email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

Личность – это главный объект изучения и важный раздел психологии. Чувства человека определяют направления личности и её жизненные ориентации. В системном комплексе доминирующих чувств можно выделить два противоположных типа личности, которые отличаются степенью объективности восприятия окружающего мира.

Один тип воспринимает мир через свои чувства и чувства других людей, которых он хорошо понимает. События жизни рассматриваются им положительно, если другим они приносят пользу. Второй тип вырабатывает отношения к событиям жизни через свои ситуативные чувства, зависящие от его настроения в данный момент.

Таким образом, первый тип – субъективисты, второй – объективисты, что определяется способом восприятия окружающего мира, влияющим на социальную адаптацию.

Правильное восприятия мира помогает детерминировать личностную направленность и может помочь осознанию человеком себя своего места в обществе.

А. Н. Леонтьев в процессе социальной адаптации разграничивает понятие индивид и личность. По его мнению, понятие индивид отражает целостность, особенность, неделимость субъекта, а понятие личность выражает целостность субъекта жизни, поэтому оно представляет ценностное образование особого рода.

Личность это продукт интеграции процессов, отражающих интеграцию жизненных отношений субъекта. Развитие личности как в норме, так и при нарушении зрения – это структурное и функциональное изменение личности и её деятельности, которое сопровождается появлением нового качественного новообразования.

В процессе социальной адаптации человека с дефектом зрения выделяют развитие личности как результат внешних воздействий и внутренней активности и развитие личности как процесс воспитания, формирования и изменения, как процесс внутреннего становления личности, а также различают функциональное становление личности, которое происходит при усвоении субъектом отдельных действий и приобретении способности их выполнения, формирующееся в новых условиях и стадиальное развитие, которое происходит при изменении жизненной позиции, , её становлении новых отношений, приобретении новых мотивов и ценностных установок.

Развитие личности и процесс социальной адаптации должны протекать как два, параллельно протекающих процесса. В них личность  выступает, как  субъект  деятельности и  личностного роста. Немаловажное  значение в процессе социальной адаптации незрячих и слабовидящих людей имеет профессиональная деятельность. Профессиональные стереотипы развиваются из тех качеств, которые особенно признаны в данной профессии и отражают достижимый, положительный, высокий уровень мастерства. В них проявляются не только знания, но и мотивация умений и навыков управления подсознательными установками и не загруженность сознания, что влияет на развитие личности.

Профессиональные стереотипы образуют звено деятельности и закрывают путь совершенствования и профессии, так как   потребность в новых методах и подходах в овладении профессией при слепоте и слабовидении блокируется. Отражение представлений о профессиональной деформации действует на уровень стереотипов, благодаря чему человек освобождается от необходимости осознавать происходящие с ним события жизни. Поэтому Основной  задачей  образования  должна  быть  помощь преодоления   страха  перед  личностными  кризисами,  изменение  развития  и  формирование  ценностной  сферы  личности  человека  с  дефектом  зрения. На  основе анализа  подхода  к  личности  структурируется  3-х   компонентная  модель личности, которая во многом напоминает психоаналитическую концепцию З. Фрейда и включает в себя три начала: греховное, духовное и идеальное «Я».

Греховное «Я» представляет систему потребностей, желаний, намерений, влечений, установок, мыслей чувств, для актуализации которых необходимы особые жизненные обстоятельства.

Духовное «Я» определяется через систему нравственных норм, ограничений, предписаний, усвоенных человеком в процессе воспитания. Оно образует нравственную основу личности, без санкций которой не совершается ни одно действие.

От духовного «Я» зависит содержание и характер внутреннего, духовного мира человека, образа мыслей, переживаний, чувств.

Идеальное «Я» – это то, каким являет себя человек другим людям через конкретные действия и поступки. В его структуре – защитные механизмы, работа которых направлена не преодоление противоречий между греховным и духовным «Я». Это специальные действия и приемы уменьшения внутри личностного конфликта, которые работают в автоматическом режиме, благодаря чему, человек не осознает и не понимает их нравственный смысл.

Важным препятствием к развитию личности является ее деформация, которая наблюдается при слепоте и слабовидении. В системной детерминации схемы развития личности выделены три основных фактора:

1.Индивидуальность человека, как предпосылка развития его личности.

2.Социально-исторический образ жизни, как источник развития личности.

3.Деятельность, как основание существования и развития личности и систем общественных отношений (А.Г. Асмолов)

Речь идет о сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития личности. Систематизирующим основанием развития личности в процессе  социальной адаптации выступает совместная деятельность, поэтому нарушения поведения при слепоте и слабовидении не являются результатом соматического заболевания. Здесь наблюдаются психологические трудности. Люди болезненно переживают свой физический недостаток. Снисходительное отношение к ним приводит к развитию чувства неполноценности, которое сказывается на самооценке человека и вызывает замкнутость и конфликтные переживания, носящие социальный характер.

Данные психологические проблемы возникают у человека в результате воздействия психогенных факторов, травмирующих его. Внутренний конфликт характеризуется наличием в сознании человека противоположно окрашенных эмоциональных отношений к кому-либо или к сложившейся ситуации. Он возникает, если переживания невыносимо тяжелы и длительно утверждаются в его жизни и сознании.

Внутренний конфликт влияет на формирование характера и поведения человека и может тормозить умственное развитие (Т.А.Власова) Люди с физическими и соматическими дефектами (слепота и наличие вторичного дефекта), нуждаются в определенной личностной поддержке, но в процессе социальной адаптации они должны учиться быть самостоятельными и уметь заботиться о себе (М. Раттер).

В процессе социальной адаптации личности важно отношение человека к своему дефекту.  Неправильное отношение к дефекту усугубляет отрицательное эмоциональное состояние человека. Согласно, Л.С. Выготскому, среда – это источник развития личности, а не обстоятельства. «Среда как бы вращивается во внутреннее поведение и становится социокультурной не только по факторам своего содержания, но и по своим механизмам, по своим приемам. Любой элемент среды может по-разному воздействовать на человека, а может быть нейтральным» [43, с.85].

Данное понимание привело Л.С. Выготского к выделению понятия «социальная ситуация развития». По его мнению, социальная ситуация развития – это психическая жизнь человека на разных этапах его развития, поэтому человек зависим от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают.

Среда, понимаемая как образ жизни, включает не только историческое время, но и конкретное социальное пространство, предметную действительность. По мнению Л.С. Выготского, с психической точки зрения физический дефект (слепота и слабовидение) приводит к нарушению социальных форм поведения. Все особенности дефективного человека имеют в своей основе социальное ядро.

Одним из критериев обеспечения эффективности деятельности в процессе социальной адаптации является применение знаний и умений. Вторым критерием является приспособление к деятельности путем выработки индивидуально – типологического стиля деятельности, который использует сильные стороны человека, компенсируя слабые. Третий критерий проявляется, когда недостаточное развитие одной  способности деятельности дополняется другими. Четвертый критерий проявляется, когда одинаково выражена у разных людей одна и  та же степень жизни.

Социальная адаптация личности предполагает социализацию индивидуальной жизни человека. Расширение индивидуального сознания и индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного существа. Внутренний рост человека – это обязательное условие внешнего, который связан с процессами социальной адаптации, предполагающими усвоение индивидом социальных норм и ценностей, выполнение требований, предъявляемых социумом.

Выявление специфики процесса социальной адаптации незрячих людей требует рассмотрения тех свойств субъекта, которые играю важную роль в принятии сложных последствий зрительного дефекта, обуславливающего недоразвитие высших психических функций и социальной стороны бытия [Л.С. Выготский, 1995; М.И. Земцова, 1973; А.Г. Литвак, 1985; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1998; Н.А. Феоктистова, 1993].

Возникающие на этом фоне конфликты между установками «Я» и непосредственным опытом человека определяют специфику дезадаптации развивающейся личности, счто мы находим в трудах К. Роджерса [211]. Зрительная патология вызывает патогенную дезадаптацию, что проявляется в наличии различных по характеру психосоматических проблем.

Многие тифлопсихологи [Л.П. Григорьева, 1993; В.З. Денискина, 1998; М.И. Земцова, 1956; Л.И. Плаксина, 1998] указывают на наличие существующих отклонений в психосоматическом плане у незрячих, неврозов, поэтому нужно говорить о наличии у большей части незрячих и слабовидящих людей психической дезадаптации, связанной с нервно – психическими особенностями, состоянием здоровья, характером  и половозрастной симптоматикой, особенностями взаимоотношений со средой.

Включенность лиц со зрительной патологией в коллективную жизнь, обусловленной усвоенными социальными нормами под влиянием институтов социализации, свидетельствует оповышении их успешностив  социальной адаптации. Нарушение данного процесса свидетельствует о наличии у человека патологической дезадаптации. Блокировка процессов идентификации, персонификации, самоактуализации, вследствие недостаточной включенности людей с дефектом зрения в социальные контакты со зрячими и знакомыми людьми, боязнь общества, возрастные и личностные проблемы кризисных периодов затрудняют процесс социальной адаптациинезрячих и слабовидящих людей.

