email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Проблема выбора дальнейшего жизненного пути и трудоустройства имеет огромное значение не только для психолого-педагогической реабилитации лиц со зрительной патологии, но и для общества в целом. Данная проблема вытекает из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, влияющих на уровень успешности адаптации незрячего специалиста в обществе.

Сама по себе адаптации в обществе означает в переводе с английского приспособление. Приспособление незрячего человека в обществе зрячих коллег по работе – проблема малоизученная, но представляющая огромный интерес для специалистов педагогов и психологов, работающих с данным контенгентом граждан. Данный интерес специалистов педагогов психологов обусловлен тем, что до недавнего времени не существовало четкого и развитого представления о внутренней сущности незрячего специалиста, занимающегося той или иной деятельностью. В обществе ещё издавна бытовало мнение о том, что незрячие люди – одарённые люди, однако, поступать учиться, они могут только лишь на массажиста и музыкального работника в специализированные учебные заведения, учебная программа которых адаптирована именно для слепых и слабовидящих людей. Однако, на протяжении значительно небольшого отрезка времени, данное убеждение претерпело значительные изменения.

Прежде всего, это связано с практическим распадом первичных организаций ВОС, основная цель которых должна была сводиться и к профориентированию незрячих людей, а также к закрытию многих предприятий для слепых, где изначально их труд оценивался по достоинству. Благодаря этому, сами рабочие люди чувствовали себя полноценными членами общества, так как знали и верили в то, что они приносят пользу людям.

В настоящее время ситуация резко изменилась. Причин для такого глобального изменения масса. Это и наличие ярко выраженных экономических и социальных проблем, сказывающихся на самом обществе в целом, не говоря уже об общественных организациях инвалидов. В настоящее время от незрячего специалиста, как и от любого иного специалиста, имеющего ограниченные возможности здоровья, требуется очень многое.

Прежде всего, человеку необходимо так преодолеть свой дефект зрения, чтобы его слепота не была бы в дальнейшем камнем преткновения в процессе выбора профессии или трудоустройства. На самом деле, данная проблема имеет сложный характер для самих же незрячих людей. Почему же это именно так.?-

Дело в том, что сама по себе адаптация в социуме имеет различные аспекты и уровни для лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения. Если мы говорим о незрячих с рождения или с детства, то нам, специалистам, работающим с данной категорией граждан, необходимо помнить, что основным вторичным дефектом при слепоте и слабовидении с рождения являетя сужение социальных связей. Человек с раннего детства лишон возможности визуально отражать мир и накапливать в подсознании зрительные впечатления. У него изначально отсутствует уровень подражания действиям зрячих людей, занимающихся его воспитанием и созеданием его личности. В школах для слепых, слабовидящих взаимодействие выстраивается не совсем корректно: введена, так называемая система инклюзивного образования, при которой в детские коллективы незрячих и слабовидящих людей внедряются в малых количествах зрячие учащиеся. С одной стороны, это и неплохо, ведь наши дети учатся строить взаимоотношения в коллективе, что в естественной мере должно бы помогать им и в дальнейшем выборе жизненного пути и трудоустройстве, однако, данная проблема имеет и негативные особенности.

Данные особенности сводятся к тому, что педагоги школ – интернатов для слепых, слабовидящих людей упускают из внимания тот момент, что они сами изначально проводят разделение детей на Мы – зрячие и Они – слабовидящие. Из такого рода разделения формируются классы, в которых обычные зрячие дети обучаются со слабовидящими детьми, а незрячих детей просто отделяют в отдельные классы, говоря о том, что незрячим детям трудно успевать за всеми, что они более медлительны и так далее. При этом сама проблема не решается, а в сознании незрячих детей формируется убеждение о том, что они изгои общества, что в дальнейшем они могут поступить лишь в специализированные учебные заведения, адаптированные под их дефект. В такой ситуации, незрячие дети просто не стремятся быть как все на равных, а лишь плывут по течению, потдавшись той жизненной ситуации, в которой они находятся в настоящий момент их жизнидеятельности. В последствии же наличие подобного рода ситуативно обусловленной проблемы приводит к развитию в сознании незрячих абитуриентов, студентов, а затем уже и специалистов массу разнообразных комплексов неполноценности, негативно влияющих на процесс выполнения поставленных руководителем задач уже взрослого и самодостаточного специалиста.

У лиц с приобретённой слепотой наблюдается совершенно иная картина в процессе формирования навыков адаптивного поведения в обществе зрячих людей. Это объясняется тем, что данная категория граждан изначально имеет сформированные навыки адаптивного поведения в коллективе. Они учились в обычной массовой школе с её шалостями и радостями детства, затем поступали в обычные средне-специальные или высшие учебные заведения и имели статус студента и его характерные отличительные особенности (беспечность, весёлость, жизнерадостность), а в дальнейшем работали в коллективе и не задумывались о том, что в их жизни могут произойти драматические события, навсегда изменившие всю сущность их жизнидеятельности. Снижение социального статуса, связанного с приобретением статуса инвалида, отрицательно сказывается на представлении человека о себе, как о специалисте в той или иной сфере деятельности. Зачастую ситуация осложняется ещё и тем, что многие виды выполняемой ранее деятельности (бухгалтерия, экономика) для лиц с приобретённой слепотой становятся просто недоступными, в силу особенностей зрительного дефекта и невозможности выполнения поставленных руководителем задач.

В связи с наличием ситуации подобного плана и возникает, своего рода, приспособление именно к той изменившейся жизненной ситуации, которая возникла здесь и сейчас в данный момент времени, и которую не изменить, если к ней просто не приспособиться самому.

