email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

The article is aimed at investigating the correlation between the meaning of life and adaptive abilities of the blind. Meanings and values are regarded as the characteristics of the integration.

The key words: the meaning of life, social adaptation, the personality of the blind, value orientations.

В статье исследуется взаимосвязь смысла жизни и адаптивных способностей слепых. Смыслы и ценности рассматриваются как свойства интеграции.

Ключевые слова: смысл жизни, социальная адаптация, личность слепых, ценностные ориентации   

Повышение интереса к смыслу жизни как к механизму социальной адаптации, и к его утрате, как к дезадаптивному механизму социальной адаптации, в психологии приходится на 50-60 годы XX века. Наиболее развернутое представление о смысле жизни, на наш взгляд, дано в теории П. Феникса[4]. Стремление к поиску смысла жизни он рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной детерминантой поведения и развития личности.

Как и в норме, ценности позволяют человеку с потерей   зрения видеть в каждом конкретном случае фрагмент реализации себя, благодаря чему ценности индивида становятся жизненными требованиями при решении личностных задач.

 Можно выделить следующие виды ценностей человека:

  • созидательные ценности;
  • ценности, закрепленные в переживаниях человека;
  •  высшие ценности отношений.

Отсутствие смысла жизни при слепоте и слабовидении порождает состояние экзистенциального вакуума, приводящего к специфическим ноогенным неврозам. Основой реализации смысла жизни, по В. Франклу, является труд.

Понятие личностного смысла было введено А.Н. Леонтьевым в 1947 году. По его мнению, человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений людей, что происходит в форме овладения им знаниями.

Личностный смысл вторичен: по отношению к значению он обслуживает предметную деятельность человека, как в норме, так и при нарушениях зрения. Личностные смыслы порождены мотивом деятельности к ее цели, то есть мотив задает смысл и становится предметом деятельности, поэтому, как и в норме, смысл при слепоте  предметен.

Смысл жизни зависим от значения, которое он призван субъективно получать и мотива, который его порождает и является центром деятельности человека. Было выделено две формулы смысла жизни человека: жизнь, деятельность, бытие, как условие смысла; смысл как условие жизни, деятельности, бытия.

Данные формулы – это условие зрелости личности, это все большее вхождение человека в действительность, где подлинная жизнь человека сливается с жизнями других людей. Как в норме, так и при наличии дефекта зрения смысловые уровни регуляции поступков вырабатывают общие принципы, которые в  ситуациях пересечения  видов деятельности могут быть реализованы с помощью различных внешних действий.

Путь смысла жизни слепых,  по мнению Н. Ройса и Дж. Пауэла[5], связан с большим уровнем осознания действительности. Они отмечают роль ценностей, выступающих в качестве моста между смыслом и личностью. Глубина смысла жизни при слепоте и слабовидении основана на ориентации ценностей, согласующихся с индивидуальностью личности, поэтому данные авторы указывают на связь смыслов: «Он возникает как внутренняя структура индивида, как структура взаимодействия  организм-среда. Ключ к смыслу жизни личности заложен в системе эпистемологических ценностных иерархий каждого индивида» (Н. Ройс,  Дж. Пауэл[5]).

Указанные ученые считают, что личностный смысл при слепоте развивается в течение жизни человека, смещаясь с физиологических потребностей младенческого возраста на ценности, характерные для старшего возраста.

Конечным источником смысла жизни человека с дефектом зрения являются реальные отношения, в которые включен субъект. Непосредственным смыслообразующим фактором является мотив деятельности, то есть одни и те же действия, имея разные мотивы, вызывают разный смысл.

Цепь смысловых связей прямо соотносится с деятельностью путем реализации потребностей, поэтому в процессе социальной адаптации слепых каждое звено данного пути направляется вовнутрь смысловых связей. Понятие смысловых связей, как и в норме, неотделимо от смыслообразования, которое представляет процесс расширения смысловых связей.

Смысловые связи первого порядка указывают предмет удовлетворения потребностей по отношению к смысловым связям второго порядка, определяющим движение цели, которая необходима для овладения смысловыми предметами.

Таким образом, в процессе социальной адаптации цели приобретают смыслообразующую силу по отношению к промежуточным целям. Они реализуются в практической деятельности субъекта, в которой открываются пути удовлетворения тех или иных потребностей, и определяется место   обстоятельств и явлений в жизни субъекта благодаря  включению в структуру смыслового опыта.

Жизненный смысл слепых – это единица анализа их жизненного мира: «Сращенность смыслов с жизненными процессами человеческого существования и их тесная связь с его миром – это то обстоятельство, благодаря которому человеку открываются те горизонты, которые выражаются в проективной потенции человеческого опыта в практике людей» (Г.В. Козловская[1]).

К механизмам порождения смысла, способствующим социальной адаптации и развитию личности с дефектом зрения, относятся следующие: 1. Замыкание жизненных отношений; 2. Индукция; 3. Инсайт; 4. Идентификация; 5.Столкновение смыслов; 6. Полагание смысла.