Это проявляется в следующих поведенческих типах: властно лидирующий и доминирующий типы поведения незрячих, которые находят свои проявления в деструктивных отношениях с людьми. «Высокую агрессивность можно рассматривать как компенсаторный механизм предиспозиционного значения для скрытия первичного страха перед неадекватными отношениями, чувство угрозы со стороны обусловленности огромного внешнего мира» [Д. Алан, 1997, С. 200]. Для типа аномальных это стремление быть понятым и принятым окружающими, что связано с сознанием себя как участника специфических социально-ролевых взаимоотношений. В силу содержательности поля социальных контактов у незрячих людей развивается особая чувствительность к социальным модальностям, напряженности в межличностных отношениях. Появление страха перед неадекватностью описывает состояние детей, когда личностные достижения во многом связываются с дефектом зрения, поэтому встречается сочетание двух уровней аномальных личностей, что свидетельствует о состоянии внутреннего психического дисбаланса, проявляющегося в поведении субъекта.

Представители первого уровня испытывают проблемы в личностных взаимоотношениях, нарастающих и не находящих свою форму разрешения. Они во многом связаны с беспокойством лиц со зрительной патологией по поводу их места  в системе сложившихся взаимоотношений.

Незрячие и слабовидящие люди испытывают страх перед своей социальной состоятельностью, который тщательно скрывают. Отсюда – некоторая поверхностность эмоциональной вовлеченности, которая исходит из их потребностей не только показать свои эмоции, но и скрыть их, защитить свой внутренний мир от неизвестности внешнего. Вытеснение эмоций, в том числе и негативного характера, влияет  на их психосоматическое состояние в виде ухода в себя, плохого настроения, избегания ответственности.

Психосоматические проблемы скрывают подавленное настроение незрячих, поэтому им необходимо поговорить с человеком, выплеснуть энергию, побыть в одиночестве, исходя из чего, формируются своеобразные способы выхода эмоций, которые закрепляются в виде факторов, влияющих на поведение.

Зрительный дефект ограничивает возможности восприятия и интерпретации выразительных движений, мимики и голосовой интонации окружающих людей. Как следствие, затруднено самостоятельное выражение чувств и эмоций, отмечаются нарушения поведения с преобладанием адаптационно – динамичных форм.

Второму типу аномальных личностей свойственны критицизм, реактивность суждений, прямолинейность. Так как эти свойства затрудняют отношения с людьми, то незрячие и слабовидящие испытывают напряженность при попытке их блокировать. Межличностные отношения незрячих людей первого типа аномальных позволяют сделать следующие выводы: превалирующими в поведении и социальных контактах являются черты, способствующие психоастеническому, неустойчивому, сенситивно – фобическому, шизоидному, истерическому типам личности.

Социальные контакты незрячих и слабовидящих отличаются избирательностью, формальностью переживания своего дефекта и особенностей своего положения, поэтому для них важно впечатление, складывающееся о них у людей. Данный образ себя переживается и обрастает фантазиями.

Длительное влияние психотравмирующей ситуации может вызвать реакцию декомпенсации, на основе которой проблема может закрепиться на длительное время. Среди факторов, оказывающих влияние на социализацию людей с патологией зрения, большое значение имеет коррекция. Базисные свойства личности и трудовые факторы перекрываются особым образом и создают форму внутреннего мира незрячих людей.

Таким образом, формирование социальных навыков при слепоте и слабовиденьи находится в тесной связи с особенностями их личностного развития.

Процессу социальная адаптации незрячих и слабовидящих способствуют факторы и способности – особенности, присущие человеку: возраст, ум, характер, а также внешние факторы – наличие или отсутствие друзей, психологическая атмосфера и внутренние свойства личности, которыми человек обладал до потери зрения.

Личностные особенности человека являются основной чертой, определяющей процесс его социальной адаптации после потери зрения, или после столкновения со стереотипами и иной социальной конфронтацией. Исследования А.П. Белорукова показали, что глубина депрессии, переживаемой человеком после травмы, зависит от того, был ли человек до травмы независимым, упорным, целеустремленным, самостоятельно мыслящим, настойчивым и общительным, либо тихим и зависимым, послушным, застенчивым, замкнутым, сдержанным [19].

В первом случае наблюдается неглубокая и непродолжительная депрессия, во втором случае состояние депрессии ярко выражено. Любая психотравма приводит к усилению той личности, которая уже была до травмы. Важными истоками социальной адаптации незрячих и слабовидящих являются:

1. Чувство юмора – умение на все посмотреть со стороны и посмеяться над жизнью – ценное человеческое свойство. Чрезмерная склонность выставлять себя на смех является свидетельством низкой самооценки. Циничный юмор может перекрывать злобу.

2.  Опыт решения проблем, предшествующих отношению к слепоте: чем хуже относится человек к слепоте, тем хуже он адаптируется.

3.  Интеллект – немаловажная вещь в процессе адаптации и социализации незрячих и слабовидящих. Адаптационный процесс требует от человека умения решать различные проблемы. Для этого необходимо уметь их распознать, анализировать, искать возможные пути их решения, взаимодействовать с другими людьми, понимать их точки зрения. Чем больше человек интеллектуально развит, тем лучше его умение решать жизненные проблемы.

4.  Возраст – тяжесть травмы во многом зависит от возраста человека. Каждый возраст имеет свои задачи и приоритеты: в раннем возрасте происходит становление и развитие доверия и любви к близким людям; в младшем школьном возрасте – становление мышления, развитие умственных способностей и навыков социального взаимодействия; подростковый возраст – осознание собственной личности, стремление к независимости, самостоятельность; юношеский возраст – профессиональная компетентность и умение быть полезным; средний возраст – трудовая адаптация, создание семьи; пожилой возраст – здоровье.

Дети относятся к жизни иначе, чем взрослые, поэтому их реакция на травму также радикально не похожи на реакции взрослых. Таким образом, адаптируются  к любым новшествам в своей жизни намного проще и легче, поэтому, чем старше человек, тем тяжелее он переносит проблему.

5. Степень  потери зрения, которая может быть различной и зависит  от тяжести  глазных заболеваний. По мнению психологов, больше психологических трудностей выпадает на долю находящихся в промежуточном положении полноценным  зрением и полной слепотой. Принятие наличия дефекта зрения, как одно из свойств организма, т.е. себя, заключается в том, что чем больше шансов у человека скрыть свой недостаток ограничения, тем упорнее человек старается избежать интеграции этого недостатка.

6. Осознание дефекта зрения и включение его в образ себя – стереотипное отношение к инвалидности провоцирует человека на  скрывание  своего недостатка, сводит все успехи с фактом, т.е. человек несет груз бытия в пограничном  состоянии.

7. Стабильность или постоянство зрения – фактор, оказывающий существенное влияние на  процесс социальной адаптации. Чем выше нестабильность человека, тем труднее ему адаптироваться к недостатку зрения.

Неизвестность и неясность относительно потери  зрения сопровождается тревогой и беспокойством,  которое постоянноо движут человеком в соответствии с его  мнительностью. В   случае, когда  человек постепенно теряет зрение,  он не переживает разового глубокого шока, и потрясения, как при внезапной потере зрения. Каждый раз, когда зрение ухудшается в такой степени, чтобы сделать для него необычным его образ жизни, он переживает шок.

На каждом этапе, когда зрение уходит постепенно, вначале его падение вызывает состояние шока, горя и отрицания. Человек часто остается на данном этапе до окончания  процесса потери зрения и только совсем ослепнув, он начинает верить в окончательность диагноза и переходит на следующий этап.

Дополнительные осложнения являются серьезным фактором, затрудняющим  процесс адаптации, в основе которых – наличие физического  или иного изъяна. Человек со слепотой  при наличии изъяна  на лице или вторичного дефекта ведет себя таким образом, что увеличиваются трудности  его адаптации. В результате фазы адаптации становятся  еще более жесткими и интенсивными.

Исследования В.Ф.Матвеева (1990) показали, что те люди, у которых слепота осложнялась наличием изъяна или  вторичного  дефекта  более пассивны,  подавленны, депрессивны, зависимы, отчуждены, замкнуты. Они имеют большое чувство неадекватности, более сильно подавленный  гнев, враждебность и чувство  виноватости. Уровень адаптации данной категории людей слабее, что выражается в  их поведенческих особенностях, в слабом использовании своих возможностей.

Мышление данной категории людей больше сфокусировано на  смерти, вследствие чего они  неподатливы для чувства эмоционального  благополучия.

Люди, имеющие слепоту, при отсутствии вторичного дефекта более ориентированы на успех и достижение цели, более настойчивы, более открыты, вследствие чего они более адаптированы и открыто ищут пути и способы достижения своих целей.

Мировоззрение человека оказывает влияние на процесс  социальной адаптации  и развития личности. Многие люди не могут адаптироваться в силу того, что имеют нерациональные ограничения мнений о слепоте, поэтому они думают, что  у слепых своя отдельная психология, что слепота наделяет человека  магическими свойствами, что  затрудняет процесс адаптации.

Слепота в разной социальной среде неодинакова, поэтому она не означает изъяна душевной жизни. Она является связью поведения человека с поведением других людей.

У лиц с врожденной слепотой с раннего этапа онтогенеза зрение отсутствует. Их адаптация к внешней среде наступает постепенно как вполне естественные и закономерные для них явления. Психогении в ответ на отсутствие зрения возникают в дошкольном возрасте, когда они узнают о своей неполноценности. Но данное открытие не вызывает у них тяжелых психогенных реакций по типу аффективных состояний.

При приобретенной (внезапной) слепоте нарушается жизненный стиль человека. Он оказывается неспособным ориентироваться в окружающем, с трудом может себя обслужить. Возникновение данных состояний приводит к краху всех надежд, часты реактивные состояния.

У лиц с врожденной слепотой формирование всех сфер психической деятельности идет на основе первоначально выключенного зрения. Большое количество информации, поступающей в ЦНС через зрительный анализатор для них оказывается недоступным, анатомо-физиологические основы для ее функциональной переработки имеются. При отсутствии функции зрения со временем анатомо-физиологическая система атрофируется. Черты органической недостаточности ЦНС у лиц с врожденной слепотой и ослепших в раннем детстве обусловлены включением зрительного анализатора, который в норме связан со всеми функциональными системами мозга.

У приобретено (внезапно) ослепших иная картина: огромный запас информации, поступающей на протяжении всего жизненного периода, предшествующего слепоте был получен на основе постоянно развивающейся и совершенствующейся связи зрительного анализатора со всеми функциональными системами мозга. Неожиданный ее обрыв на уровне периферических связей не прекращает поток обратной афферентации, достигаемый с помощью функциональных связей зрительного анализатора с другими системами. Этот поток импульсов играет важную роль в нарушении общего гомеостаза у лиц с приобретенной слепотой и способствует развитию реактивных состояний. Нарушение взаимосвязи зрительного анализатора с другими функциональными системами проявляется синдромами дереализации, деперсонализации, нарушении схемы тела.

У лиц с приобретенной  слепотой наблюдается острый депривационный синдром, развитие острых депрессивных состояний по клинической картине приближающихся к аффективным с элементами помрачнения сознания, вегетативное нарушение, появление психосенсорных нарушений.

В отдаленном периоде депривационные нарушения у лиц с приобретенной слепотой отличаются по клинической картине от врожденной слепоты, но их сближает наличие пассивной невротической симптоматики с частыми вегетативными декомпенсациями, развитие патохарактерологических изменений, изменений личности и преобладание угнетенно подавленного фона настроения.

В случае хорошей социальной адаптированности личности незрячих и слабовидящих к социальной среде следует объединить понятия уровня эффективной адаптации в связи с преобладанием активно действенного момента, проявляющегося в доминировании у личностей, относящихся к данному уровню активных творческих жизненных и личностных позиций. Их жизнедеятельность направлена как на преобразование и изменение внешней среды, так и на себя.

Слабой социальной адаптацией характеризуются слабовидящие. У них преобладают пассивные жизненные личностные позиции. Пассивная форма адаптации характерна для слабовидящих недостаточно приспособленных к трудовой самостоятельной жизни в коллективе зрячих. 

Различия во взаимодействии личности и среды: в связи с наличием дефекта зрения у незрячих и слабовидящих наблюдается сужение социальных связей, что существенным образом влияет на процесс социальной адаптации. Различие заключается в том, что в связи с наличием остаточного зрения обнаруживается лучшее приспособление слабовидящих к окружающей среде, а затем и к деятельности. На процесс вхождения в контакт незрячим требуется больше времени в связи с отсутствием зрения.

По мнению А. Петцельда, на первом месте у них стоит ограниченность свободы движений, беспомощность в отношении пространства, которые позволяют сразу узнать слепого.

Наличие механизмов психологической защиты слепых: при нарушении зрения менее перспективными механизмами психологической защиты личности являются механизмы, влияющие на невротическую симптоматику, ведущие к грубым отклонениям в развитии, фиксирующие устойчивость состояния внутреннего неблагополучия при приемлемом уровне внешней адаптации.

Таким образом, слепота не закрывает наглухо окна в мир, не лишает человека чувства реальности. Она делает социальное истолкование физических стимулов, перенося их на другие стимулы, пытаясь связать их, поэтому она может быть компенсирована другими стимулами в процессе социальной адаптации.