Само по себе приспособление незрячего специалиста в трудовом коллективе имеет несколько уровней:

Уровень низкого приспособления к изменившися условиям выполнения трудовой деятельности (приобретённая слепота), а также к существуюдщей длительное время ситуации (врождённая слепота). К данной группе относятся люди, чья жизненная позиция отличается наличием инфантильного поведения, сочетающегося негативными разнообразными установками на дефект различного происхождения. Данная группа незрячих, как с детства, так и имеющих приобретённый дефект зрения, имеет массу невротических особенностей, которые слагаются в единую неврозоподобную программу. Такого рода «программы» навязчивого поведения имеют стойкий характер. Их отличительная особенность заключается в том, что они сами по себе возникают и сами же исчезают, не потдаваясь медикоментозному воздействию. Это их доминирование объясняется тем, что в их основе лежит не физический аспект, вытекающий из сущентсти самого дефекта, а именно психологический, вытекающий как из негативного влияния дефекта зрения на характерологические и личностные особенности незрячего человека, так и его социального окружения, содействующего закреплению невротической программы. Так, например, незрячий человек может раскачиваться, сидя на стуле, зажимать глаза, что естественно сказывается на отношении к нему со стороны социума и приводит к снижению уровня адаптации в трудовом коллективе. Незрячие, имеющие данный уровень приспособления к условиям раблоты в коллективе, обычно не стремятся занять ведущее место в нем. Это либо домоседы, которых коллектив интересует не в плане работы, а в плане проведения досуга и отдыха, либо люди, работающие на УПП ВОС и имеющие массу разнообразных поведенческих штампов, которые неприемлемы в коллективе зрячих сотрудников и могут ими быть просто непоняты. Данные поведенческие особенности касаются социально значимых навыков общения внутри коллектива.
2. Средний уровень приспособления внутри коллектива. В процессе трудоустройства и дальнейшей работы, данная группа незрячих людей имеет средне-специальное образование. Сюда относятся массажисты, музыкальные работники, которые могут иметь какие-то поведенческие особенности, связанные с взаимодействием в коллективе (излишняя замкнутость), но эти особенности находят своё снисхождение у зрячих сотрудников коллектива. Так, например, если человек не повернул голову на голос вошедшего в кабинет клиента, сотрудника или пациента, люди списывают это на его дефект зрения, что имеет в своей основе стериотипный характер.
3. Высокий уровень адаптирвоанности в коллективе. Представители данного уровня отличаются наличием высшего образования, или наличием аспирантуры. При этом, к человеку предъявляются особые требования со стороны зрячих коллег по работе: его не поймут, если он будет неряшливо выглядеть, если его одежда не будет чистой и опрятной, если он не будет уметь общаться с людьми и вести себя естественно, несмотря на дефект зрения.
К сожалению, даже среди представителей уровня высокой адаптированности в социуме, отмечается очень малый процент лиц, отвечающих выше описанным критериям оценки зрячих коллег по работе. Вся проблема заключается в том, что сама слепота в разной социальной среде неодинакова, и многое в данном аспекте зависит именно от социального окружения незрячего человека, обращающего внимание на его внешний вид, сильные и слабые стороны и так далее. При этом, только лишь малый процент незрячих специалистов, относящихся к высокому уровню адаптирвоанности в трудовом коллективе и в социуме в целом развиваются до такого уровня, когда сама слепота перестает иметь для человека первостепенное значение, а его психический склад полностью соответствует нормально развивающейся личности. Такой человек, как при наличии врожденного, так и при возникновении приобретённого дефекта зрения демонстрирует два плана поведения. С одной стороны, во внешнем плане, это человек всегда демонстрирующий хорошее настроение, несмотря на то, что в определённые моменты жизни ему может быть очень плохо. На его лице всегда сияет добрая и открытая улыбка, он внешне всегда рад своей работе и людям, которые к нему обращаются с той или иной целью. В компании такой человек может быть лидером и иметь успех у коллег по работе: с ним не стыдно сидеть рядом за столом, он не отпускает неуместных шуток, а ведёт себя свободно и естественно.
С другой же, его внутренний план со всеми имеющимися внутренними проблемами, трудностями и неудачами, обусловленными дефектом зрения, никогда не перетекает во внешний план в процессе взаимодействия с коллегами по работе. Так, например, коллеги по работе могут «плакаться в желетку» такому человеку, рассказывая о свои житейских неудачах, однако, от самого незрячего они услышат только его мнение, совет по тому или иному вопросу, НО Никогда не будут свидетелями его душевной драмы.
Таким образом, именно такие сильные личности, чаще всего, самостоятельно и целенаправленно могут создать себе своё имя, которое в последствии будет работать именно на них, на решение их трудных жизненных задач, обусловленных тяжестью дефекта зрения. От степени адаптированности незрячего специалиста той или иной профессии зависит многое: то, как сами коллеги по работе примут его, и как в дальнейшем сложится его жизнидеятельность. Работой по формированию социально адаптированной личности в настоящее время не занимаются специалисты, работающие с инвалидами по зрению. Данная дейтельность является чуждой и непонятной и для специалистов высших и средне-специальных учебных заведений. Многое в данном вопросе зависит от социального окружения самого незрячего человека, от его родителей, посвящающих свою жизнь именно возделыванию из недостатков и комплексов нечто светлое и прекрасное, своего рода, эталон, к которому стремятся обычные зрячие люди, а потому основной задачей нас, специалистов, работающих с незрячими людьми, является их всестороннее и гармоничное развитие, приближенное к нормальному типу реагирования человека в различных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, поможет незрячим людям получить профессию и стать полноправным членом общества, несмотря на зрительный дефект.