email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Ю.Е. Криводонова,

аспирант кафедры практической и коррекционной психологии ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина» (Бийск);

ОТ. Нугаева,

канд. психол. наук, доцент, зав. кафедой специальной психологии

ГОУ ВПО «УрГПУ» (Екатеринбург)

 

В статье раскрываются особенности формирования ценностных ориентации и смысловых образований слепых и слабовидящих в процессе социальной адаптации Смыслы и ценности рассматриваются, как свойства интеграции.

Потеря зрения всегда для человека событие драматическое, приводящее к психологической травме. Процесс адаптации слепых и слабовидящих в микро- и макросреде предполагает не только обучение, то есть формирование школьных знаний, умений и навыков, но и развитие способности объективного отношения к дефекту зрения с целью гармонизации отношений данной личности к себе и к внешнему миру. Этот процесс подразумевает такое сочетание интернальных и экстернальных свойств личности, которые позволяют незрячему все основные события своей жизни повернуть на преодоление социальных деформаций личности.

Позиция научных взглядов о социальной адаптации слепых и слабовидящих представляется в виде лейтлинии развития личности человека от древности до наших дней. В настоящее время наука о слепых начинает развертываться к одной центральной идеи о психической природе человека. Данная идея сводится к тому, что слепота - это не только отсутствие зрения, она вызывает перестройку всех сил и организма личности.

Психология слепых может быть сконструирована на уровне суммы отдельных особенностей, частых уклонений единичных признаков тех или иных функций, но эти особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда мы будем исходить из единого жизненного плана, из лейтлинии жизни слепых, и определять мир не только как значение отдельной особенности или отдельного признака.

Таким образом, лейтлиния жизни в психологии слепого человека направлена на преодоление дефекта через его социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, через речь, что способствует социальной адаптации. К механизмам социальной адаптации при слепоте и слабовидении относятся самоактуализация, самореализация, поиск смысла жизни. Своеобразным ключом проникновения в сущность социальной адаптации и развития личности является активность.

Активность слепых и слабовидящих проявляется не только как способность сознательно действовать, приспособливаясь к условиям окружающего мира, но и как попытка целенаправленно изменять эти условии. Активность проявляется в том, что люди с дефектом зрения реализуют цели, которые непосредственно связаны с их ценностями.

Как и в норме, к числу механизмов формирования ценностных ориентации слепых и слабовидящих относятся идентификация и интериоризация. Идентификация, как механизм, при слепоте и слабовидении является ведущим в усвоении ценностей и норм микросоциального окружения.

При вхождении незрячего человека в группу благодаря идентификации происходит принятие вкладов значимых других и отождествление себя с ними через усвоение принятых в группе норм и ценностей.

Не менее важным механизмом социальной адаптации является интериоризация - это присвоение научно-исторического опыта в процессе воспитания и обучения. Интериоризация ценностей - это осознанный процесс, который предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые имеют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную внутреннюю структуру в зависимости от условий существования, ближайших и дальних целей, возможности их реализации.

Таким образом, формирование ценностных ориентации личности слепых и слабовидящих в процессе социальной адаптации осуществляется как за счет уподобления значимым другим посредством идентификации, так и за счет присвоения ценностей общества путем интериоризации. А процесс социальной адаптации ограничивается принятием или непринятием групповых ценностей. Формирование и развитие системы ценностных ориентации личности при слепоте и слабовидении происходит одновременно в ряде динамических процессов осуществления различных механизмов, образующих своего рода иерархию. Дефект зрения накладывает огромный отпечаток на формирование ценностных ориентации личности.

Блокировка процессов идентификации, персонификации, самоактуализации вследствие недостаточной включённости людей с дефектом зрения в социальные контакты со зрячими и знакомыми людьми, боязнь общества, возрастные и личностные проблемы кризисных периодов затрудняют процесс социальной адаптации слепых.

