email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Одна из целей развития мирового сообщества состоит в сохранении и укреплении физического, социального и духовного здоровья людей.

Однако на рубеже тысячелетий человечество встретилось с проблемами глобального масштаба: экологическими, экономическими, социальными, нравственными. По

данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире в настоящее время насчитывается 40 миллионов незрячих. В России год от года растет число незрячих

и слабовидящих граждан. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей.

Осуществляя всестороннее воздействие на сильные и слабые стороны психики человека с дефектом зрения, тифлопедагогу необходимо знать, что зависимость незрячего человека от окружающей среды, других людей чрезвычайно велика. Даже, частичная компенсация этой зависимости существенно облегчает

ему жизнь. Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека.

Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных

психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса, социальное одиночество, социофобия и так

далее).Всё это убедительно указывает на наличие трудостей в сфере бытовой адаптации незрячих и слабовидящих, а также на необходимость оказания педагогической помощи в освоении необходимых приёмов и навыков бытового самообслуживания. Именно всестороннее воздействие тифлопедагога на сильные и слабые стороны психики человека будет являться пусковым механизмом освоения незрячими и слабовидящими тех или иных приёмов и навыков самостоятельной жизни без зрения.

Однако существующая в настоящее время в России система бытовой адаптации незрячих не способна эффективно

помочь реально нуждающимся лицам с ограниченными возможностями зрения. Важнейшим условием успешной бытовой адаптации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Бытовая адаптация позволяет инвалидам использовать

свой потенциал не только для личностной реализации, но и для блага своего ближайшего окружения.

Бытовая адаптация незрячих и слабовидящих – это процесс приспособления их к сложившейся жизненной ситуации, а также к новым условиям жизни. Бытовая адаптация незрячих – процесс достаточно тонкий и многогранный. Его сущность заключается в том, что сам процесс приспособления к условиям жизни у незрячих напрямую связан с особенностями зрительного дефекта, а также с временем приобретения зрительной патологии. Так, в случае врождённой слепоты или слабовиденья, бытовая адаптация характеризуется наличием у человека системы определённых жизненных представлений, характеризующихся представлениями о себе в процессе бытового самообслуживания, а также представлениями о выполнении того или иного действия (приготовление пищи, уборка квартиры). Наличие данной системы связано с тем, что в школах для слепых, слабовидящих, хотя и минимально, но всё же проводятся мероприятия по формированию образа себя у незрячих, выполняющих те или иные бытовые операции и действия. В такой ситуации, попадая в Центр Реабилитации Слепых, люди с врождённым зрительным дефектом находятся в более привелегированном положении, по сравнению с лицами, утратившими зрение в зрелом возрасте. В связи с минимизацией бытовых мероприятий, проводимых в школе для слепых, слабовидящих, имеющиеся навыки и приёмы бытового самообслуживания у незрячих с рождения людей развиты, но требуют своевременной корректировки тифлопедагогом, так как на многие аспекты в школе просто не обращается внимания в силу отсутствия индивидуального подхода к незрячим с рождения.

В такой ситуации, тифлопедагог в процессе проведения уроков по домоводству и бытовому самообслуживанию является лишь помощником и, своего рода, наставником в овладении незрячими людьми с рождения богажа знаний, необходимых им для полноценного бытового самообслуживания. В такой ситуации работа с незрячим имеет двоякий план. С одной стороны, сам инвалид по зрению уже владеет приёмами восприятия предлагаемой для усвоения информации (способы ощупывания тех или иных круп, восприятия явлений на слух и так далее), с другой – совместное взаимодействие с тифлопедагогом на уроках домоводства и бытового самообслуживания помогает незрячим и слабовидящим людям самостоятельно применять на практике полученные знания, что облегчает работу тифлопедагога с ними.

У лиц, имеющих приобретённый дефект зрения непосредственно в зрелом возрасте, наблюдается иная картина. Потеря зрения оказывает неизгладимое влияние на процессы поведенческих психических реакций и приводит к перестройки всей системы психического самочувствия человека. Данная перестройка является негативным моментом, препятствующим бытовой адаптации лиц с приобретённым зрительным дефектом в сфере самообслуживания.

