email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

Цель - формирование в сознании педагогов образа успешного человека в рабочей деятельности.

Задачи:

  1. Формирование положительной установки у педагогов на проработку проблемной ситуации;
  2. Раскрытие сущности понимания педагогами ситуации успеха в рабочей деятельности;
  3. Создание всестороннего психологического содействия на формирование необходимости повышения собственной успешности у педагогов образовательной организации.

Оборудование: ручки, листы бумаги.

Ход работы.

Разминка.

  1. Приветствие. Директор. Здравствуйте, Уважаемые коллегиЁ! Психолог. Здравствуйте, коллеги! Директор. Мы с Юлией Евгеньевной очень рады видеть Вас сегодня. Это наш первый семинар по повышению психолого-педагогической компетентности в этом учебном году. Проходит он у нас в нетрадиционной форме: проводим его мы совместно с психологом, и это вполне объяснимо. Такое диадное парное ведение семинара поможет нам с разных сторон изучить суть проблемы, которую нам предстоит проработать с Вами.

Психолог. А тема нашего занятия сегодня звучит так: «Формирование успеха в рабочей ситуации». Тема не является новой, но она является актуальной для нас, как для полноценного рабочего коллектива в настоящий момент. Вы, наверное, спросите меня, а почему же именно сейчас? Я Вам отвечу. В этом учебном году наш педагогический коллектив, как целостный единый оргнанизм, переживает массу различных изменений. Прежде всего, в коллективе возникли инновации, в связи с изменениями в руководящем административном его звене, что для самого педагогического коллектива может стать стрессогенным фактором, препятствующим формированию чувства собственной успешности, как таковой, в рабочей ситуации. Помимо этого основные изменения коснулись непосредственного педагогического состава нашего единого рабочего коллектива. Это связано с тем, что на начало этого учебного года мы столкнулись с проблемой реорганизации коллектива: одни наши коллеги по своим собственным причинам покинули нас, а другие ещё только находятся на стадии адаптации к условиям выполнения своих повседневных рабочих обязанностей в школе. Казалось бы, что здесь сложного, ведь мы для того и учились в Вузах, чтобы потом работать в школе! Однако, это далеко не так. Коллектив – это живой организм, который чувствует  все изменения, происходящие в нём. Эти изменения и могут стать нашей основной проблемой, связанной с ощущением беспомощности, своей собственной бесполезности, неуспешности в своей повседневной рабочей деятельности. Вы со мной согласны? (ответы аудитории). Вот поэтому сегодня мы с Вами и будем стараться создать необходимые предпосылки для повышения нашей собственной успешности в рабочей ситуации. Я скажу Вам одну простую и понятную мне вещь: никакие изменения в руководящем составе коллектива, или в его непосредственных звеньях не могут стать причиной снижения эффективности его деятельности, если сами работники коллектива не будут прилоагать свои собственные усилия для того, чтобы не смотря на сложившуюсянештатнуюрабочую ситуацию, не утратить чувства своей собственной важности, нужности, успешности в рабочей деятельности . Вы со мной согласны (ответы педагогов).

  1. Приветствие. Директор. Так как мы с Вами в некотором роде изменились в плане состава нашего коллектива, возраста педагогов, то я могу сделать предположение о том, что мы с Вами все в какой-то мере успешные. Мы начинаем наш каждый новый день с положительного настроя на выполнение своих повседневных рабочих обязанностей и пытаемся дарить друг другу приятные моменты от общения друг с другом. Не всегда это получается только в приятной форме, и это реальность любого коллектива. Однако, сегодня давайте мы с Вами поприветствуем друг друга в нетрадиционной форме и подарим частичку себя. Упражнение №Комплимент по кругу». Цель – Формирование положительного психоэмоционального настроя на работу в группе. Психошлог. Вот сейчас я предлагаю Вам по кругу поприветствовать друг друга нетрадиционным способом. Какой это будет способ, решать Вам. Не бойтесь проявлять свою фантазию и выражать свои мысли по отношению друг к другу. Давайте поприветствуем соседа слева и подарим ему комплимент, который по Вашему мнению в настоящее время он заслуживает и который принесёт ему массу положительных эмоций. Готовы? Начали (идёт приветствие по кругу). Обсуждение. Директор. Как Вы себя чувствуете? С какими трудными ситуациями Вы столкнулись при выполнении упражнения?
  2. Упражнение «Мои ожидания». Цель – выявление настроения, психологического состояния и степени комфортности каждого отдельного работника педагогического коллектива. Директор. Пытаясь адаптироваться к условиям работы в данном коллективе, все мы изначально имеем свои первичные ожидания, с которыми приходим на работу именно в данный коллектив, а потом уже на основании первичных формируем вторичные ожидания – те ожидания, которые определяют и наше поведение, и возможность формирования нашей успешности. Давайте же без стеснения мы и поделимся с Вами своими ожиданиями, скажем о том, а чего мы ждём от нашего коллектива, от отдельных его членов, возможно, а потом скажем и о том, а что мы сами можем сделать для того, чтобы мы, как единый дружный коллектив могли бы быть успешными в своей деятельности. Вы готовы? Начали! (происходит обмен положительными и отрицательными мнениями). Обсуждение. Психолог. Как Вы себя чувствуете? Трудно ли быловысказать свои ожидания в слух? Что даёт данное упражнение лично для каждого из Вас? Иногда в жизни возникают ситуации, когда все мы находимся на грани жизненного выбора. В такой ситуации нам надо принимать самостоятельные осознаваемые нами решения и не бояться выражать своё мнение и отношение к ситуации не только про себя в диалоге с самим собой, но и в слух, для всех тех, кто нас видит, слышит, понимает и принимает такими, какие мы есть на самом деле. Данное упражнение формирует именно это умение: умение слушать, слышать, анализировать информацию и использовать её для повышения своей собственной успешности в рабочей деятельности. (при обсуждении второй ведущий помечает на листе бумаге положительные и отрицательные ожидания коллег. После семинара этот аспект обсуждается).

Основная часть.

  1. Групповая дискуссия по теме: «Что такое успех». Психолог. А вот теперь давайте поговорим о том, а что же такое успех вообще и успех в рабочей деятельности. В своей практической деятельности мне очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда одни люди, являясь успешными в деятельности, просто не видят своих собственных успехов. Почему так происходит? Всё очень просто! Они просто ориентированы не на себя, а на достижения других. В такой ситуации им кажется, что другому лучше живётся, что к нему более лояльно относится руководство, а потому он более успешен. Только поэтому свой собственный успех меркнет в глазах человека. Давайте же поговорим, а что такое успех в работе, как можно его достигать, может быть, поделимся какими-то своими жизненными способами или приёмами. Не стесняйтесь, ведь всё то, о чем Вы скажете, останется в стенах данного кабинета (дискуссия по заданной теме). Обсуждение. Дтиректор. Как мы видим, успех – это состояние нашей души. Если мы сами к себе относимся положительно и имеем внутреннюю гармонию с собой, то и все наши горести и радости в работе не будут иметь отрицательного эмоционального компонента. Это поможет нам всегда чувствовать себя успешными.
  2. Упражнение «Выбери партнёра». Цель – Формирование микрогрупп в педагогическом коллективе. Упражнение имеет диагностическую направленность и позволяет невербально отследить степень комфортности каждого педагога в коллективе. Психолог. Наш успех определяет и наше социальное окружение, в котором мы находимся. Именно наше социальное окружение, взаимоотношения с коллегами и помогают нам ощущать эмоциональный комфоррт даже уже от того, что мы работаем в данном коллективе. В такой ситуации у человека никогда не возникнет желания уйти из данной организации и пытаться найти себя где-то в другой. Проблема может оказаться глубоко внутри, а человек так и не поняв своей проблемы, будет мктаться, менять коллектив за коллективом, организацию за организацию и думать о том, что все вокруг плохие и недостойные его присутствия. Вот сейчас давайте поиграем в такую игру психологическую. Выйдите ко мне пять самых смелых человек (второй ведущий фотографирует или фиксирует на листе бумаге, после семинара всё это обсуждается). Психолог. Молодцы! Это наши самые смелые, ловкие и умелые. Но теперь нашим смельчакам нужно набрать себе группки, в которых им было бы комфортно! Каждый из Вас позовите к себе ещё по одному человеку (игра продолжается до тех пор, пока не набраны микрогруппки по 3-4 человека). Психолог. А теперь вот в таком новом составе давайте сядем за столы (ведущий ведёт свою группку к себе поближе. Поллучается, что все сидят не на своих местах).

Директор. Вот видите, какие Вы у меня молодцы! Вы можете принимать самостоятельные решения и делать свой осознанный жизненный выбор, который поможет Вам и в рабочей ситуации стать более успешным педагогом (фотографируется момент формирования микрогруппок, потом это обсуждается с психологом).

