email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

. К числу основных нарушений в развитии детей относятся физические травмы, приводящие к резким збоям в психическом развитии ребёнка.Это объясняется тем, что внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин воспоминаний.  И вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма!  Черная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, физическая травма несёт с собой и физические потери, которые, на фоне пережитой угрозы для жизни, часто сопровождаются и психологической травмой. Причиной всего этого могут бытьсамые разные. Это и дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь.... Особенно остро переживается ребёнком приобретённый физический дефект.Тяжесть последствий физиологического дефекта на психическое развитие ребёнка заключается в том, что ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события(физическая травма другого близкого человека), а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты.У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а так же чувство уверенности в себе и в близких людях. Восприятие ребёнком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоленияпоследствий физического дефекта и драматических ситуаций. К счастью, для большинства из детей, особенно для тех, которые не являлись прямыми участниками трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. И эти дети затем возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться. В ряде случаях, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс (Post Traumatiс Stress Disorder). При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности. Всё это, вместе взятое, приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка. Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например,

жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случая характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутвствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов,что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». В последствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству.Всё это в конечном счёте приводет к регрессу в психическом развитии ребёнка. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость. Физиология психологической травмы сводится к тому, что в обычной, не стрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, т.о.идёт постоянное "отслеживание" ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой ситуации(к числу которых относится и приобретённая физическая травма), и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга. И тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые ниже расположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями. Другими словами, в экстремальных и стрессовых ситуациях, с точки зрения физиологии, информация об окружающей среде извне, минуя кору головного мозга, передается через таламус прямо в амигдолу. Амигдола, маленькая миндалевидная структура в подкорке головного мозга, ответственная за реакции страха, автоматически запускает механизм самосохранения, с помощью которого организм человека переключается на режим самозащиты ещё до того, как он сам успевает даже подумать о грозящей ему опасности. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием ''fight or flight'' (борись или улетай). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной. Болезненное состояние у ребёнка может возникнуть лишь тогда, когда его организм как бы »зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую. Психологические травмы ещё недостаточно изучены и в этой области многие вопросы остаются пока без ответа. Так, например:

- почему механизм самосохранения запускается с такой быстротой и лёгкостью и почему затем так трудно остановить его действие?

- почему, спустя годы после травмы, когда жизни уже повзрослевшего ребёнка уже ничего не угрожает, он ведёт и чувствует себя так, как будто вновь и вновь предстаёт перед лицом опасности?Всё это убедительно показывает, что физический дефект наносит огромный ущерб психическому развитию ребёнка. Своевременная психологическая помощоь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.  Пострадавшие дети (так же, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего ребёнка степень осознания произошедшего.В такой ситуации эффективным методом для психолога, работающего с ребёнком, может стать методика психодраматического отреагирования нервно-психического напряжения через озвучивание сложившейся ситуации, через её рисование или проигрывание. Эффективность данной методики определяется частотой ее проведения: чем чаще психолог совместно с ребёнком возвращается к ситуации, вызвавшей физическую травму, тем легче избавиться ребёнку от часто возникающих страхов и последствий физической травмы. Если такая работа проводится одномоментно, или же в отдаленном периоде, её эффективность снижается. Это объясняется тем, что, в какой-то мере, ребёнок уже самостоятельно пережил ту или иную травмирующую ситуацию. Картина такого рода переживаний приводит к тому, что наш ребёнок замыкается в себе и, порой, воздействие психолога на эмоциональное состояние ребёнка не приносит желаемых результатов. Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции. Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи.  Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом произшедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется Особенностями восприятия маленьких детей. Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации,  а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. Так, ребёнку значимые взрослые начинают приписывать особенности и черты характера, которыми он не обладал до приобретения физической травмы, и не обладает после её возникновения. При этом проблемы, возникшие у ребёнка тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает огромный неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёноук не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведение взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем. Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но, в связи с особой привязанностью к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери - стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна.Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы всё ещё не обращаются за помощью к психологу.  Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму их ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствии этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание.  И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать. Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму сводятся к следующему. Если в Вашей семье произошёл несчастный случай или вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.), то помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи.