email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Юлия Евгеньевна, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

КГБУСО "Бийский территориальный центр соц. помощи семье и детям"

 

Аннотация: В статье раскрываются особенности получения средне-специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: средне-специальное образование, профориентация лиц с ограниченными возможностями, трудности получения образования.

 

Потеря трудоспособности является тяжёлой психологической травмой в жизни каждого человека с инвалидностью. От того, как проходит адаптация человека к новой для него ситуации, зависит вся его дальнейшая жизнь. [1]

Важным условием, определяющим становление лиц с ограниченными возможностями, является получение среднеспециального образования. В процессе обучения лиц с ограниченными возможностями в различных специализированных учебных заведениях и учреждениях общего типа возможно профессиональное становление личности каждого студента, имеющего инвалидность. Получение среднеспециального образования является важным фактором профессиональной адаптации инвалидов в обществе. Благодаря данному процессу, люди с ограниченными возможностями становятся более независимыми, самостоятельными и уверенными в себе.

Получение среднеспециального образования лицами с ограниченными возможностями имеет в своей основе ряд специфических трудностей. Одной из сложных проблем человека, выбирающего профессию, является осознание себя инвалидом. Первое, с чем сталкивается человек – с заключением врача о том, что он инвалид, и если нельзя изменить самого факта, то можно изменить себя самого. Инвалидом считается человек, имеющий стойкие нарушения с расстройством функций здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты

Таким образом, только от самого инвалида зависит, будет ли он жить на попечении родственников или найдёт силы преодолеть трудности и реализовать свои мечты. [2]

В каждом городе есть люди, которых мы нечасто встречаем в публичных местах. Они как бы есть, но их как бы нет. Они растут в закрытых учреждениях. Многие из них остаются вечными детьми. Кто-то борется, кто-то сопротивляется, но большинство из них отчаиваются и замыкаются в себе. Это люди с ограниченными возможностями здоровья. [1]

В специальной психологии, педагогике и других смежных науках существуют различные подходы к пониманию инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидов, как проблему. Согласно данной точке зрения, инвалиды должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, то тогда их нужно отправить в какие-либо специальные заведения и создавать условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, которые вызывают страх, жалость, желание опекать. На вопрос, что делает инвалидами лиц с ограниченными возможностями, человек, придерживающийся медицинской модели, ответит: люди являются инвалидами из-за того, что они не могут видеть, слышать, передвигаться, говорить. В соответствии с этим, формируются следующие шаблоны восприятия инвалидов:

  • Инвалиды всегда больны;
  • Инвалиды не попадают под определение нормы и поэтому не могут учиться и работать;
  • Инвалиды не могут посещать обычных учебных заведений.

Медицинская модель определяет инвалидов с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовало специальные учреждения и принимало определённые законы для изоляции инвалидов от нормального общества.

Социальная модель инвалидности была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Она была направлена на преодоление тех социальных барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно данной модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно создано обществом и это не имеет отношение к их нарушениям.

Социальная модель обеспечивает ведущие философские принципы, на которых был основан британский совет инвалидов. Несмотря на то, что модель существенно развилась, основные идеи, изложенные в 1976 году, остались в центре социальной модели. Представители социальной модели инвалидности считает, что именно общество делает людей с физическими нарушениями инвалидами путём изоляции и исключения их из полноценной жизни общества.[3]

Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетённой частью общества. Чтобы это осознать, необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой инвалидность. Тем самым, нарушения определяются, как отсутствующая конечность, орган или функция тела, а инвалидность как частичное или полное ограничение деятельности. Следовательно, физическая инвалидность является формой общественного угнетения. Понимание инвалидности с этой стороны помогает лицам с ограниченными возможностями приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами (физические, институциональные, коммуникативные), непозволяющие им полноценно участвовать в жизни общества.

Таким образом, в свете социальной модели сложились свои шаблоны восприятия инвалидов:

  • Люди являются инвалидами из-за фактических барьеров в окружающей среде;
  • Из-за доступа информации к общению;
  • Из-за того, что им не предоставлены равные возможности для получения среднеспециального образования и работы.

