email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

 

Криводонова Ю.Е. Петрова Н.А.
Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни учащися. В пятом классе для детей многое оказывается новым: меняется  сама социальная ситуация, в связи с переходом детей на новый возрастной этап психического и личностного развития. Так, ребёнок начинает осознавать себя подростком, что приводит к формированию новых ценностных приоритетов и представлений о себе, как о школьнике среднего звена. Основным моментом адаптации к новой школьной ситуации является переход к получению знаний у учителей-предметников, что не наблюдалось на этапе обучения в начальных классах. Переход в среднее звено обучения характеризуется и добавлением новых предметов и форм обучения, а иногда и появление новых одноклассников, пришедшим в данный конкретный класс из других школ.
Все выше описанные факторы становления и развития личности подростка на стадии перехода в среднее звено обучения оказывают влияние на его врастание в новую социальную ситуацию. Многое в данном аспекте зависит от слаженной работы классного руководителя совместно с психологом. От их комплексного воздействия на сильные и слабые стороны развития психики пятиклассников зависит многое в плане успешности адаптации обучающихся в среднем звене.

                Специалистам педагогам и психологам, оказывающим своевременную квалифицированную психолого-педагогическую помощь детям на стадии их адаптации в пятом классе, необходимо обращать внимание на особенности врастания школьника в новую социальную среду, ведь ни для кого не секрет, что наши пятиклассники испытывают значительные трудности. Так, на первых порах они имеют повышенный уровень школьной тревожности и разного рода немотивированные страхи. К числу основных относится боязнь ответов как стоя за партой, так и у доски, боязнь сделать что-то не то или не так, получить плохую отметку.

             Не менее сложной проблемой, препятствующей адаптации в среднем звене обучения, является проблема установления контактов со сверстниками. От её грамотного решения зависит многое, так как основной деятельностью подростков является общение – установление социальных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе общения у детей формируются различные ролевые и статусные позиции (лидер, предпочитаемый, отверженный и т.д.), используя которые, наши подростки могут вступать в определенные группы, устанавливать дружеские отношения.
              Наличие указанных тенденций, серьезность данной проблемы, а также выход статьи М. Битяновой о психолого – педагогическом сопровождении школьников на этапе перехода из начального звена в среднее[5], подтолкнули нас серьезно отнестись к этой проблеме и начать работу в данном направлении. В настоящее время проблема оказания совместной комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся в процессе их адаптации к школьной ситуации является одной из важных и приоритетных. От её решения зависит становление и развитие психики и личности пятиклассников: повышается успеваемость школьников, снижается тревожность и утомляемость, формируется мотивационная готовность к обучению в школе.
             Проблема формирования навыков коммуникативного взаимодействия пятиклассников на этапе их адаптации является одной из основных. В своей повседневной работе мы столкнулись с ситуацией, характеризующей отсутствие на момент перехода обучающихся в пятый класс достаточно сформированного психологического климата в коллективе, который проявляется недостаточным развитием сплочения классного коллектива. За время нашей совместной работы, появились определенные результаты и наработки, которыми хотелось бы поделиться.

Цель работы: Психолого-педагогическая поддержка в период адаптации в новой социально-педагогической среде и оказание помощи учащимся, не приспособившимся к этой ситуации.

Задачи:
1. создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований);
2. установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса,( в том числе с учителями);
3. повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию.
           Очевидно, реализация поставленных психолого-педагогических задач работы с пятиклассниками возможна лишь при наличии квалифицированной  совместной работы педагогов, психологов и Администрации школы. Именно совместная работа позволяет наметить основные пути становления и развития формирующейся личности.
Важнейшую роль в становлении и развитии личности каждого отдельного ученика и класса в целом играет наличие в классном коллективе групповой сплачонности. Поэтому, в своей повседневной деятельности мы используем  классные часы и занятия с элементами тренинга, направленные на формировании адекватного представления о себе в различных жизненных ситуациях, в том числе и в учебной деятельности.

            С этой целью нами был проведён классный час по теме: «Поговорим о дружбе». Целевая аудитория – обучающиеся 5 «Г» класса МБОУ «СОШ №40» имени Вячеслава Токарева города Бийска Алтайского Края.
Цель: « Формирование навыков коммуникативного внутригруппового взаимодействия».