На формирование смысловых установок незрячих огромное влияние оказывает время возникновения дефекта. Различия в социальной адаптации при врожденной и приобретенной слепоте заключаются в том, что 1лшгация при врожденной слепоте наступает медленно, постепенно, по мере роста ребенка и развития его личности. У лиц с приобретенной слепотой процесс формирования психики завершился, сложилась личностная структура, поэтому потеря зрения для них - полный крах жизненных планов, смыслов, ценностей. При утрате зрения вопрос о смысле жизни возникает в зрелом возрасте в результате глубокого душевного потрясения.

Душевные кризисы взрослых слепых не связаны с патологией органов зрения. При утрате зрения человек утрачивает смысл жизни и тот духовный стержень, который может быть возрожден с помощью безграничного жизнеутверждающего мировоззрения. При наличии дефекта зрения человек осознает, что содержание его жизни не сохраняется, поэтому он не может повлиять на смысл жизни, где прошлое незыблемо, а будущее нужно формировать, так как оно находится в распоряжении человека и под его ответственностью.

Ценности, лежащие в основе личностных задач, могут быть достигнуты в процессе их решения. Каждый человек имеет свою ценность в жизни, которую он в состоянии достичь. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла она ему кажется. Процесс постижения смысла характеризует более высокую стадию развития человека как и в норме, смысл при слепоте и слабовидении предметен.

Смысловая вертикаль, по мнению Л.С. Выготского, это «утаенный план сознания, являющийся стимулом личности». Им была выделена классификация смыслов:

  1. (нулевой) уровень - операциональные смыслы, определяемые самой предметной логикой выполнения задачи в данных конкретных условиях.
  2. уровень - эгоцентрический, обусловлен стремлением человека к своему удобству и к себе. Данный уровень выступает в качестве единицы самоценности, в результате чего отношения к другим сугубо потребительские, зависящие от того, помогают ли другие успеху человека.
  3. уровень - группоцентрический, при слепоте и слабовидении человек идентифицирует себя с какой-то группой, поэтому его отношения к другим зависят от того, входят ли эти другие в его группу.
  4.  уровень - просоциальный гуманистический, предполагается равенство отношений человека с его правами и обязанностями. Данный уровень характеризуется внутренней устремленностью человека на благо других.

Если уровни смысловой системы представляют вертикаль, а ординатой данной системы являются смысловые отношения, то намеченные степени присвоения их личностью составляют горизонталь - абсциссу данной системы, поэтому одно и то же внутреннее смысловое содержание или его внешние проявления могут иметь различные внутренние обоснования и душевный резонанс, в зависимости от того, являются ли они ситуационно обусловленными или не являются вследствие более выстраданных и исповедуемых личностных ценностей.

Смысловые связи первого порядка указывают предмет удовлетворения потребностей по отношению к смысловым связям второго порядка, определяющим движение цели, которая необходима для овладения смысловыми предметами.

Таким образом, в процессе социальной адаптации цели приобретают смыслообразующую силу по отношению к промежуточным целям, образуя ось третьего порядка и так далее. Они реализуются в тактической деятельности субъекта, в которой открываются пути удовлетворения тех или иных потребностей и определяется место тех или иных обстоятельств и явлений в жизни субъекта благодаря их включению в структуру смыслового опыта.

Жизненный смысл слепых и слабовидящих - это единица анализа их жизненного мира: «Сращенность смыслов с жизненными процессами человеческого существования и их тесная связь с его миром - это то обстоятельство, благодаря которому человеку открываются те горизонты, которые выражаются в проективной потенции человеческого опыта в практике людей» [Г.В. Козловская 1999, с. 15].

И это действительно так: психологическая ориентация смысла слепых и слабовидящих становится актуальной при рассмотрении двух его важных аспектов: феноменологического и деятельностного. Субъективная основа построения деятельности на основании смысловой логики жизненной необходимости вступает не только прямым отражением в сознании человека жизненных смыслов, объектов и явлений, но и в преломлении их благодаря чему смыслы функционируют как внутренние регуляторные механизмы, действующие на протекание психической деятельности и психического отражения.

