email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

СБОРНИК СТАТЕЙ
III Международной научно-практической
конференции
«ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
НАУКИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ»

2016г.

Всестороннее становление и развитие личности ребёнка имеет огромное значение для его успешной адаптации в обществе. Оно способствует повышению психологической устойчивости и зрелости личности, находящейся на стадии взросления и формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. При этом данная проблема характерна для каждого ребёнка, независимо от возраста, половой принадлежности и социального статуса. Особенно остро проблема всестороннего формирования и становления психики и личности ребёнка возникает в ситуации наличия разноплановых физических дефектов, приводящих к дезадаптации личности в целом. Врастание в среду нормально развивающихся сверстников является важнейшим этапом становления и всестороннего развития детей с физическими особенностями. Многое в данном аспекте зависит как от самой личности, так и от её социального окружения.

Если ранее дети с физическими дефектами обучались только в школах- интернатах, в которых уже за многие годы накоплен обширный опыт обучения, адаптации и реадаптации детей с особыми образовательными потребностями, то в настоящее время, дети с различными физическими дефектами могут обучаться и в общеобразовательной школе.

Новый Закон об образовании в Российской Федерации ставит перед современной общеобразовательной школой задачу внедрения и развития инклюзивных форм образования (С.В. Алехина, Н.В. Артюшенко, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.).

В последнее десятилетие в России наблюдается растущая тенденция к появлению новых форм обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями - интегрированное и инклюзивное обучение. Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья и у детей с инвалидностью обусловлены закономерностями нарушенного развития. При этом многими учеными и практиками отмечается, что успешность включения детей с особенностями в развитии в среду общеобразовательной школы во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы к началу их самостоятельной жизни. Как показывают проведенные ранее исследования, речь идет не о качествах личности, а о целостной системе отношений.

В эту систему включаются:

  • представления о самом себе,
  • отношение к своему дефекту,
  • отношение к другим людям;
  • отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, к жизненным ценностям;
  • отношение к непосредственному психологическому окружению.

Эти отношения составляют базовую структуру личности, образ своего Я, направленность личности и ее временная перспектива, отношения с другими. Дети с особыми образовательными потребностями – весьма специфичный контингент учащихся. Его особенность заключается в том, что определяет судьбу личности не сам по себе дефект, а его социальные последствия, как отмечал Л.С. Выготский, комплекс изменений черт личности и отношение общества: «Особенность определяется не самой болезнью, а той психологической средой, которой окружен особый ребенок» - (Л.С. Выгодский полное собрание сочинений. Том 5) Поэтому дети данной категории требуют специального подхода к их обучению, развитию, воспитанию, особых педагогических условий при организации учебной и воспитательной деятельности за счет реализации психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная система педагогических мер по созданию всеми субъектами образовательного процесса социально-психологических и педагогических условий для оказания помощи и поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями в решении задач его развития, обучения, воспитания и социализации в инклюзивном образовательном пространстве.

Система психолого-педагогического сопровождения в условиях массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций:

  •  Компенсаторная функция заключается в создании условий, обеспечивающих развитие ребенка с особыми образовательными потребностями наряду со здоровыми детьми, но с использованием для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств, «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (Л.С.Выготский).
  • Стимулирующая функция направлена на активизацию ребенка в процессе общения в обществе здоровых детей.
  • Развивающая функция предполагает создание условий для нормальной социализации детей с особыми образовательными потребностями в обществе здоровых детей.
  • Коррекционная функция выступает процессом психолого- педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями в массовой общеобразовательной школе способствует социализации воспитанника и успешному усвоению учебного материала.

При этом требуется соблюдение ряда условий: 

  1. Принятие факторов, обуславливающих наличие у обучающегося особых образовательных потребностей, и их влияние на специфику овладения учебной программы и участие в жизни общества.
  2.  Ориентация на субъектное включение обучающегося и его семьи в общий процесс образовательной инклюзии. 3. Создание для данного процесса особой формы жизнедеятельности обучающегося – специальной развивающей среды, организация которой зависит от педагогов.

Сложности, связанные с осуществлением психолого-педагогического сопровождения и всесторонней адаптации детей с особыми образовательными потребностями во многом связаны с тем, что в настоящее время отмечается недостаточная готовность как самих родителей, так и педагогов к работе с подобной категорией детей. Это объясняется тем, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывают глубочайшее чувство вины за рождение такого особого ребёнка. В ряде случаев, они просто устают сопротивляться жизненным трудностям, связанным с их адаптацией и социализацией.

У педагогов наблюдается иная картина восприятия ребёнка с особыми образовательными потребностями, формирование которой объясняется тем, что до настоящего времени, дети с особыми образовательными потребностями обучались в специализированных учебных заведениях (школа для слепых, слабовидящих; школа-интернат для глухих детей). Педагоги данных учебных заведений имеют коррекционную направленность образования и владеют формами и методами формирования самостоятельной личности. Педагоги же обычных массовых образовательных учреждений в настоящее время имеют недостаточную базовую подготовку к совместному с психологом сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Они не знают, как себя вести в подобной ситуации, как реагировать на те или иные особенности поведенческого и эмоционального реагирования ребёнка, они затрудняются в их понимании и оценке. Всё это приводит к развитию у педагога стрессового состояния, основным элементом которого является эмоциональное выгорание педагога в целом.

Если своевременно такому педагогу не оказать психологической помощи, он становится потерянным для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

На самом деле, оказание психологической помощи педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, является одной из актуальных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.

