email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: Формирование ценностных ориентаций и жизненных смыслов лиц с дефектом зрения имеет большое значение для их самореализации в обществе зрячих людей.

Ключевые слова: самореализация личности, трудовая деятельность, реабилитация незрячих, дефект зрения.

 

Потеря зрения является тяжелым психологическим потрясением для человека, в результате которого происходит потеря смысла жизни и ее обесценивание. Данная проблема приводит к тому, что люди с дефектом зрения замыкаются в себе, на своих проблемах и состояниях, не стремятся находить цель в жизни, в новой сложившейся для них ситуации, не идут на контакт со зрячими людьми. [1]

Актуальность проблемы социализации незрячих и слабовидящих определяется их местом в обществе, а главное, тем обстоятельством, что все они могут быть включены в жизнь общества в качестве не только социально полноправных, но и творчески активных его членов. На этой основе стало возможным оказание психологической помощи лицам с врожденным или приобретенным дефектом зрения в сфере подготовки их к выбору профессии, к самому процессу обучения в различных Вузах и средне-специальных учебных заведениях, а в итоге – к осуществлению трудовой деятельности и, на этой основе, к завоеванию своей социальной позиции в обществе. Психологическая помощь лицам с врождённым и приобретённым дефектом зрения оказывается с целью снятия у них негативных факторов, затрудняющих социализацию данного контингента лиц в обществе зрячих, а также формирование их жизненных смыслов и ценностных ориентаций в сфере профессионального и личностного становления . С этой целью с ними проводится коррекционная работа. [2]

Психокоррекция незрячих и слабовидящих – это направленное воздействие на определенные структуры, которое не всегда адекватно в силу определенных искажений.

Психокоррекция при слепоте и слабовидении применяется с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека с дефектом зрения (Г.Ю. Мартынова).

Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, в ходе которого психолог имеет дело с конкретными проявлениями переживаний и действий человека.

Психокоррекция как форма работы впервые возникла в тифлопсихологии применительно к различным вариантам отклонений в психическом развитии личности. Она представляет собой совокупность воздействий, направленных на исправление и компенсацию недостатков отклонений в психическом развитии человека.

В тифлопсихологии психокоррекция призвана решать задачи профилактики вторичных отклонений в психическом развитии личности связанных с наличием дефекта зрения. Психологическая помощь – это звено в системе реабилитации незрячих. Необходимость индивидуальной и групповой психологической помощи инвалидам по зрению остро чувствуется психологом в процессе общения со незрячими и слабовидящими людьми. [3]

Изучение особенностей слепых в Бийском ЦРС имени М.Н. Наумова показало, что дезадаптация, как форма поведенческого отреагирования последствий дефекта зрения, наблюдается не только в период непосредственно после потери зрения, но и в течение последующей жизни у незрячего человека может возникать несколько кризисных периодов, вызывающих психическую дезадаптацию, приводящую к затруднениям в сфере социализации лиц с дефектом зрения в обществе зрячих людей. Однако, данная проблема характерна не только для лиц с приобретённфым дефектом зрения. Она возникает и у лиц с врождённым зрительным дефектом, и здесь всё зависит от социального окружения человека, от воздействий школы и семьи на процесс личностного становления человека.

Время от времени каждый человек может попадать в критические ситуации, встречая препятствия, трудности, терпя неудачи, а кризисные ситуации при длительном воздействии могут вызвать психическую дезадаптацию и психические нарушения невротического характера, которые препятствуют процессу самореализации незрячих в сфере профессионального роста, а также повышения по карьерной лестнице.[3]

Для незрячих и слабовидящих кризисные периоды особенно болезненны, так как они накладываются на психические последствия пережитой травмы. Оказание психологической помощи, наряду с реабилитацией в личностном плане, обеспечивает социализацию и невелирует дезадаптацию лиц с врожденным и приобретенным дефектом зрения к социальному окружению, так как затруднения и психические кризисы незрячих и слабовидящих сопровождаются нарушениями межличностных отношений, что в большей степени обостряет психические кризисы.[4]

Взаимосвязь индивидуально-психологических явлений с социально-психологическими процессами вызывает необходимость воздействия на процесс реабилитации с двух сторон: через коллектив и через личность незрячего человека, поэтому психологическая помощь является звеном в системе психологической реабилитации.[3]

Развитие реабилитационного направления в тифлопсихологии привело к постановке вопроса у возникновения новообразований в структуре тифлопедагогики, которую можно определить как реабилитационная тифлопедагогика. А. Глигутис характеризует сложившуюся систему социально-педагогической реабилитации незрячих и слабовидящих, и выделяет педагогическую реабилитацию, понимаемую им как обучение и воспитание лиц с нарушениями зрения.[5]

Адекватное понимание места и роли педагогической деятельности в системе реабилитации лиц с нарушениями зрения может быть выработано при опоре на теоретически обоснованную структуру модели реабилитации.