Навыки бытового самообслуживания, которые сформировались у человека ещё в детстве, распадаются, что связано с особенностями влияния дефекта зрения на психику в целом. Утративший зрение человек становится более уязвимым и теряет чувство самостоятельности в быту. То, что казалось ранее выполнимым и над чем человек просто не задумывался (как заварить чай, постирать свои вещи), после возникновения зрительной патологии становится трудно выполнимым. В такой ситуации многое зависит от членов семьи и ближайшего окружения. В случае привлечения незрячего человека к бытовому самообслуживанию, данные особенности несколько невилируются, что существенно облегчает работу тифлопедагога с такими людьми. Если же человек, потерявший зрение, просто сидит в уголке, ему всё подносится и подаётся, а он при этом является лишь потребителем, в конечном итоге, у него постепенно формируется иждевенческая установка на дефект. Она характеризуется тем, что незрячий человек приходит к убеждению в том, что он самый несчастный, что вот он утратил зрение и является, своего рода, страдальцем, а в такой ситуации он ничего не может изменить. При этом, в сознании человека формируется убеждение в том, что он не просто не желает менять ситуацию в лучшую сторону, а просто у него нет на это никаких физических сил.

Таким образом, попадая в Центр Реабилитации Слепых, данная категория реабилитантов демонстрирует различные стратегии поведения на уроках домоводства и бытового саообслуживания: от полного непринятия предлагаемой для усвоения информации до пассивного участия при выполнении заданий педагога. Полностью искоренить иждевенческую установку на дефект практически невозможно, так как люди, ослепшие в зрелом возрасте, попадают в Центр Реабилитации Слепых в разное время, что напрямую связано со стажем слепоты, а также со стадией адаптации к дефекту зрения. В связи с наличием подобной ситуации, необходимо остановиться на изучении процесса бытовой адаптации незрячих.

В тифлопсихологии и тифлопедагогике существует много работ, посувящённых адаптации незрячих в обществе. Анализ этих трудов, их систематизация

позволяют оценить общие подходы к проблемам инвалидности как социального явления, убедиться в существовании самой потребности в обновлении системы реабилитации.

В исследовании инвалидности как социального явления большое значение имеют представления о социальной норме, которые сформировались, в частности, в трудах

М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана. Применительно к адаптации в сфере бытового самообслуживания лиц со зрительной патологией внимания заслуживают исследования

социализации, проблем субъектности в социальном процессе (Ч. Кули, Дж. Г. Мид и др.). Их теоретические представления в настоящее время трансформировались

в концепцию социализационной нормы, что добавило новый социальный смысл в функции воспитания и самовоспитания личности, в оценку процессов адаптации в сфере бытового самообслуживания человекка,

освоения индивидом присущих его возрасту и физическому состоянию тех или иных навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе ,(А.И. Ковалева, B.А. Луков, Т. Жулковска, М.Н. Реут). Для осмысления проблемы бытовой адаптации и лиц с ограниченными возможностями важное значение имеют работы, признающие комплексный характер данных социальных процессов. Значительный вклад в раскрытие этих проблем внесли ученые, стоявшие у истоков формирования науки о слепых, в частности, В.И. Жуков, Н.А. Волгин, Г.И. Осадчая, П.Д. Павленок, A.M. Панов, Е.А. Сигида, Н.С. Слепцов, Е.И. Холостова и др.

Среди наиболее известных отечественных исследователей, которые разработали понятие социальной адаптации незрячих, необходимо отметитьC.С. Лебедеву, Л.Л. Шпак, А.Г. Литвака и др.

Исследованиями бытовой адаптации инвалидов с ограниченными возможностями зрения занимаются В. Раутен, М. Коксинен, Г.А. Гусев, П.С. Кузнецов, С.И.

Розум, О.Р. Веретина, И.А. Дворянчикова, Е.П. Карвялис, В.П. Гудонис и другие. Ценность их работ для исследования заключается в определении гармонизации

взаимодействия незрячего человека с окружающим социумом, в выделении типов установок инвалидов по зрению по отношению к нормально видящим людям: выборе

незрячим человеком стратегий конфликтного и неконфликтного взаимодействия с его окружением, концепции «независимой жизни».

Проблему жизненных

трудностей незрячих рассматривали российские и зарубежные исследователи: П. Харрис, К. Браун, A.JI. Александрова, Р. Лазарус, Ф.Е. Василюк, Дж. Якобсон

и др.