email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье раскрываются адаптивные механизмы социализации личности со зрительной патологией, влияющей на ее профессиональное становление.

Ключевые слова:  механизмы социализации, профессиональное становление личности, слепота, слабовидение.

 

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Социализация - это приспособление строения функций организма, особей, популяций и видов к условиям среды. Любой факт социализации- это результат конкретного исторического этапа приспособительного процесса, протекающего в определенном несоответствии биотипов и отвечающих им комплексных процессов (А. Клауди, П. Биллей, Д. Винцест). [1]

Как и в норме, людям с дефектом зрения свойственна социализация в обществе в сфере выбора профессии. Актуальность проблемы процесса социализации лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения определяется их местом в обществе, а, главное, тем обстоятельством, что все они могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально равноправных, но и творчески активных его членов. Процесс социализации лиц со зрительным дефектом имеет огромное значение для дальнейшей их профориентации и становления трудовой деятельности.

Однако, на ряду с позитивными особенностями социализации личности слепых и слабовидящих людей, способствующих их профессиональному выбору и дальнейшему личностному росту, существуют и негативные дезадаптивные механизмы, препятствующие врастанию человека с врождённым и приобретённым дефектом зрение в общество окружающих его людей. Это, в свою очередь, накладывает огромные отпечаток на процесс профориентации незрячих людей. При этом дезадаптивные механизмы социализации лиц со зрительной патологией имеют свои отличительные особенности и свойства, которые характерны для каждого конкретного вида нарушения зрения (врождённая или приобретённая слепота), что, в свою очередь, ставит перед психологами различные задачи в процессе проведения коррекционной работы с каждой из описанных категорий лиц со зрительным дефектом в отдельности. [2]

Дезадаптивные механизмы социализации, влияющие на процесс профориентации личности с врождённым дефектом зрения, проявляются при возникновении самого врождённого дефекта зрения. Уже изначально у незрячих и слабовидящих детей при врожденном дефекте наблюдаются патохарактерологические нарушения, приводящие к дезадаптации, а в последствии, и к нарушению системы профориентации, отсутствию каких-либо развитых ценностных приорететов, которые без специально организованного всестороннего воздействия родителей, педагогов и психолога, самостоятельно не развиваются. Изучение психических нарушений слепых и слабовидящих началось сравнительно недавно. В 1908 году В. Дантон описал психические нарушения у обследованных им 39 незрячих людей с врождённой патологией зрения: 19 мужчин и 20 женщин. На основании своих исследований он отметил депрессивные расстройства различной степени выраженности, которые могут иметь затяжной характер и сопровождаться суицидальными мыслями. [3]

Ряд психологов, тифлопсихологов и специалистов других научных дисциплин, занимающихся изучением личности как в норме, так и при нарушениях зрения, отмечали, что у слепых, по сравнению со зрячими, наблюдается высокая частота психических заболеваний [О.О. Крогиус,  1909; К. Бюрклен, 1934; Э. Драке, 1954; Дж. Пит, 1957], но данные исследования были выборочными и проведены на небольшом количестве случаев.

Авторами отмечались отдельные психопатологические симптомы без какой-либо связи с нозологической формой заболевания и зачастую носили описательный психологический характер. До настоящего времени клинические работы с описанием своеобразия характера, динамики и причин возникновения психических нарушений слепых, как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе немногочисленны. Однако, именно дезадаптивные механизмы социализации оказывают огромное влияние на развитие личности незрячего человека в процессе его профессионального становления.

Наибольший интерес представляет изучение пограничных психических заболеваний, оказывающих негативное влияние на процесс профориентации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, так как слепота сама по себе является некоторым психогенным фактором, являющимся основой формирования и динамики патохарактерологических  и невротических нарушений у лиц с врожденной слепотой. [4]

Первые признаки психических нарушений и заболеваний при врожденном дефекте наблюдаются в раннем детстве. Они настолько слабо выражены, что остаются нераспознанными. Особенно трудна диагностика начальных доклинических болезненных признаков незрячих детей, так как некоторое своеобразие их внешнего облика и поведения на начальной стадии развития маскирует их психопатологические расстройства. [5]

А.И. Мизрухин (1965) выявил у слепых детей многократные невротические симптомы, а также различные типы патохарактерологического развития личности. Как и в норме, детям со врождённым зрительным дефектом, свойственно стремление к своему профессиональному выбору. Это проявляется в их мечтах, в представлении себя, занимающимся тем или иным видом деятельности. На начальных этапах личностного становления ребёнка данные представления претерпевают существенные изменения, что вполне нормально для формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Однако, еще до поступления в школу у детей с врожденной или рано приобретенной слепотой отмечаются отгороженность от окружающих, инактивность, депрессивный фон настроения, аутистические тенденции.

Он выявил у данной категории лиц следующие типы патохарактерологического развития личности: аутистический, астено-аутистический, психоанемический, истерический, ипохондрический, паранойяльный.

