email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Одаренность, особенно творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара,

 и для педагогов, и родителей.
Одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети  -это дети с достаточно высокоразвитыми способностями.

 Способности - это способы выполнения деятельности. При этом, в структуру способностей входят  Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы нестандартного решения проблемной ситуации.  От природы способностей у ребёнка просто  нет,  и не может существовать, ведь их необходимо выработать каждому человеку, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности.

Задатки ребёнка - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности. Однако, механизм их превращения двояко влияет на развитие психики учащихся. С одной стороны, задатки превращаются в способности, и тогда мы имеем дело с одаренным ребенком, способным самостоятельно и нетрадиционно решать поставленные перед ним педагогом задачи. С другой же стороны,   они могут и не превратитьсявспособности, характеризующие одаренных детей. Чаще всего большая часть из них так и остается «погребенной» в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности.
Как развиваются из задатков способности? И, наконец, самое важное для учителей и родителей - почему одни дети становятся одаренными, а другие - их большинство - все же нет?

Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что же отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов», и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность. Такие дети изначально являются, своего рода, экспериментаторами: они имеют на всё своё мнение, решают задачи, предлагаемые педагогами, нестандартными способами, которые могут быть просто непоняты их сверстниками. Одаренные дети отличаются и типами вербальных высказываний. Так, например, если в одной и той же ситуации педагог вызывает к доске двоих детей – одаренного ребенка и обычного, с преобладанием уровня стандартного мышления, восприятия ситуации и отношения к ней, то решать одну и ту же поставленную педагогом задачу оба ребёнка будут разными способами. При этом, одарённый ребёнок объяснит своё решение нестандартным для него способом: с выстраиванием разного рода умозаключений. Обычный же ребёнок, у которого задатки не развились в способности, решит задачу обычным способом.

Почему же одни учащиеся являются одарёнными детьми, а у других данные способновсти неразвиты?- С этой целью остановимся на способах развития задатков и способностей наших детей. В данном процессе участвуют как родители, так и педагоги, в связи с чем, развитие задатков и способностей имеет двоякую проработку как в семье, так и в школе.

Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. Если этого нет и ребенок выполняет умственную деятельность по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду (ту же пятерку), из страха наказания, то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способности это не будет иметь ни малейшего отношения. Для того чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил умственный труд от этой неумолимой зависимости никуда не деться. Сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.
У одаренных, благодаря ярко выраженной потребности в познаний, связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность - чтение, решение задач, придумывание историй и т. д. - доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.

Познавательная потребность этот тот дар от природы, что от природы она в достаточной степени дается всем без исключения детям (всем психически здоровым детям).

Есть научные факты, удостоверяющие это обстоятельство, но на самом деле это все достаточно очевидно. В пять-шесть лет одаренного ребенка сразу видно, он отличается от других, но вот в два-три года понять, по какому пути развивается ребенок, как обыкновенный или как одаренный, чаще всего невозможно. Все дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слушать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что у них внутри - словом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка в этом возрасте нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.
Не будет преувеличением сказать, что с началом школьного обучения процесс развития способностей для многих детей фактически заканчивается. Дети получают знания, в каком-то смысле становятся более зрелыми, но они не становятся способнее. Вот почему с каждым годом им труднее и труднее учиться, вот почему все больше времени у них уходит на домашние задания, вот почему все увеличивается нелюбовь к школе.
С целью невелирования негативных факторов, препятствующих формированию одарённости обучаемых, на базе нашей школы разработан спектр мероприятий, направленных на оптимизацию условий по формированию задатков и способностей детей. Прежде всего, можно выделить три основных этапа: диагностический, подразумевающий выявление тех или иных задатков и способностей у обучаемых, консультационный, направленный на углубленную проработку внутренних проблем детей, коррекционный, целью которого является формирование в сознании ребёнка адекватного представления о себе, в связи с наличием задатков и способностей, приводящих к одарённости.

Основной комплекс включает в себя следующие методики:

  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
  • Тест Тулуз – Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки информации.
  • Задания Гилфорда для оценки воображения и творческого мышления.
  • Тест для оценки уровня речевого развития и мышления.
  • Личностный опросник Кеттела для определения личностных особенностей влияющих на обучение.
  • Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.
  • Тест Самойловой
  • -Ясюковой для оценки физико-математических способностей и др.

Всего в диагностический комплект входят 12 основных и 9 дополнительных методик. Диагностический комплекс изготовлен государственным предприятием ИМАТОН, имеет сертификат пользователя  и соответствует утверждённым стандартам, обладает высокой диагностической надёжностью. Проводимые психологические мероприятия помогут педагогам лучше понимать одарённого ребёнка: его поступки, высказывания, позволят в работе ориентироваться на их сильные и слабые стороны, а в последствии это поможет на основе подражания водтянутсья всему классу в плане успеваемости.