Наличие данных шаблонов восприятия инвалидности обусловлено тем, что традиционной формой обучения детей инвалидов остаётся специальные «коррекционные» образовательные учреждения. Заканчивая учёбу, такие дети не бывают готовы к трудностям современной жизни, сталкиваются с жестокостью и непониманием сверстников, не могут сориентироваться в социуме, а ведь они хотят видеть мир не только из своего окна, а активно участвовать в общественной жизни. Данные трудности оказывают огромное негативное влияние на процесс получения образования. Всё зависит от наличия той социальной ситуации, в которой живёт человек, от причин возникновения инвалидности и от особенностей инвалидов различных категорий. [4]

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперименты ООН и всемирной организации здравоохранения придерживаются мнения о том, что 10% земного шара имеют инвалидность физического и психического характера. Причины возникновения инвалидности многообразны. 60-80% инвалидности обусловлено перенатальной патологией. Факторами риска возникновения инвалидности  в данном случае являются: производственная деятельность родителей, особенно неблагоприятные условия труда матери, течение беременности и заболевания матери во время беременности, наличие хронической патологии и наличие хронических соматических заболеваний, загрязнения окружающей среды, алкоголизм и наркомания родителей, уровень материального достатка (плохое питание будущих матерей во время беременности).

Таким образом, проблему инвалидности обуславливают  экономические и социальные факторы, имеющие глобальный характер. [1]

При рассмотрении инвалидности может быть выделено несколько аспектов, характеризующих особенности инвалидов. Медицинский аспект, как отражение дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной или психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного барьера.

Психический аспект отражает изменения личностного плана в виде заниженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетённому чувству зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения: неуверенность в себе, чувства безнадёжности, обречённости, тревоги

Таким образом, проблема лиц с ограниченными возможностями имеет два плана рассмотрения. С одной стороны, семья инвалида выступает, как компонент выживания, социальной защиты и образования, с другой – сам инвалид. Его проблемы заключаются не столько в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишён обычного мира детства, отделён от круга его интересов и забот. Всё это негативным образом сказывается на процесс врастания данной личности в обществе сверстников и на особенностях профессиональной адаптации. [5]

В структуре детской инвалидности присутствуют врождённые и приобретённые дефекты, аномалии физической и психической природы, основные или первичные недостатки, а также вторичные и третичные отклонения. Несмотря на имеющиеся особенности, дети инвалиды после окончания специальных «коррекционных» школ могут обучаться в среднеспециальных учебных и высших учебных заведениях, характеризующих различия в уровне профессиональной адаптации личности. Различия в профессиональной адаптации заключаются в том, что в отличие от Вузов, в среднеспециальных учебных заведениях и создаются условия для адаптации каждого конкретного инвалида к новой социальной ситуации, осуществляется комплексный индивидуальный подход к обучению каждого студента, имеющего те или иные нарушения. [1]

В среднеспециальных учебных заведениях обучение и воспитание входят в состав педагогической деятельности, благодаря чему направленное обучение каждого студента инвалида осуществляется с целью – дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые и должны помочь ему занять своё место в обществе. [3]

Таким образом, на основании всего сказанного можно сделать вывод, что профессиональная адаптация лиц с ограниченными возможностями – это путь преодоления травмирующего фактора инвалидности. Получение образования – путь к независимой жизни. Среднеспециальное образование – это нелёгкий путь, но на этом пути люди с ограниченными возможностями могут поверить в себя, найти новых друзей и стать полноправными членами общества. [4]

Литература:

  1. Морозова Г.В., Певзнер М.С. Основы специальной психологии. М.2003.
  2. Шапарь А.И. Основы социальной психологии. М.2002.
  3. Коноплина Л.Л.  Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург, 2009.
  4. Ден Тотл, Науми Тотл Самоуважение и адаптация к слепоте перевод с английского. М.2005.
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей подросткового возраста. М.1999.