email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности становления личности с дефектом зрения в процессе ее социализации. Особенности профессионализации незрячих являются факторами, способствующими к преодолению зрительного дефекта, связанного с формированием смысла жизни.

Ключевые слова: профессионализация, социализация, адаптивные механизмы, смысл жизни.

 

Актуальность проблемы адаптации человека, имеющего зрительный дефект, в обществе зрячих людей определяется их местом в общественной жизни, а главное, тем обстоятельством, что каждый незрячий человек может быть не только несчастным и подавленным в силу имеющегося дефекта зрения, но также и самодостаточным и уверенным в себе человеком. Благодаря данной стратегии в линии поведения высоко адаптированных незрячих людей, можно говорить о наличии успешных личностей, стремящихся к дальнейшей социализации. [1]

Механизмы социализации – это процессы, помогающие человеку адаптироваться к окружающей среде. Они существуют как в норме, так и при патологии зрения. К адаптивным механизмам социализации при слепоте и слабовидении относятся: самоактуализация, самореализация, стремление к смыслу жизни. Данные механизмы – неотъемлемая часть профессионального становления личности незрячего человека. Именно механизмы социализации помогают адаптироваться в среде зрячих сверстников и чувствовать себя на равнее с ними, несмотря на постоянно меняющуюся учебную ситуацию.

Самоактуализация – это полное использование человеком своих талантов, возможностей и способностей. [2]

Большой вклад в изучение данного механизма социализации внес А. Маслоу, выделив пути самоактуализации личности:

  1. «Самоактуализация не означает переживание полное, живое, беззаветное с полной концентрацией и полным вживанием»: как и в норме человек с дефектом зрения мало осознает, что происходит внутри и вокруг него, но наблюдаются моменты высшего осознания и интенсивного интереса к жизни. Эти моменты А. Маслоу называет самоактуализационными.
  2. «Если мыслить жизнь как процесс выбора, то самоактуализация означает возможность решать каждый выбор в пользу роста».
  3. «Актуализироваться, значит, становиться реальным существом фактически, а не только потенциально».
  4. «Честность и принятие ответственности за свои действия в существенные моменты самоактуализации». Для этого нужно искать ответы внутри, соприкасаясь со своей внутренней самостоятельностью.
  5. Первые шаги по самоактуализации позволяют развить возможность «лучшего жизненного выбора», поэтому мы учимся верить своим суждениям.
  6. Самоактуализация – это постоянный процесс развития своих потенций, использование своих возможностей и разума.
  7. «Пик переживания» - переходный момент в самоактуализации, благодаря которому люди с дефектом зрения чувствуют, думают, действуют более ясно и точно, они больше понимают других, более свободны от внутренних конфликтов и переживаний, более конструктивно используют свою энергию.
  8. Обнаружение своих защит и работа по избавлению от них, то есть при слепоте и слабовидении необходимо лучше осознавать, каким образом происходит искажение себя и образа внешнего мира с помощью различных методов психологической защиты.[3]

Таким образом, самоактуализация слепых и слабовидящих – обучение самонастраиваться со своей внутренней, собственной природой, а это, по мнению Е.Ю. Коржовой, означает, что «нельзя мудро выбирать жизнь, если не сможешь внутренне прислушаться к себе и собственной аморфности в каждый момент жизни».[2]

При этом анализируя поведенческие реакции самих незрячих людей, находящихся в ситуации профессионального выбора, можно выделить три основных их типа:

  1. Лица, имеющие тяжёлый зрительный дефект (тотальная или порциальная слепота), находящиеся на высоком уровне самоактуализации. Таких незрячих людей характеризует повышенное желание идти вперёд и бороться за своё место под солнцем. Они достаточно быстро приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям как в повседневной жизни, так и в сфере профессионального роста и развития. Их обучение осуществляется в коллективе зрячих сверстников в различгных Вузах. Пиком такого плана личности является именно очная форма обучения, в процессе которой жизненные ситуации постоянноменяются. Таких личностей характеризует быстрое принятие того или иного решения в разноплановых сложных ситуациях, связанных с обучением (сессия, написание курсовых и дипломных работ). В дальнейшем, незрячие личности, относящиеся к данной категории, работают в коллективе исключительно со зрячими сотрудниками и не требуют для себя перемен условий в рабочей деятельности, в связи со своей инвалидизацией.
  2. Люди, имеющие зрительный дефект (слепота с детства, остаточное зрение с детства, врождённая слепота), находящиеся на среднем уровне самоактуализации. Их характеризует нерешительность в плане профессионального выбора и дальнейшего жизненного роста. По их мнению, у них ограниченные возможности для дальнейшего жизненного роста, а потому обучаться им можно лишь в среде таких же, как и они, незрячих и слабовидящих сверстников. Самоактуализация такого рода характеризуется тем, что данная категория лиц со зрительным дефектом поступает именно в средне-специальные учебные заведения. При этом, в связи с ограниченностью профессионального выбора в данном плане, они приобретают две профессии: либо это массажисты, либо музыканты. Обучение незрячих людей такого плана происходит именно в коллективах себе подобных, в которых им удобно, комфортно и легко выживать. В таких коллективах легче складывается их личная жизнь, но, оканчивая обучение и попадая в среду зрячих коллег по работе, они испытывают трудности и особо не сближаются ни с кем. Такого человека характеризуют и его поведенческие реакции, такие как волнение в процессе общения со зрячими коллегами по работе, излишняя напряжённость, сомато-вегетативные проблемы, проявляющиеся в сложных стрессовых ситуациях. При этом стресс может вызвать любая нестандартная рабочая ситуация, а поэтому данные личности легко чувствуют себя именно в смешанных коллективах.
  3. Люди, имеющие зрительный дефект различной степени выраженности (как слепота, так и слабовиденье), которые по сути не стремятся добиться в жизни чего-либо. Это проявляется в том,что они просто плывут по течению и имеют принцип: куда кривая вывезет. Именно данная категория незрячих и нуждается в психологической помощи, ведь по сути, данные личности имеют либо неаднекватно завышенную самооценку, проявляющуюся в чрезмерной требовательности к окружающим их людям, либо неадекватно заниженную, связанную с негативным отношением к себе. При наличии неадекватно завышенной самооценки, дефект зрения вообще не берётся во внимание человеком. Он представляет себя, фактически, всемогущим суупергероем. Это проявляется в том, что выбирая профессию, он не оценивает своих возможностей, и даже заканчивая учебное заведение, остаётся не у дел, так как не может себя реализовать в данной деятельности, в силу особенностей, обусловленных зрительным дефектом. Неадекватно заниженная самооценка проявляется в том, что человеку с дефектом зрения трудно сконцентрировать своё внимание на чём-либо и найти себе применение. Высказывания таких личностей имеют оттенок ипохондрической направленности и, чаще всего, связаны с фиксацией своего внимания на наличии вторичных дефектов (эпилепсия, астма, сердечно-сосудистые проблемы), чем на реальном положении вещей. В большинстве случаев, выше описанная категория незрячих и слабовидящих вообще не выбирает профессию и не имеет своего жизненного чётко определённого пути, что в конечном итоге приводит их к полной деградации. Они замыкаются в себе и их круг общения центрируется только с незрячими людьми своего же круга, с которыми можно обсудить более успешных и, таким образом, получить моральное самоутверждение.  [4]

Самоактуализирующиеся люди с дефектом зрения способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринимать единство за каузальной сложностью и прочностью жизни. Они склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, так как они менее экзистенциально вовлечены в свою природу.[2]

Важным элементом самоактуализации при слепоте и слабовидении является метамотивация, которая касается поведения, связанного с ценностями роста. Она имеет огромное значение для лиц со зрительным дефектом, находящихся на стадии профессионального личностного становления.  Метамотивация часто принимает форму превращения себя определенным идеалам или целям, когда незрячий человек ставит перед собой реально достижимую цель и всеми способами пытается ее достичь, несмотря на жизненные трудности, на более медленное продвижение вперёд, связанное со зрительным дефектом. Такой человек руководствуется в своих высказыванием именно постановкой вопроса о том, что: «Я этого хочу», «У меня получится всё, что я задумал, как бы трудно мне не было бы» и так далее.  Фрустрация метапотребностей при слепоте и слабовидении вызывает метапатологию, которая может проявляться в нездоровье ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. [5]