Исходная предпосылка к ее построению заключается в том, что модель реабилитации инвалидов по зрению – это многомерное явление: во-первых, четко обнаруживается ее видимое измерение, так как в качестве основных сфер жизни человека выступают сферы труда, быта и отдыха, поэтому реабилитация незрячих и слабовидящих людей предполагает повышение социального статуса человека в каждой из этих сфер.

Тем самым определяются 3 необходимых содержательных направления реабилитации, взаимосвязь которых означает всестороннюю реабилитацию лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения:

  1. Трудовая, подразумевающая повышение социального статуса инвалида по зрению в профессиональном труде.
  2. Бытовая реабилитация, предполагающая повышение социального статуса их в сфере домашнего и общественного быта.
  3. Культурная реабилитация – повышение социального статуса инвалида в сфере культурного производства и потребления.[6]

В субъективном плане реабилитация инвалидов по зрению выражается в высокой степени их социальной дееспособности в основных сферах жизнедеятельности. Так обнаруживается двойственное измерение реабилитации незрячих: динамическое стадийно уровневое, при рассмотрении которого различаются ее основные этапы  фазы или качественные уровни.

1. Первоначальная реабилитация, предполагающая развитие социальной сферы человека.

2. Элементарная реабилитация – восстановление основ дееспособности незрячих людей в новых областях общественной практики.

3. Полная реабилитация – достижение ими максимальной независимости самостоятельности в основных сферах социальной жизнедеятельности. [7]

В прикладном отношении осуществление реабилитации инвалидов по зрению предполагает реабилитацию на базе госучреждений (ЦРС).

Таким образом, реабилитация незрячих и слабовидящих – это целенаправленная психолого-педагогическая деятельность, предполагающая поэтапное повышение степени социальной дееспособности их в сферах труда, быта и культуры.[3]

Цель реабилитации незрячих и слабовидящих людей состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни, который не вступал бы в противоречие  с образом жизни зрячих. Важным элементом реабилитации личности с дефектом зрения является интеграция.[4]

Интеграция – некое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида по зрению в обществе. Социальная интеграция – это конечная цель организованного движения лиц с дефектом зрения, на основе которого возможно сведение социальной интеграции в индивидуальную плоскость, когда проблема рассматривается на уровне каждого конкретного человека с дефектом зрения, и интеграция в обществе, определяемая в качестве конечной цели реабилитации, связывается с восстановлением личного статуса инвалида по зрению.

Социальная интеграция – это двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение двух социальных субъектов: инвалидов по зрению, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся личностей, и самих людей в норме, создающих условия для подобного включения. [7]

Любая жизнь может быть  наполнена смыслом и имеет цель, что значительно облегчает и ускоряет процессы социализации инвалидов по зрению и развития личности. На  процесс социализации незрячих людей к новой жизненной ситуации, связанной с выбором дальнейшего жизненного пути, влияет  отношение специалистов к дефекту. Позицию врача к тому, что зрение будет потеряно или уже потеряно, люди узнают от врача. Тон, которым будет произнесена эта мысль, во многом определяет то, как у человека начнется процесс адаптации к потере зрения, что естественным образом, скажется и на его социализации в сфере профессионализации и трудовой деятельности, поэтому врач с одной стороны должен быть сочувствующим и переживающим, а с другой,  должен  быть  честным. Его слова должны выражать  надежду на полноценную жизнь, а не на полноценное зрение. [8]

В случае, если потеря зрения происходит постепенно, нужно подготовить человека к ожидающей потере зрения. В этом  случае можно избежать шока, облегчить  горе и сократить депрессию, так как вся работа по оплакиванию и частичному осознанию потерь будет проделана. Все близкие человеку  люди автоматически втягиваются в процесс его социализации в обществе. Им самим предстоит адаптироваться в слепоте близкого человека. Адаптационный процесс ближайшего окружения человека различен.