Развитие смыслов человека, влияющих на его социальную адаптацию, осуществляется под регулирующим влиянием целеобразования. От того, как цель опосредует движение смысла деятельности, в решающей степени зависит то, как сложится судьба смыслодеятельности (А.А. Большаков).

Таким образом, личность с дефектом зрения представляет целостную систему регуляции жизнедеятельности, реализующуюся через отдельные смысловые структуры и процессы, а также логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.

По Столину В.В.[5] выделяются следующие системы регуляции отношений человека и мира, способствующих социальной адаптации и развитию личности:

  1. Логика удовлетворения потребностей (потому что я так хочу).
  2. Логика реагирования на стимул (потому что он меня привлекает).
  3. Логика предрасположенности стимула диспозиции, охватывающая психологию личности (потому что я всегда так делаю).
  4. Логика социальной нормативности (потому что все так делают,
  5. Логика смысла и деятельности (я это делаю потому, что это для меня важно).
  6. Логика свободного выбора (а почему бы и нет) отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-психологическую характеристику.

Цели и задачи деятельности человека  с дефектом зрения зачастую вступают в противоречия с потребностями, мотивами, смыслами и ценностями человека, если эти цели и задачи не были взращены  и освещены опытом самой личности, осмыслены и осознаны. В данном случае все это может привести к утрате смысла жизни человека с дефектом зрения.

Дезадаптация является причиной деградации личности и оскудения регулирующих мотивов деятельности, и приводит, по мнению М.Н. Кочинова[5], к оскудению деятельности, в результате которого не формируются новые мотивы. Он выделил механизмы нарушения смысла, являющиеся дезадаптивными механизмами социальной адаптации при слепоте и слабовидении:

  • парадоксальная трансформация какого-то круга смыслообразований (учеба и так далее);
  • сужение круга смыслообразования, когда мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, окружающих человека.

При слепоте в жизни человека все теряет смысл, поэтому необходима коррекция – включение субъекта в трудовую деятельность. Работы ученых Д.А. Михайлова, Э.А. Коробкиной, Т.С. Ткаченко, А.Б. Фагина, С.Я. Рубинштейна доказывают, что именно включение человека с дефектом зрения в деятельность повышает его смыслообразование.

Характеризуя смысл жизни слепых как основу их социальной адаптации, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. Одна из основных характеристик  смысла жизни – это его многозначность, поэтому многое зависит от содержательных характеристик данного феномена, а также от его адекватности.

В данной статье мы придерживаемся научных взглядов Д.А. Леонтьева и В. Франкла о том, что жизненный смысл – это особый аспект, выступающий в качестве меры в сознании субъекта, человек. В смыслах и ценностях  незрячий усваивает опыт предшествующих поколений людей. Для   выявления связи социальной адаптации и уровня развития ценностных ориентаций и смысловых установок слепых  мы исследовали связь между смыслом жизни и адаптивными способностями слепых.

Для решения задачи и выявления взаимосвязи смысла жизни и адаптивных способностей слепых людей был использован метод математической статистики – коэффициент ранговой корреляции, не требующий единообразия измерений, перевода измерений в единую систему, поэтому являющийся наиболее приемлемым в данном случае для выявления зависимости между двумя выборками, имеющими разные шкалы и единицы измерения.

Результаты вычисления коэффициента ранговой корреляции показали, что существует зависимость между:

  • шкалой «цели жизни» по методике СЖО Леонтьева и общей адаптацией (использовались средние значения по всем шкалам) по методике адаптивных способностей Соловьева (pэмп =0.1884> pкрит 0.05=0.026). Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями. То есть, чем выше показатели по шкале «цели жизни», тем ниже общая адаптация, и наоборот. Таким образом, можно сделать вывод, чем определеннее цели жизни у слепых и слабовидящих людей, тем ниже их адаптация в обществе.

Слепые устремлены на достижение своей цели любым способом, что занижает возможности их адаптации. Например, цель вернуть зрение или создать семью (неважно с кем, лишь была семья), или купить отдельную квартиру (при низкой социально-бытовой ориентировке).

-     шкалой «цели жизни» по методике СЖО Леонтьева и шкалой КУ, условно обозначающей возбудимость, тревожность, раздражительность, по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌ 0.1427ê> pкрит 0.05=0.094), то есть, чем неопределеннее цели жизни у слепых, тем тревожнее и раздражительнее они будут проявлять себя в процессе адаптации в обществе, тем ниже их адаптивные способности.

Наличие цели помогает слепым выжить в сложившейся ситуации, отсутствие цели приводит к травмирующим последствиям, то есть человек не знает, как реализовать себя в этой жизни, что повышает уровень тревожности и занижает возможности для дальнейшей адаптации.

  • Шкалой «процесс» по методике СЖО Леонтьева и общей адаптацией (использовались средние значения по всем шкалам) по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌‌0.1827ê> pкрит 0.05=0.031), то есть чем выше удовлетворенность жизнью в настоящем у слепых  людей, тем ниже их адаптивные способности, адаптация в обществе.