Анализируя работы различных психологов, можно выделить следующие характеристики ценностей, способствующих самоактуализации личности слепых и слабовидящих: истина, добро, красота, целостность, преодоление духа, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность.[2]

Как и в норме, самоактуализирующихся инвалидов привлекает более трудная и запутанная проблема, требующая максимально творческих усилий. Когда человек становится интегрированным, то же происходит с его внутренним миром. Теоретические и эмпирические исследования показали, что высоко самоактуализирующихся личностей с дефектом зрения отличают следующие особенности: активность, самоуважение, самопринятие, спонтанность поведения, автономность. [2]

На этой основе подтвердилось мнение о том, что высоко самоактуализирующиеся люди с дефектом зрения легче и успешнее приспосабливаются к меняющимся условиям окружающей среды и способны активно изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Они понимают и принимают себя, свои достоинства и недостатки, у них выше психическая устойчивость в экстремальных ситуациях, благодаря чему они легко могут найти выход из любой трудной ситуации. У них выше уровень внутреннего самоконтроля, благодаря чему они легче переносят изменения окружающей среды, так как рассчитывают на свои силы, возможности и способности, а не на внешние обстоятельства.

На этой основе М.В. Коняева выделила общие критерии адаптации слепых и слабовидящих, способствующие их самоактуализации:

  1. самостоятельность;
  2. независимость;
  3. переход от внешнего контроля и управления к самоконтролю.

По ее мнению, низко самоактуализирующиеся личности с дефектом зрения характеризуются низким уровнем адаптации к окружающей среде. Им труднее привыкнуть и приспособиться к изменениям ситуации,что напрямую связано с профессиональным ростом и развитием. они менее адекватно принимают себя и оценивают свое поведение.

Личности данного типа более тревожны, часто испытывают нервно-психические нарушения, подвержены стрессам.[5]

Таким образом, поведение человека вдохновляется и регулируется неким мотивом, который К. Роджерс назвал тенденцией к актуализации. Этот мотив представляет собой свойственную организму тенденцию развивать свои возможности для того, чтобы развивать и сохранять свою личность.

Не менее важным механизмом социализации слепых и слабовидящих является самореализация. Самореализация – это осознанная, мыслительная когнитивная деятельность, результатом которой является человек, максимально раскрывающий и использующий свой потенциал. Самореализация представляет собой непрерывный процесс развития, имеющий при слепоте и слабовидении сходство с нормой.[6]

Человек, который стремится к максимальному развитию своих профессиональных способностей, имеющий потребность в самореализации, имеет мотив, побуждающий его к деятельности. Проблема самореализации человека представлена в истории развития философии. Л.А. Цирева (1992) считала, что трактовка самореализации, как высшей ценности присутствует в философии упанишад (3 и 1 века до н.э.) и  в даосизме (6 и 5 века до н.э.). По мнению Г.К. Чернявской (1992), самореализация – это практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований, черт характера через те или иные сферы деятельности с пользой для себя.[5]

Благодаря самореализации, как адаптивному механизму социализации, психология слепых может быть сконструирована на уровне суммы отдельных особенностей частных уклонений единичных признаков тех или иных функций, но эти особенности и уклонения становятся понятными только тогда, когда личность исходит из единого жизненного плана, из лейтлинии жизни слепых и слабовидящих, и определяет мир не только как значение каждой особенности или отдельного признака.

Таким образом, лейтлиния жизни в психологии слепых направлена на преодоление дефекта через его социальную компенсацию, через приобщение к опыту зрячих, через возможность максимально проявить себя в своей деятельности.