Задачи:

1.Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;

2.

3. Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

Ожидаемые результаты: в процессе проводимой работы мы планировали облегчить процесс врастания пятиклассников в социальную среду, а также сформировать представление у каждого ребенка о себе в классном коллективе.
Дополнительные материалы
: цветок, выполненный из бумаги, ватманы, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Доверие к классу. Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.

Психолог:  Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза.

Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять). Обсудить можно следующие моменты: что нравится в классе, какие есть трудности, что бы хотелось изменить.

2. Ты мне нравишься

Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: цветок, заранее заготовленный.

Психолог: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Никита, ты мне нравишься за  жизнерадостность, улыбку и доброту».

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." После этого Коля должен подумать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

            — Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
3. Упражнение «Необитаемый остров». Проводится в качестве основного в процессе проработки внутригрупповых проблем и имеет важное психологическое значение для каждого участника тренинговой группы. Психолог: представим такую ситуацию, что мы летели на большом и сильном самолёте, но внезапно он потерпел крушение. К счастью, мы остались живы, но случилось так, что мы попали на необитаемый остров.. Выбраться с острова невозможно при помощи денег или каких-то вещей. Это можно сделать только, подарив аборигенам какое-то своё доброе качество. Давайте попробуем это сделать. Например, я говорю: За свою свободу я поделюсь с Вами частичкой своей жизнерадостности. Далее по кругу называются те или иные качества, которые детям не жалко отдавать аборигенам. Учитель же фиксирует на листе бумаге именно те качества, которые дети называют.
В дальнейшем при обсуждении моделируется своеобразный портрет доброй и единой дружной команды, способной выжить в любых экстремальных ситуациях. При обсуждении внимание обращается на трудности, возникающие в ходе выполнения данного упражнения.
Нарисуй дом

Данное упражнение проводится в группах. В нашем случае  целесообразно выделить 4 группы, члены которой выбираются  с помощью жеребьевки (необходимо тянуть разноцветные карточки из коробки). Каждой группе соответствует свой цвет.

Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

 Психолог: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание.  На ваших столах  в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.

Каждому члену команды дается задание. Например: одному –нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.

После выполнения провести обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. 

В качестве итога урока стоит обсудить все упражнения. Спросить, какое было самым сложным и самым легким. Почему? Для чего были проведены все упражнения.
Ребята, я очень рада тому, что у нас прошёл такой интересный урок! Мне очень понравилось работать с Вами. Вы очень умные и хорошие, а главное, что Вы умеете чувствовать друг друга и готовы к преодолению различных трудностей в жизни. Я думаю, это не последний наш урок, ведь так? Нам бы очень хотелось, чтобы Вы приходили к Нам и индивидуально со своими какими-то проблемами и трудными ситуациями, когда Вам необходим совет мудрого человека, готового Вас выслушать и помочь.
 

           Таким образом, анализ проведённой нами совместной психолого-педагогической работы по формированию внутреннего психологического климата в классном коллективе позволяет сделать следующие выводы:
1. Обучающиеся более уверенно почувствовали себя на момент окончания классного часа. Они смогли представить себя как частичку классного коллектива и осознать свои возможности, которые помогут им в дальнейшем успешно адаптироваться к новой школьной ситуации;
2. Обучающиеся 5 «Г» класса стали более чуткими по отношению к другим людям.
3. Продолжилось формирование дружеских привязанностей, симпатий не только к определённому человеку, но и к той или иной группе, в которой ребёнку комфортно общаться.

             Таким образом, именно совместная слаженная психолого-педагогическая помощь подросткам, находящимся на стадии адаптации к новой школьной ситуации, является основным базисным моментом формирования зрелой и самостоятельной личности. Это помогает подросткам находить оптимальные способы решения в проблемных ситуациях, возникающих не только в период школьного обучения, но и во взрослом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр «Академия», Раритет. — 2001. — 704 с.

. Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2004.-378с.
5. Битянова Марина | Психолого-педагогическое сопровождение школьников | Журнал «Школьный психолог» № 33/2001.
6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 2007.-358с.
7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение, 2005.-357с.