Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья
КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"
Аннотация: В статье раскрываются особенности получения средне-специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: средне-специальное образование, профориентация лиц с ограниченными возможностями, трудности получения образования.
Потеря трудоспособности является тяжёлой психологической травмой в жизни каждого человека с инвалидностью. От того, как проходит адаптация человека к новой для него ситуации, зависит вся его дальнейшая жизнь. [1]
Важным условием, определяющим становление лиц с ограниченными возможностями, является получение среднеспециального образования. В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями в различных специализированных учебных заведениях и учреждениях общего типа возможно профессиональное становление личности каждого студента, имеющего инвалидность. Получение среднеспециального образования является важным фактором профессиональной адаптации инвалидов в обществе. Благодаря данному процессу, люди с ограниченными возможностями становятся более независимыми, самостоятельными и уверенными в себе.
Получение среднеспециального образования лицами с ограниченными возможностями имеет в своей основе ряд специфических трудностей. Одной из сложных проблем человека, выбирающего профессию, является осознание себя инвалидом. Первое, с чем сталкивается человек – с заключением врача о том, что он инвалид, и если нельзя изменить самого факта, то можно изменить себя самого. Инвалидом считается человек, имеющий стойкие нарушения с расстройством функций здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты
Таким образом, только от самого инвалида зависит, будет ли он жить на попечении родственников или найдёт силы преодолеть трудности и реализовать свои мечты. [2]
В каждом городе есть люди, которых мы нечасто встречаем в публичных местах. Они как бы есть, но их как бы нет. Они растут в закрытых учреждениях. Многие из них остаются вечными детьми. Кто-то борется, кто-то сопротивляется, но большинство из них отчаиваются и замыкаются в себе. Это люди с ограниченными возможностями здоровья. [1]
В специальной психологии, педагогике и других смежных науках существуют различные подходы к пониманию инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидов, как проблему. Согласно данной точке зрения, инвалиды должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, то тогда их нужно отправить в какие-либо специальные заведения и создавать условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, которые вызывают страх, жалость, желание опекать. На вопрос, что делает инвалидами лиц с ограниченными возможностями, человек, придерживающийся медицинской модели, ответит: люди являются инвалидами из-за того, что они не могут видеть, слышать, передвигаться, говорить. В соответствии с этим, формируются следующие шаблоны восприятия инвалидов:
- Инвалиды всегда больны;
- Инвалиды не попадают под определение нормы и поэтому не могут учиться и работать;
- Инвалиды не могут посещать обычных учебных заведений.
Медицинская модель определяет инвалидов с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовало специальные учреждения и принимало определённые законы для изоляции инвалидов от нормального общества.
Социальная модель инвалидности была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Она была направлена на преодоление тех социальных барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно данной модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно создано обществом и это не имеет отношение к их нарушениям.
Социальная модель обеспечивает ведущие философские принципы, на которых был основан британский совет инвалидов. Несмотря на то, что модель существенно развилась, основные идеи, изложенные в 1976 году, остались в центре социальной модели. Представители социальной модели инвалидности считает, что именно общество делает людей с физическими нарушениями инвалидами путём изоляции и исключения их из полноценной жизни общества.[3]
Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетённой частью общества. Чтобы это осознать, необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой инвалидность. Тем самым, нарушения определяются, как отсутствующая конечность, орган или функция тела, а инвалидность как частичное или полное ограничение деятельности. Следовательно, физическая инвалидность является формой общественного угнетения. Понимание инвалидности с этой стороны помогает лицам с ограниченными возможностями приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами (физические, институциональные, коммуникативные), непозволяющие им полноценно участвовать в жизни общества.
Таким образом, в свете социальной модели сложились свои шаблоны восприятия инвалидов:
- Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде;
- Из-за доступа информации к общению;
- Из-за того, что им не предоставлены равные возможности для получения среднеспециального образования и работы.
Наличие данных шаблонов восприятия инвалидности обусловлено тем, что традиционной формой обучения детей инвалидов остаётся специальные «коррекционные» образовательные учреждения. Заканчивая учёбу, такие дети не бывают готовы к трудностям современной жизни, сталкиваются с жестокостью и непониманием сверстников, не могут сориентироваться в социуме, а ведь они хотят видеть мир не только из своего окна, а активно участвовать в общественной жизни. Данные трудности оказывают огромное негативное влияние на процесс получения образования. Всё зависит от наличия той социальной ситуации, в которой живёт человек, от причин возникновения инвалидности и от особенностей инвалидов различных категорий. [4]
Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперименты ООН и всемирной организации здравоохранения придерживаются мнения о том, что 10% земного шара имеют инвалидность физического и психического характера. Причины возникновения инвалидности многообразны. 60-80% инвалидности обусловлено перенатальной патологией. Факторами риска возникновения инвалидности в данном случае являются: производственная деятельность родителей, особенно неблагоприятные условия труда матери, течение беременности и заболевания матери во время беременности, наличие хронической патологии и наличие хронических соматических заболеваний, загрязнения окружающей среды, алкоголизм и наркомания родителей, уровень материального достатка (плохое питание будущих матерей во время беременности).
Таким образом, проблему инвалидности обуславливают экономические и социальные факторы, имеющие глобальный характер. [1]
При рассмотрении инвалидности может быть выделено несколько аспектов, характеризующих особенности инвалидов. Медицинский аспект, как отражение дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной или психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного барьера.
Психический аспект отражает изменения личностного плана в виде заниженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетённому чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: неуверенность в себе, чувства безнадёжности, обречённости, тревоги
Таким образом, проблема лиц с ограниченными возможностями имеет два плана рассмотрения. С одной стороны, семья инвалида выступает, как компонент выживания, социальной защиты и образования, с другой – сам инвалид. Его проблемы заключаются не столько в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишён обычного мира детства, отделён от круга его интересов и забот. Всё это негативным образом сказывается на процесс врастания данной личности в обществе сверстников и на особенностях профессиональной адаптации. [5]
В структуре детской инвалидности присутствуют врождённые и приобретённые дефекты, аномалии физической и психической природы, основные или первичные недостатки, а также вторичные и третичные отклонения. Несмотря на имеющиеся особенности, дети инвалиды после окончания специальных «коррекционных» школ могут обучаться в среднеспециальных учебных и высших учебных заведениях, характеризующих различия в уровне профессиональной адаптации личности. Различия в профессиональной адаптации заключаются в том, что в отличие от Вузов, в среднеспециальных учебных заведениях и создаются условия для адаптации каждого конкретного инвалида к новой социальной ситуации, осуществляется комплексный индивидуальный подход к обучению каждого студента, имеющего те или иные нарушения. [1]
В среднеспециальных учебных заведениях обучение и воспитание входят в состав педагогической деятельности, благодаря чему направленное обучение каждого студента инвалида осуществляется с целью – дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые и должны помочь ему занять своё место в обществе. [3]
Таким образом, на основании всего сказанного можно сделать вывод, что профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями – это путь преодоления травмирующего фактора инвалидности. Получение образования – путь к независимой жизни. Среднеспециальное образование – это нелёгкий путь, но на этом пути люди с ограниченными возможностями могут поверить в себя, найти новых друзей и стать полноправными членами общества. [4]
Литература:
- Морозова Г.В., Певзнер М.С. Основы специальной психологии. М.2003.
- Шапарь А.И. Основы социальной психологии. М.2002.
- Коноплина Л.Л. Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург, 2009.
- Ден Тотл, Науми Тотл Самоуважение и адаптация к слепоте перевод с английского. М.2005.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей подросткового возраста. М.1999.