При удовлетворенности жизнью в настоящий момент слепому  человеку хочется большего, возникают высокий уровень притязаний и завышенные требования, не соответствующие его возможностям. Данная ситуация отрицательно переживается, что сказывается на адаптации человека в различных сферах жизнедеятельности.

  • Шкалой «процесс» по методике СЖО Леонтьева и шкалой Ц, условно обозначающей эмоциональную неустойчивость, по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌‌0.1472> pкрит 0.05=0.084), то есть чем выше удовлетворенность жизнью в настоящем у слепых  людей, тем ниже их эмоциональная неустойчивость.

При удовлетворенности жизнью в настоящий момент наблюдается приподнятый фон настроения. Например, «жизнь продолжается, мне ничто не угрожает».

  • Шкалой «процесс» по методике СЖО Леонтьева и шкалой О, условно обозначающей впечатлительность, тревожность, комплекс неполноценности, тревожность по поводу своих действий, поведения, по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌‌0.1855> pкрит 0.05=0.029), то есть чем выше удовлетворенность жизнью в настоящем у слепых, тем ниже их впечатлительность, тревожность, комплекс неполноценности, тревожность по поводу своих действий, поведения.

Удовлетворенность жизнью дает человеку стимул для дальнейшего роста и развития. В сложившейся ситуации человек не фиксируется на комплексе неполноценности, обусловленным дефектом зрения (на своих действиях, поступках, словах в тех или иных ситуациях), а живет, наслаждаясь жизнью, такой, какая она есть.

  • Шкалой «результат» по методике СЖО Леонтьева и шкалой М, условно обозначающей утонченность, изысканность, интеллигентность, меланхоличность, по методике адаптивных способностей Соловьева. То есть, чем выше показатели по шкале «результат», тем выше, предполагается, интеллигентность, воспитанность (pэмп =0.1555> pкрит 0.05=0.067). Таким образом, чем продуктивнее  и адекватно слепые  люди  могут оценить свою жизнь, тем они должны быть интеллигентнее, воспитание.

В связи с нормальным интеллектуальным развитием слепого человека жизнь приобретает смысл, человеку хочется попробовать свои силы в различных сферах жизнедеятельности, он начинает оценивать жизнь иначе, не с позиции дефекта, а с позиции собственной пользы для общества.

  • Шкалой «результат» по методике СЖО Леонтьева и шкалой С, условно обозначающей озабоченность своими мыслями, погруженность в себя, свои проблемы, интроверсия, по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌‌0.1855> pкрит 0.05=0.029), то есть чем продуктивнее  и адекватно слепые  люди  могут оценить свою жизнь, тем ниже их озабоченность своими мыслями, погруженность в себя, свои проблемы, интроверсия.

При удовлетворенности жизнью в настоящем, человек вытесняет из сознания свои проблемы, они отходят на второй план. Фиксация на проблемах возникает лишь в трудные периоды жизни. Это связано с отреагированием   на возникшее напряжение.

  • Шкалой «локус контроля - жизнь» по методике СЖО Леонтьева и шкалой О, условно обозначающей впечатлительность, тревожность, комплекс неполноценности, тревожность по поводу своих действий, поведения, по методике адаптивных способностей Соловьева. Вычисления коэффициента ранговой корреляции показывают обратную зависимость между показателями (pэмп =-‌‌0.1344> pкрит 0.05=0.115), то есть чем выше убежденность в жизни, в ее подвластности, контроле и самостоятельности принятия решений у слепых людей, тем ниже их впечатлительность, тревожность, комплекс неполноценности, тревожность по поводу своих действий, поведения.

При возможности самостоятельно принимать решения, снижается комплекс неполноценности, обусловленный дефектом и уровень тревожности, человек осознает, что он в этой жизни что-то представляет, что дает стимул для его саморазвития.

Итак, приходим к выводу, что развитие смыслов и ценностей человека, влияющих на его социальную адаптацию, осуществляется под регулирующим влиянием целеобразования. От того, как цель опосредует движение смысла деятельности, в решающей степени зависит то, как сложится судьба смыслодеятельности. Как и в норме, ценности позволяют человеку с дефектом зрения видеть в каждом конкретном случае фрагмент реализации себя, благодаря чему ценности индивида становятся жизненными требованиями личностных задач. Смысл и ценности – это свойство интеграции личности слепых к условиям эффективного развития. При слепоте в жизни человека все теряет смысл, поэтому необходима коррекция – включение субъекта в социальную деятельность. Именно включение человека с дефектом зрения в деятельность повышает его смыслообразование.

Ощущая свой смысл жизни, человек с дефектом зрения реализует сам себя, благодаря чему осуществляется его личностное развитие.

 

Список литературы

  1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. -  №7. – 1997. С. 61-65
  2. Психологические истоки смысла жизни и акме // Под ред. Бодалева А.А. Психологический журнал. - №1. – Том 22. – 1992. С. 45-52
  3. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения \ Под ред. Гудонис В. Дефектология. - №2. – 1996. С. 45-51
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1999

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, Кузбасс, 2003