Выделение в жизненном мире субъекта с дефектом зрения ведущих смысловых ориентиров, которые становятся смыслообразованиями в его жизнедеятельности, осуществляется на основании индивидуально неповторимых актов смысла порождения. Психологическая основа формирования и изменения общих смысловых ориентации личности включает процессы порождения смысла от какого-то общего смысла, на основе чего возможно порождение смысла при слепоте и слабовидении от непосредственного взаимодействия человека с миром.

Таким образом, личность с дефектом зрения представляет целостную систему регуляции жизнедеятельности, реализующуюся через отдельные смысловые структуры и процессы, а также логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности. Познание смысла - это нечто среднее между переживаниями человека (К. Бюллер) и воспитанием готовности к смыслу (М. Верцгеймер).

Ощущение смысла жизни является для человека с дефектом зрения императивной необходимостью, причиной конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире. Ощущая смысл жизни, человек ощущает сам себя, что способствует формированию адекватного отношения к себе.

Смысл личности человека с дефектом зрения всегда связан с обществом, то есть своей ориентацией на общество смысл трансцендирует бытие. На этой основе смысл общества конституируется в существовании индивида. Ощущение бессмысленности жизни при слепоте и слабовидении больше распространено среди молодых людей или среди людей старшего возраста.

Одной из причин, порождающей утрату смысла жизни, является слепота. Концепция утраты смысла жизни может быть исследована эмпирическими методами, поэтому в процессе реабилитации необходимо прийти к цели, которая сделала бы жизнь осмысленной, а для этого у человека должны возникать потребности.

Для оптимального смысла жизни необходимо: обнаружение возможности на фоне действительности, которое всегда единственно и приемлемо; смысл должен быть найден, но не должен быть создан, то есть создать можно субъективный смысл, бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, поэтому при слепоте и слабовидении человеку необходим поиск смысла жизни, а для этого его нужно направлять на поиск смысла.

Таким образом, личность с дефектом зрения представляет целостную систему регуляции жизнедеятельности, реализующуюся через отдельные смысловые структуры и процессы.

Характеризуя смысл жизни слепых и слабовидящих как основу их социальной адаптации, исследователи выделяют позитивное влияние смысла на жизнь и развитие человека как личности. Одна из основных характеристик смысла жизни - это его многозначность, поэтому многое зависит от содержательных характеристик данного феномена, а также от его адекватности.

Жизненный смысл слепых и слабовидящих - это единица анализа их жизненного мира, благодаря которому открываются те горизонты, которые выражаются в проективной потенции человеческого опыта в практике людей.

Развитие смысла и ценностей человека, влияющих на его социальную адаптацию, осуществляется под регулирующим влиянием целеобразования. От того, как цель опосредует движение смысла деятельности, в решающей степени зависит, как сложится судьба смыслодеятельности. Как и в норме, ценности позволяют человеку с дефектом зрения видеть в каждом конкретном случае фрагмент реализации себя, благодаря чему ценности индивида становятся жизненными требованиями личностных задач.

Смысл и ценности - это свойство интеграции личности слепых и слабовидящих к условиям эффективного развития.

При слепоте и слабовидении в жизни человека все теряет смысл, поэтому необходима коррекция -включение субъекта в социальную деятельность. Именно включение человека с дефектом зрения в деятельность повышает его смыслообразование.

Ощущая смысл жизни, человек ощущает сам себя, что способствует формированию адекватного отношения к себе. Ощущая свой смысл жизни, человек с дефектом зрения реализует сам себя, благодаря чему осуществляется его личностное развитие.

Литература:

1.      Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, структура и данамика смысловой реальности [Текст] /
Д.А. Леонтьев. -М., 1999.

2.Литвак, А Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак. - М., 1990.

3.Франт, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990.

4.   Хрусталев, С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией [Текст] / С.А. Хрусталев. - М., 1990.
Ъ.Дрызго, ИЛ. Актуальные вопросы психокоррекции, психических состояний, утративших зрение [Текст]

/ Н.П. Дрызго. - М., 2004.

6.Помощь незрячему студенту [Текст] // сб. статей под ред. И. Н. Зарубиной. - НЛовгород, 2003.

7.Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Краснодар - Москва, 2003.