Важным элементом самореализации слепых и слабовидящих является жизнетворчество. Процесс собственного жизнетворчества предполагает непрерывную саморегуляцию, которую можно рассматривать как высший уровень регуляции органической системы, отражающий специфику реализуемых его средств отражения.

В самоосуществлении человека с дефектом зрения данная система играет роль: с одной стороны она регулирует весь процесс самореализации подчиняя его единой смыслообразующей цели, с другой состоит в том, чтобы все виды деятельности человека максимально способствовали его реализации, обогащению его жизненного опыта, осуществлению его жизненных планов и программ. Именно жизнетворчество побуждает высоко развитую личность с дефектом зрения идти вперёд и по знаниям быть на голову выше своих зрячих сокурсников, а в дальнейшем и коллег по работе. Такие люди центрированы на позитивном продвижении вперёд различными способами.. Их не пугает тот факт, что окружающие люди могут испытывать негативные переживания, обусловленные немотивированной завистью, озлобленностью на человека только лишь за то, что он улыбается и старается приносить полдьзу окружающим и при этом не требует ничего в замен. Такой человек просто живёт и наслаждается каждым моментом жизни, анализирует свои поступки и переживания и внутренне работает над собой.

В ходе жизнетворчества, осложненного дефектом зрения, могут быть выделены узловые этапы, являющиеся определенными вехами на жизненном пути человека. Они связаны с поворотными моментами биографии индивида. Грани жизнетворчества незрячих зависят от того, является ли оно стихийным или осознанным.

Таким образом, жизнь человека с дефектом зрения тем глубже и осмысленнее, чем больше преобладает в ней моментов самореализации. [4]

Большое количество литературы посвящено проблеме смысла жизни, как одному из важных механизмов социализации слепых и слабовидящих. В современной психологической науке, по мнению Н.А. Логиновой, такие понятия, как «характер», «жизненная направленность», «смысл жизни» можно объединить в понятие «жизненный путь человека». [7]

Жизненный путь – это история формирования , развития личности в определенном обществе. Планирование жизненного пути не происходит без учета естественных сроков жизни, естественной зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Проблема смысла жизни, как адаптивного механизма социализации слепых и слабовидящих относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни – психическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Согласно представлениям А.Адлера, смысл жизни правильно или ложно находит отражение во всех проявлениях человека: установках, психических процессах и чертах характера индивида и является истоком его смысла.[6]

Таким образом, несмотря на обилие трактовок, вопрос о смысле жизни в настоящее время остается открытым. При слепоте и слабовидении смысл жизни связан с личностно значимыми ценностями человека, которые выступают в качестве цели деятельности индивида. В ценностной основе смысла жизни заключен неглубокий теоретический феномен, выступающий как жизненно важная эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно сообразна, но и субъективно утверждена, личностно приемлема и признана в качестве таковой.

Из этого следует связь личности и смысла жизни, так как смысл жизни является существенно важным атрибутом жизни человека. При благоприятной социализации слепых и слабовидящих их смысл жизни возрастает. На этой основе можно сделать вывод о том, что включение человека в значимую деятельность способствует его успешной адаптации в обществе и социализации. [7] 

   

Литература

  1. Фобии и тревожные ожидания поздно ослепших./ Методическое пособие для работников тифлопедагогики АПН института им. Герцена./ Институт реабилитации и профподготовки слепых. – М., 2003г.
  2. Психология с человеческим лицом. Учебное пособие./ под ред. Л.Ф Бурлачук, Е.Ю. Коржовой. – М.: Российское агентство. – 1998г.
  3. Фиделин Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации./ Дж. Фиделин. – М., 2002г.
  4. Коростылева Л.А. Самореализация личности: брачно-семейные отношения./ Л.А. Коростылева. – СПб., 2002г.
  5. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. Учебное пособие./ Е.Е. Вахромов. – М., 2001г.
  6. Леонтьев Д.А. Психология смысла, природа структуры и динамика смысловой реальности./ Д.А. Леонтьев. – М., 1999г.
  7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: актуальные проблемы исторического материализма./ А.Г. Здравомыслов. – М., 1986г.