На базе МБОУ «СОШ №40имени Вячеслава Токарева» г. Бийска Алтайского края, данная работа успешно проводится.

Педагог чувствовать себя более уверенно реализуя на практике основные этапы:

  1. Проводит работу с ребёнком и членами его семьи на этапе поступления в школу.
  2. Оказывает психолого-педагогическую поддержку ребенку в условиях школы с целью развития его коммуникативности.
  3. Оказывает индивидуальную психолого–педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения и усвоения образовательных программ в условиях массовой общеобразовательной школы.
  4.  Сотрудничает со всеми членами психолого-педагогического коллектива.

На первом этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составлена при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с этим воспитанником, при составлении программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном этапе, его интересы, желания, возможности освоения психологического и жизненного пространства, ближайшее психологическое окружение (круг общения).

 Включение семьи в реабилитационную работу с ребенком и коррекция семейных отношений требуют на этапе адаптации наибольшего внимания как от психолога и педагога, так и от всех специалистов, включенных в команду. Специалисты оказывают родителям психотерапевтическую помощь, осуществляют медико–психологическое консультирование родителей, проводят занятия с матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных контактов с ребенком и формами сенсорно–перцептивных взаимодействий, стимулирующих его психическое развитие. Особое место здесь занимает проведение психокоррекционных занятий и консультаций по сглаживанию, снятию тревоги и чувства вины у родителей, а также обучение рациональным методам ухода за ребенком.

Усилия специалистов направлены на подготовку семьи ребенка к его поступлению в школу. На этом этапе все специалисты работают над повышением уровня психологической устойчивости ребенка и его семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества, над формированием восприятия болезни как определенного жизненного стиля и поведения.

На втором этапе создается специальная развивающая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и может реализовать имеющиеся у него возможности. К формам специальной развивающей психологической среды мы относим различные тренинговые занятия, на которых решаются развивающие и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в которой на первое место выступают действия и поступки, полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь. Этой же цели служат различные встречи, которые способствуют развитию у детей необходимых коммуникативных качеств. В качестве особой формы специальной развивающей среды также используется психодиагностика, в которой заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур. Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы.

На третьем этапе психолого-педагогического сопровождения, оказывается индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в процессе его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Ведущим специалистом на этом этапе является коррекционный педагог (учитель-дефектолог). Здесь осуществляется мониторинг адаптационного процесса ребенка в условиях массовой школы. Регулярно проводится изучение отношений ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнедеятельности и учебе в условиях школы; изучение его взаимоотношений со сверстниками и учителями; отношения к условиям учебы и организации досуга. При проведении мониторингового обследования также используются другие эмпирические методы: изучение документации (школьных тетрадок ребенка, оценочных листов, дневниковых записей, работающих с ним педагогов), экспертные оценки педагогов.

Мониторинг позволяет выявить общую картину поддержки ребенка в школе, а также отслеживать изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия. Также ведется работа с классом, в котором учится ребенок, в направлении формирования у детей толерантности, принятие, понимание имеющихся проблем, чувство товарищеской взаимопомощи и эмпатии. Кроме того, учащиеся включаются в совместную деятельность, где важную роль имеет взаимовыручка и поддержка друг друга.

 На четвертом этапе проводится работа с педагогическим коллективом. Эта работа включает в себя поддержку по вопросам психолого-педагогического сопровождения, организацию психологической помощи участникам образовательного процесса, организационно-методическую и правовую поддержку, информационно-методическую поддержку.

В целом можно сформулировать ряд выводов:

  1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современной инклюзивной школе предполагает в качестве обязательного и необходимого элемента работы коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования.
  2. Все участники образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации учреждений, ближайшего социального окружения) должны быть подготовлены к включению особых детей в среду общеобразовательной школы. Эта подготовка включает создание позитивных установок на взаимодействие, воспитание толерантности у всех участников.
  3. Особые требования предъявляются к формированию у педагогов соответствующих компетенций – личностной, мотивационной, коммуникативной, методической и др. готовности.
  4. При работе с родителями важными являются такие направления работы как профилактика неадекватной реакции на факт нарушения в развитии ребенка; формирование адекватного отношения к проблемам ребенка; снижение эмоционального дискомфорта; контроль родителями собственных эмоциональных состояний; установление адекватных детско-родительских отношений; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка.
  5. Позитивные изменения, которые наблюдаются в среде родительской общественности и профессиональном сообществе педагогов в результате комплекса информационно-методических, организационных и психолого- педагогических мероприятий, дают надежду на развитие современной школы как центра образовательной инклюзии.

Список литературы:

  1. Артюшенко Н. П. Организационно – педагогическое условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: Дис. к. п. н. / Н. П. Артюшенко. – Томск, 2010. – 180 с.
  2. Бражнокова, И. М Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бражнокова // – Вопросы образования. – 2006. – №2. – С. 30–38.
  3. Малофеев Н. Н. Ипостаси инклюзии : похвальное слово инклюзии / Н. Н. Малофеев // –Семья и школа: журнал для родителей. – 2012. – №4. –С. 2– 4.
  4. Назарова Н. М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н. М. Назарова // – Психологическая наука и образование. –2011. –№3. –С. 5–1.
  5. Юдина И. А. О международной научно–практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» / И. А. Юдина // – Дефектология. – 2012. – №1 – С. 88–94.
  6. Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 3. – С. 9–18.