Родители, узнав, что их ребенок незрячий переживают тяжелый кризис в своей жизни, который отражается на их личных взаимоотношениях между собой и на их взаимоотношениях с ребенком, особенно когда их захлестывает тревога, страх, чувство вины. В такой ситуации, при отсутствии своевременно оказанной психологической помощи, у родителей возникает ситуативное пограничное состояние, которое характеризуется отсутствием веры в своего незрячего ребёнка. Всё это негативно сказывается и на процессе его социализации в обществе зрячих людей, и на включении в дальнейшую трудовую деятельность. В ряде случаев, родители, находясь в пограничном состоянии, могут приписывать своему ребёнку с врождённым дефектом наличие определённых сверхспособностей, благодаря которым, ему не стоит социализироваться в обществе зрячих людей и продвигаться по карьерной лестнице. У разных родителей различны отношения к своему ребенку: реалистическое принятие ребенка, игнорирование, гиперопека, взаимные отвержения, открытое отвержение. От того, как сам родитель воспримет рождение ребёнка с дефектом зрения или утрату зрения уже взрослого зрелого человека, находящегося на стадии личностного становления, зависит и сам процесс включение инвалида по зрению в сферу трудовой деятельности. [9]

Нами было экспериментально подтверждено, что уровень социальной адаптированности родителей  положительно влияет на уровень социализации ребенка и взрослых инвалидов по зрению, которые приобрели дефект в зрелом возрасте. Преодоление дефекта, принятие и уважение близкими, помогают человеку восстановить самоуважение и веру в  свои силы. Пессимистические воззрения и  занижение самооценки близких может восприниматься как сознательно, так и бессознательно.

Увеличение тревоги и беспокойства среди близких увеличивает тревогу и беспокойство незрячих и слабовидящих людей. Значение, придаваемое слепоте, во многом определяет глубину травмированности близких, что влияет на социализацию инвалидов по зрению в различных сферах жизнидеятельности. [4]

Отношение окружающих к потере человеком зрения могут быть различными и колебаться от поддержки и одобрения до отчужденности и неприятия. На этой основе В.Ф. Матвеев выделяет 4 этапа отношения к дефекту:

  1. Осознание, что слепота меняет образ жизни человека, но вместе с тем, человек намерен осмыслить эти  изменения и работать над поиском их более успешной интеграции в жизни совместно со зрячим.
  2. Осознание необходимости перемен и желание чем-либо помогать  пассивно, дожидаясь пока все само собой переменится.
  3. Отказ признать, что  процесс социализации требует времени, что выражается в нетерпимости и необоснованной требовательности.
  4. Мнение о том, что ничего не случилось и поэтому ничего делать не нужно. [9]

Службы помощи ускоряют и облегчают социализацию инвалидов по зрению в  процессе их реабилитации. Без помощи и поддержки специалистов процесс реабилитации удлиняется и усложняется и человек может застрять на каком-то одном из этапов социализации. Это характеризуется тем, что у человека замыкается круг своих глубинных личностных переживаний на прогнозе неудачи. В центре этого круга преобладает сам дефект зрения с наличием негативных установок, препятствующих дальнейшему личностному и профессиональному росту человека в целом. Примеры для подражания играют важную роль в социализации незрячих и слабовидящих, поэтому для них важны зрячие друзья, от общения с которыми и они учатся себя  вести  определенным образом и жить дальше.

Немного важнее найти примеры людей оказавших в такой же ситуации и преодолевших ее. Данная обязанность ложиться на плечи окружающих, которые не должны пускать ее на самотек. Примеры других очень  вдохновляют человека, и, как сильная позитивная  модель, улучшают процесс социализации. Примеры неудачи, неспособности, неприспособленности очень обескураживают незрячих и слабовидящих и подрывают веру в свои силы. [3]

Трудоустройство значительно повышает жизненный статус, т.к. бездеятельность неизбежно приводит к депрессии, которая в свою очередь развивает чувство никчемности, ненужности. Для людей недавно потерявших зрение  может потребоваться небольшой период времени для того, чтобы сформировать новые навыки, помогающие остаться на прежней работе, либо период переквалификации.

Вопрос о независимости, вопрос о том, насколько ценна и важна независимость, встает перед каждым человеком, независимо от того, слепой он или зрячий.  Разные люди придерживаются разных мнений на этот счет. Слепота накладывает некоторые безусловные ограничения на независимость человека.

Если до  потери зрения человека был склонен к зависимому поведению, то, как правило, слепота усиливает эту склонность. Д. Тотл утверждает, что проблема с независимостью происходит от чрезмерного значения, которое люди придают независимости. На начальном этапе, в раннем детстве, либо сразу после потери зрения, когда человек еще не освоил необходимых навыков, у него очень мало независимости, но лишать человека независимости,  после того как он уже освоил необходимые навыки – нельзя. [10

В историческом развитии общества всегда остро вставал вопрос о полноценности индивида, поэтому в психологии отмечается, что потерявший зрение человек не может в процессе реабилитации  восстановить и развить все свои  психологические возможности.

Таким образом, мы сталкиваемся, по мнению В.Гудониса, с двумя взаимоисключающими понятиями: инвалидность и полноценность. На этой основе создается парадоксальная ситуация: инвалид по зрению обладает всеми гражданскими правами, но общество  его не принимает, как  полноценного члена. [11]

Данное положение возникло, т.к. дефект недостаточно рассматривается в социальном плане. Л.С. Выготский считал, что «недостаток зрения или слуха несет за собой выпадение серьезных социальных функций, смешение всех систем поведения». [12]

Особенности формирования личности человека с нарушением сенсорного развития определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе – тех представлений, которые откладываются об инвалиде в социальной среде. Под представлениями об инвалиде  понимается как теоретические концепции, так и содержание общественных воззрений на инвалида. [4]

Исследование В. Гудониса указывает на устойчивый тип слепых в обществе, который не оптимистичен. Негативный стереотип выражается в представлениях о них, как об убогих, несчастных, с максимально ограниченными возможностями  людях [].

Для социализации незрячих препятствием являются не трудности, связанные со слепотой, а недостаток уважения со стороны общества  к незрячим, недооценка их возможностей, неадекватное отношение к ним. Первая проблема, связанная социализацией в обществе зрячих людей, появляется с рождением слепого ребенка, основной проблемой которого являются отношения родителей к его дефекту. [4]

Адекватная оценка нарушения зрения у ребенка со стороны родителей является основой и базисом для успешного развития его личности.

Таким образом, успешность социализации незрячих, как в целом, так и в сфере профессиональной и трудовой деятельности зависит от правильной коррекционно-воспитательной работы. [3]

Тифлопсихологи указывают на недостатки  формироваybz таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, поэтому интеграция слепых  в общество зрячих является сложной, но актуальной проблемой, как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении. [13]

Важным аспектом реабилитации является уровень образования. Образование – это мощный стимул и основа реализации активности личности. Только активно действующий субъект может успешно  реабилитироваться в общество. [7]

Таким образом, социализация является сложным многоступенчатым процессом, в котором самым активным образом должны участвовать с одной стороны сам незрячий человек, с другой – общество.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Крогиус, А.А. Психология слепых  и ее значение для общей психологии и педагогики [Текст] / А.А. Крогиус. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
  2. Беркли-Ален Мэдэлин Забытое искусство слушать [Текст] / Мэдэлин Беркли-Ален. – СПб.: Питер, 1997. – 248 с.
  3. Коррекция установок на инвалидность у ослепших [Текст]. – М.: Кафедра тифлопедагогики РГПУ им. Герцена, Институт реабилитации и профподготовки слепых. – 2004. – 27 с.
  4. Бараш, Б.А. Фобии и тревожные ожидания поздно ослепших [Текст] :  методическое пособие для работников тифлопедагогики / Б.А. Бараш, Ю.Г. Демьянова, В.М. Сорокина. – Л.: РГПУ им. Герцена, Институт реабилитации и профподготовки слепых, 1991. – 55 с.
  5. Белоруков, А.П. Путями веков [Текст] / А.П. Белоруков. – М.: Учпедгиз, 1978. – 129 с.
  6. Акимушкин, И.М. Трудовая реабилитация инвалидов по зрению [Текст] / И.М. Акимушкин, В.С. Моргулис. – М.: Советская энциклопедия , 1983. – 600 с.
  7. Атутов, П.Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии [Текст] / П.Р. Атутов, Е.А. Климов // Вопросы психологии. – 1984. – №1. – 80-85 с.
  8. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1999. – 366 с.
  9. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 1993. – 184 с.
  10. Ден Тотл  Самоуважение и адаптация к слепоте [Текст] / Тотл Ден, Тотл Науми. – М.: изд-во, 2003.
  11. Гудонис, В.П. Интеграция лиц с нарушением зрения [Текст] / В.П. Гудонис // Дефектология. – 1993. – №4. – С. 78-92.
  12. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. –  449 с.
  13. Асницкий, А.К.  Саморегуляция активности слепых в ситуации потери работы [Текст] / А.К. Асницкий, Т.С. Чуйкова // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – 18-24 с.