  1. Упражнение «Ценность моего успеха». Цель – формирование образа себя в контексте успеха и неудач. Психолог. Успех в работе у каждого из нас формируется при взаимодействии положительных и отрицательных событий: успехов и неудач. Без этого невозможно формирование нашей личностной направленности и нашего отношения к самим себе. Сейчас Наталья Ивановна раздаст нам листочки и ручки. Давайте мы запишем на листочках по 6 своих личностных качеств или ценностных приоритетов – всё то, что помогает нам быть успешным в рабочей деятельности (пишут). А теперь представим ситуацию, что мы росли и развивались, но пришла беда и достижение одной из ценностей стало просто невозможным. Вычеркните, пожалуйста из своего списка одну ценность (вычеркиваем). Психолог. А мы живём далльше! Что-то делаем, к чему-то стремимся. Но вот опять пришла беда и стало невозможным достижение ещё одной ценности, связанной с нашим успехом. Вычеркните, пожалуйста из своих листочков ещё по одной ценности (вычеркиваем). И хоть не легко нам было смириться с ситуацией, но мы работали и развивались и всё зависело только от нас самих. А теперь представим ситуацию, что мвозникла отрицательнкая ситуация, когда мы ничего не можем изменить. Эта ситуация сама за нас делает свой выбор. Сейчас моя коллега, как олицитворение этой ситуации пройдёт и вычеркнет сама ту ценность, которая ей понравится, у каждого из Вас (второй ведущий вычёркивает ценности).

Психолог. А теперь посмотрите, что у нс было и с чем мы остались. При такой ситуации можно ли быть успешным в работе? А что нужно изменить, чтобы сама ситуация была нам более понятной? Своё отношение к происходящему. Давайте проанализируем саму ситуацию утраты ценностей. Когда мы сами два раза вычеркнули у себя по ценности, что возникало у нас в осознании ситуации? (ответы педагогов). Психолог. Сама ситуация зависела от нас самих и нам было проще её принять, так как мы рассчитывали сами на свои силы. А вот когда за нас вдруг в жизни принимаются решения и они не зависят от нас, нам становится больно и неприятно. В такой ситуации мы начинаем обвинять и себя, и всех вокруг себя и бежим по жизни, сами не представляя, куда и зачем. Как думаете, кому мы нужны в таком достаточно растрёпанном состоянии? Кто нам поможет, если не мы сами? (ответиы педагогов). Директор. А вот теперь представим ситуацию, что за чёрной полосой пришла белая и стало возможным повышение нашей успешности в работе. Из вычеркнутых ценностей отметьте одну, которая будет Вам помогать достигать успех в работе (подчеркнули). Однако, жизнь не стоит на месте! Всё течёт и всё меняется. Появилась возможность использования и другой ценности. Подчеркните и её тоже сами! Психолог. А теперь давайте обсудим сложившуюся ситуацию. Вот скажите мне, пожалуйста, какие чувства Вы испытывали в ситуации, когда сами вычеркивали ценности (ответы педагогов). Данная ситуация определяется тем, то в определённые моменты мы можем сами контролировать свою успешность в работе. А теперь скажите, какие ощущения овладели Вами, когда Вы не могли изменить ситуацию и она просто плыла по течению и развивалась так, как ей хотелось (ответы педагогов). Директор. Всё правильно, в одних случаях мы можем контролировать свою успешность и влиять на неё, а в других ситуациях это нам не подвластно. Нам лишь приходится смириться с ситуацией, которая происходит, и отпустить саму ситуацию. Поверьте мне, что именно так и только при соблюдении этих условий ситуация вновь будет способствовать формированию Вашей успешности на работе.

Завершение занятия.

Подведение итогов работы. Психолог. вот мы сейчас посмотрели, что формирование успеха зависит не только от нас самих, но и от ситуаций, с которыми мы сталкиваемся. Иногда мы просто

не умеем интерпритировать эти ситуации правильно и считаем, что всё в жизни плохо и мы неуспешны в деятельности,хотя это далеко не так. Давайте мы с Вами сформулируем

  1. правила и способы достижения успеха. Сейчас мы будем говорить по одному правилу, а Наталья Ивановна будет записывать и у нас получится своеобразная презентация правил успешного педагога (формулировка правил успешности). Сейчас мы эти правила распечатаем и раздадим каждому из Вас. Мы желаем, чтобы успех не покидал горизонтов Вашего развития и всестороннего совершенствования в профессиональном и личностном плане.