Им было обращено особое внимание на тот факт, что у большинства лиц с врожденной слепотой еще в раннем детстве появляется чувство ущербности, высокой ранимости, чувствительность к колебаниям настроения, различные страхи, которые оказывают негативное влияние на весь ход личностного становления человека в дальнейшем, не ограничиваясь сферой профориентации, как таковой. [6]

А. Браун (1938) выявил у слепых и слабовидящих высокую степень невротизации личности и тенденцию к интроверсии.

О. Сонерс (1954) выявила 5 вариантов изменения личности, как формы адаптации на слепоту. На этой основе Г.В. Козловская (1968-1972) обнаружила различные патохарактерологические изменения личности в рамках невротических расстройств.

Итак, от 3 до 5 лет – неврозы адаптации: нарушение сна, вегетососудистая дистония. Неврозы социализации возникают, когда ребенок пытается адаптироваться в окружающей среде и испытывает определенные трудности, обусловленные его неполноценностью.

Отмечается постоянная готовность к страхам, содержание которых изменяется в соответствии с возрастом. В возрасте от 3 до 5 лет они не мотивированы, но по мере взросления становятся более конкретными и часто связанными с дефектом зрения. У слепых и слабовидящих детей наблюдается патологическое фантазирование по типу овладевающих представлений (9-11 лет), что накладывает негативный отпечаток на формирование образа себя в мире профессий.

Сюжет фантазии достаточно конкретен – видеть. Особенности патологического фантазирования заключаются в том, что процесс фантазирования постепенно утрачивает свою произвольность и приобретает характер постепенно овладевающих представлений.

Данный синдром исчезает к 17 годам, а его возникновение связано со зрительной депривацией. Также отмечаются сензитивность, болезненная застенчивость, стремления к уединению. Различные патохарактерологические реакции В.В. Ковалев рассматривает как психогенные личностные реакции, которые проявляются в различных отклонениях поведения человека, приводят к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождаются невротическими расстройствами.

Данные реакции он делит на конкретные формы: реакции отказа; оппозиции; имитации; компенсации; гиперкомпенсации. Формирование стойкого патохарактерологического симптома наблюдается от 9 до 11 лет. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что различные проявления патологического развития в детском возрасте нестойки  и неспонтанны, поэтому личность большей части детей о подростков с дефектом зрения при благоприятных условиях подвержена значительной редукции. [7]

П.Т. Ганнушкин (1933) изучал психопатии и патохарактерологические нарушения слепых и слабовидящих. Он сделал вывод о том, что патохарактерологические нарушения в отличие от психопатий формируются под влиянием социальных и психогенных факторов.

Опираясь на его выводы, О.В. Кербиков (1968) такую форму личностного развития предложил именовать приобретенной краевой психопатией. Патохарактерологическое развитие личности у детей и подростков при затяжных психогениях описали такие ученые, как [О.В. Кербиков, 1968; М.В. Коркина, 1965; В.В. Ковалев, 1969; Н.Д. Лакосина, 1970].

По их мнению, у лиц с врожденной слепотой наблюдаются тормозимый и возбудимый типы характера, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Тормозимый: робость, нерешительность, плаксивость, склонность к фантазированию и рассуждательству, стремление к одиночеству. Дети, имеющие данные особенности, предпочитают общество взрослых. Они не стремятся к взаимодействию со сверстниками, что негативно сказывается на формировании у них представления о себе в различных сферах профессиональной деятельности. Такие уже сформировавшиеся зрелые личности считают себя обделёнными и глубоко несчастными, хотя видимых причин для возникновения своего несчастья они не видят.
  • Возбудимый: раздражительность, нетерпимость к несмешкам, обидчивость, капризность, чрезмерное упорство.Именно личности данного плана упорно идут вперёд и, в последствии, становятся преодоленцами своего дефекта в сфере не только профориентации, но и личностного развития в целом. У лиц тормозимого круга наблюдается тенденция к ипохондрической фиксации на различных ощущениях со стороны внутренних органов. Различные истеро-невротические  реакции со склонностью к уединению, замкнутости, подозрительности. Черты робости, нерешительности, боязливости, неуверенности в себе резко обостряются, преобладают различные невротические страхи, вегетососудистые расстройства.

Черты тормозимости могут сочетаться с реакциями по возбудимому типу. 12-14 лет – начальный период патохарактерологических реакций. В клинической картине превалируют те или иные психопатоподобные симптомы: шизоидные, ипохондрические, истероидные, истероневротические, астенические, абсессивно-фобические, депрессивные, эксплозивные. Наблюдаются понижения настроения.

Элементы патохарактерологического развития при благоприятных семейных и социальных условиях, а также своевременно начатой коррекции и терапии имеют тенденцию к постепенному снижению и купированию, что приводит к высокой степени социализации, то есть дети с врожденной слепотой и слабовидением успешно заканчивают школы и вузы.

Таким образом, чем раньше начата психолого-педагогическая работа по невелированию дезадаптивных механизмов, препятствующих профориентации детей с врождённым дефектом зрения, тем выше степень их социализации. У лиц с приобретённой слепотой, возникшей во взрослом возрасте, наблюдается иная картина в становлении дезадаптивных механизмов социализации, накладывающих негативный отпечаток на их выбор дальнейшего жизненного пути в целом. Это объясняется тем, что у потерявшего зрение человека внутренний мир рушится, в силу влияния дефекта зрения на психическое развитие человека. Долгое время личность остаётся центрированной на своих переживаниях, характер которых может иметь различную направленность: от полного обесценивания (кому я такой нужен, что я теперь могу), до принятия себя, несмотря на свой зрительный дефект. [4]

Однако, для того, чтобы у личности с приобретённым зрительным дефектом сформировалось адекватное представление о себе, необходимо прилагать массу усилий ближайшему окружению и психологам, так как именно сам факт потери зрения воспринимается человеком, как трагедия. Если с ним не проводится работа по снятию негативной симптоматики, обусловленной тяжестью зрительной патологии, он долгое время остается на стадии адаптации к новой сложившейся ситуации: на стадии оплакивания дефекта и горевания по утраченному зрению. В такой ситуации говорить о выборе дальнейшего жизненного пути не приходится. В случае же целенаправленной и системной психологической помощи, данная проблема снимается. В такой ситуации, человек понимает, что жить необходимо дальше. Ему хочется найти себя в сфере профессиональной деятельности. В ряде случаев, потерявшему зрение человеку, требуется переквалификация, так как он не может выполнять задачи своей профессиональной деятельности, выполняемые до возникновения дефекта. Именно сам процесс переквалификации приводит инвалида по зрению к формированию новых ценностных приорететов, к появлению интереса к жизни, к уважению себя и формированию адекватного представления о себе.

Несмотря на двойственное влияние дезадаптивных механизмов социализации, для лиц с врождённой и приобретённой слепотой общим является наличие стрессового состояния, в котором инвалиды по зрению находятся постоянно. Это объясняется тем, что у лиц с врождённой слепотой отсутствует механизм подражания. Они никогда себя не видели глазами, а потому образ себя возникает у них на основе других сохранных анализаторов и на основе того, как о них отзывается ближайшее значимое окружение. У лиц же с приобретённой слепотой образ себя, сложившийся до потери зрения фактически не меняется. Они знают и помнят себя визуально, однако, их проблема связана с отношением ближайшего окружения не только к ним самим, но и к дефекту в отдельности. В такой ситуации, дефект оказывается, своего рода, катализатором между отношением окружающих к самому человеку и самой личностью, выполняющей те или иные обязанности своей трудовой деятельности. Связующим моментом в подобного рода ситуациях является сам процесс включения инвалида по зрению в трудовую деятельность.

В основе такого включения лежит стрессовая ситуация, связанная с чрезмерным психологическим напряжением. Это объясняется тем, что у незрячего человека вся информация находится в мозгу, то есть голова постоянно работает в различных направлениях: например, незрячий должен чётко знать расположение кабинетов в здании, а также выполнять свои трудовые обязанности не хуже зрячих, а, в ряде случаев, и лучше них, так как именно по критерию профессионализма и мобильности он оценивается коллегами по работе.

Наличие данного рода дезадаптации может привести человека к состоянию нервного срыва, сопровождающегося чрезмерной обидчивостью, плаксивостью, постоянной усталостью. Если во время не предотвратить сложившуюся ситуацию, она может привести человека к утрате трудоспособности.

Таким образом, оказание своевременной психологической помощи незрячим людям, в виде проведения индивидуальных и групповых психологических занятий, консультирования, основанного на доверии и понимании проблем клиента, приводит к полному невелированию механизмов дезадаптации и к повышению социализации, что, в свою очередь, является позитивным моментом личностного и профессионального становления человека, имеющего врождённый или приобретённый дефект зрения. [2]

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Амбрумова, А.Г.  Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии. – 1981. – №4. – 77-84 с.
  2. Асницкий, А.К.  Саморегуляция активности слепых в ситуации потери работы [Текст] / А.К. Асницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – 18-24 с.
  3. Басилова, Т.А. Проблема психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте [Текст] / Т.А. Басилова //  Дефектология. – 2002. – №4. – 66-73 с.
  4. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 1993. – 184 с.
  5. Крогиус, А.А. Психология слепых  и ее значение для общей психологии и педагогики [Текст] / А.А. Крогиус. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
  6. Белоруков, А.П. Путями веков [Текст] / А.П. Белоруков. – М.: Учпедгиз, 1978. – 129 с.
  7. Будкина, Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых [Текст] / Г.А. Будкина // Дефектология. – 1977. – №6. – 55-64 с.