумываясь применяют безболезненно свои знания на практике.

3.Немаловажной особенностью ведения уроков домоводства и бытового самообслуживания является использование педагогами на практике индивидуального подхода к каждому из учащихся или реабилитантов. Эта задача не так проста, как кажется, когда в аудитории находятся группа реабилитантов, состоящая из 6 незрячих, имеющих различный остаток зрения, различия в стратегии семейного воспитания, а также отличающихся временем возникновения зрительной патологии (с рождения, с детства или во взрослом возрасте), однако, данная задача легко решаема. Для её решения необходимо просто продумать систему контрольных вопросов, пользуясь которыми, Вы сможете отслеживать уровень усвоения предлагаемого материала у того или иного реабилитанта, продумать систему разного рода конкурсов, что в дальнейшем поможет Вам, как квалифицированным специалистам, полноценно владеть переживаемой реабилитантами ситуацией и гармонично влиять на неё. В такой ситуации возникает своеобразный игровой момент, когда Вы просто предлагаете каждому реабилитанту выполнить какое-то общее для них задание (напримфер, завести пельменное тесто, правильно сварить яйцо вкрутую или в смятку и т.д.). Помните, что после такого рода взаимодействия на уроках домоводства и бытового самообслуживания, Ваши реабилитанты будут долго помнить Вас и уроки свои первые промахи и сформированные самостоятельные действия, что поможет им в дальнейшем помогать более уязвимым в бытовом плане товарищам.

4.Самой же основной отличительной осоебнностью тифлопедагога, работающегно с незрячими людьми, является применение техник одноручного и двуручного ощупывания. На первый взгляд, данная мысль может показаться парадоксальной: для чего незрячему человеку ощупывать педагога, или предмет, если он Вас слышит! Однако, данные мысли не имеют под собой правильных и грамотных соображений и носят стериотипный характер. Именно руки позволяют незрячим людям видеть мир таким, какой он есть со всеми его особенностями и недостатками. Так, например, если Вы обучаете домоводству детей младшего школьного возраста, поиграйте с ними в импровизированную игру: «Волшебные ручки». Суть данной игры сводится к тому, что педагог в процессе формирования того или иного навыка сообщает ребёнку о том, что наши ручки волшебные, что они умеют многое делать (указываете, что могут делать руки в контексте с темой урока и с предлагаемым для выполнения заданием). При этом, взаимодействие Ваше должно осуществляться при использовании основного приёма: «рука в руке». Суть его заключается в том, что педагог берёт ув свою руку руки ребёнка и, осуществляя манипулятивные действия, предлагает в игровой форме усвоить тот или иной навык (моем пол, протираем посуду и т.д.).
Если же речь идет о взрослом человеке, необязательно применять именно игровую форму, описанную выше. Достаточно просто предложить человеку «посмотреть» своими руками то, что Вы, педагог, сейчас делаете (Посмотрите, какие приёмы я использую, когда разминаю или раскатываю тесто).
Таким образом, формирование навыков бытового самообслуживания незрячих людей является достаточно острой и жизненной. От самого педагога зависит итог ее решения. Именно формирование адекватного представления о себе в сознании незрячего человека поможет ему в дальнейшем самостоятельно вести домашнее хозяйство, готовить пищу, заниматься стиркой и уборкой жилых помещений и быть достаточно адаптирвоанным в бытовом плане и жизнерадостным, несмотря на наличие дефекта зрения, так как сам дефект зрения никогда не был и не будет основной преградой для человека в овладении тех или иных навыков. Нужно лишь содействовать тому, чтобы в сознании незрячего человека появилась установка на преодоление своего инфантильного иждевенческого отношения к жизни в целом и к себе в частности, а значит и к преодолению самого дефекта зрения, а это, на наш взгляд,очень важная жизненная задача.