email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ФАКТОР ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ «СОШ №40 ИМЕНИ ВЯЧЕСЛАВА ТОКАРЕВА» КРИВОДОНОВА Ю.Е.

Цель – Оказание всестороннего психологического содействия на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

  1. Выявить факторы благоприятного климата в коллективе;
  2. Определить факторы, влияющие на климат в коллективе;
  3. Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе;

Содействовать сплочению коллектива.
Участники: педагоги /МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского Края.
Оборудование: ручки, листочки для работы участников тренинговой группы, памятки с рекомендациями, разноцветные фигурки, лист ватмана, клей.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА.
1. Вступление. Психолог. Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в образовательном учреждении включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в образовательном учреждении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность обучающихся.

На данном семинаре мы постараемся определить пути формирования благоприятного климата в нашем коллективе. Каковы ваши ожидания от семинара? (ответы педагогов).

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»? (ответы педагогов). Психолог. Молодцы! Вы всё правильно понимаете и представляете. Коллектив – это некая общность людей, объединённых одной общей деятельностью и преследующих единую общую цель. Наш коллектив – это тоже общность людей и от того, как мы будем относиться друг к другу, как мы будем общаться, насколкьо слажено мы будем идти вместе вперёд и достигать каких-то значимых вершин в профессиональном плане зависит очень многое в развитии и существовании нашего коллектива. Существование коллектива связанро с умением видеть, чувствовать и замечать друг друга и во время приходить на помощь в трудную минуту. Существование коллектива определяется и умением радоваться успехам его членам, пусть даже начинающих, но уже активно проявивших себя в педагогической деятельности.

2. Упражнение « Ассоциации к слову «коллектив». Цель – выявление механизмов ассоциативного мышления и представления участников тренинговой группы по заданным параметрам. Психолог. Уважаемые коллеги, давайте же мы с Вами немного пофантазируем и назовём по одной фразе от каждого участника к слову «коллектив» (ответы педагогов). Психолог. И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Определение понятия «психологический климат педагогического коллектива». Психолог. Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным педагогам и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Упражнение «Музей обидных воспоминаний». Психолог. Каждый  из  нас    обижался  и  не  один  раз. Но  одни  люди  умеют  быстро  расстаться  с  обидами, потому  что обида  это  ни  что  иное, как «ржавчина, разъедающая  душу». Другие относятся  к  своим  обидам как к  большой ценности. Они  их  прячут, берегут, накапливают. А  в  конфликте  предъявляют, усиливая,  как  им  кажется,  свою  позицию. Результат такого  собирательства - болезни.  Попробуйте  сейчас написать  все  свои  обиды  на  листок, внимательно  на  них  посмотрите   и  скажите  им:

«Обиды, вы  простите  меня,  но  я  отправляю  вас  в  музей  обидных  воспоминаний. Вы  остаетесь  в  прошлом,  а  я  живу  в  настоящем и  будущем. Лишняя  тяжесть  мне  ни к  чему! Прощайте!»

После того, как все обиды будут написаны,порвите  этот  лист,  . Психолог. Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами после завершения данного упражнения (ответы педагогов). Психолог. В душе  должны  быть  всегда  уют  и  комфорт, спокойствие  и  мудрость. «Человек  сам  загораживает  себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь  этого  не  делать.

5. Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе. Психолог. А теперь давайте мы с Вами выделим факторы психологического климата в коллективе, а сделаем мы это при помощи высказывания своего мнения (ответы педагогов). Психолог. Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.

В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».

Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.

6. Упражнение  « Туфелька». Цель игры: сплочение коллектива.

Все  разуваются, обувь  перемешивается и  раскладывается  в  разных  углах   зала. Участники  берутся  за  руки. Их  задача-  обуться,  не  разрывая рук. Если  руки  разомкнутся , все  начинаем  сначала. Психолог. Что Вы почувствовали в ходе данной игры? Изменилось ли Ваше настроение или душевное состояние? (ответы педагогов).

7. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»). Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман). Психолог. А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

8. Подведение итогов семинара. Психолог. В подведение итогов семинара хотелось бы сказать, что  коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. На сегодняшнем семинаре мы попытались понять что же влияет на формирование коллектива и как сделать его благоприятным. Каковы ваши впечатления от проведенной работы? (ответы участников).

Психологом раздаются памятки с рекомендациями.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб.пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
  3. . Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Рекомендации педагогам

по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе и на близких.
  2. Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
  5. Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
  8. Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
  9. Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
  10.  Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.