Криводонова Ю.Е.
педагог-психолог МБОУ «СОШ №40» им. В. Токарева г. Бийска,
Россия, г. Бийск
В статье раскрываются основные механизмы формирования дезадаптивного поведения первоклассников, обусловленные наличием своего индивидуального психического склада и формирования личностных особенностей. Психологом даны рекомендации для педагогов, способствующие снятию у обучающихся дезадаптивных форм поведенческих проявлений.
Актуальность.
Сохранение психологического здоровья обучающихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. С поступлением ребёнка в школу, изменяется вся его жизнь: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед первоклассниками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми, что негативно сказывается на адаптации к школьной ситуации.
Адаптация (в переводе с латинского - приглаживание, приспособление) - это характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и психолога общеобразовательной школы способствует процессу адаптации первоклассников к школьной учебной ситуации.
С целью преодоления дезадаптации первоклассников к обучению в школе, педагогам необходимо применять в своей работе следующие рекомендации:
- Обратить внимание на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего характера по выявленным проблемам.
- Использовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы с учениками.
- Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы первоклассников, повышающие мотивацию к учебному процессу.
- Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через систему внеклассных и внеурочных мероприятий (проведение классных часов, занятий по внеурочной деятельности).
- Учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся, имеющих хронические заболевания, особенно сердечно-сосудистой и нервной системы.
- Применять методики, развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
- Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное отношение к учению.
- Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика.
- Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.
- Детей, имеющих высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.
Таким образом, говоря о важности проведения разноплановых педагогических мероприятий, направленных на снижение дезадаптации первоклассников в школьной ситуации, можно сделать следующие выводы:
- Школьная дезадаптация является результирующей взаимодействия всех (педагогических, психологических и физиологических) причин. Каждая группа этих причин может давать проявления в трех соответствующих аспектах: педагогическом, психологическом и физиологическом, что требует объединения усилий в плане предупреждения школьной дезадаптации педагога, школьного психолога и школьного врача.
- Причинно-следственная систематизация дает возможность охватить все главные аспекты школьной дезадаптации, четко распределить обязанности школьных специалистов, закрепить за ними «зоны ответственности», построить систему взаимодействия, взаимодополняемости и контроля за эффективностью профилактических и коррекционных мер.
- Реализация разработанного на основе причинно-следственной систематизации комплексного подхода к школьной дезадаптации позволяет предупреждать развитие школьной дезадаптации, при этом в наибольшей разработке нуждается аспект дидакто- и дидаскалогений.
- Осуществление программы комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации эффективно начинать на дошкольном этапе, что позволяет смягчить воздействие факторов риска и поддержать адаптационный процесс, на начальном этапе обучения.
- Эффективная реализация комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации возможна при условии равноправного участия, педагога, школьного психолога и школьного врача, расширения их функций по сравнению со стандартными, повышения их компетенции.
- В рамках последипломной подготовки должна существовать система обучения сотрудничеству специалистов, работающих в школе.
- Отсутствие на начальном этапе обучения поддерживающих мероприятий в плане предупреждения школьной дезадаптации у детей «группы риска» приводит к формированию симптомокомплекса подростковой дезадаптации (замкнутость, тревожность, фрустрированность) уже в младшем подростковом возрасте.
Список литературы
- Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. - 1996. - № 1. - С.147-169.
- Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность/Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М., 1990. - С. 257 - 268.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 197 6. - С. 272.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М. , 1990. - 367 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995. - 328 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бохан Т.Г. Ригидность как состояние у младших школьников и возможность ее психологической коррекции: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1996. - С.159.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология/Абрамова Г.С. М.: «Просвещение», 2000. - 624 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные/Венгер А.Л.// ст. журнала «Дефектология», № 2, 2001. - С. 89-96.
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НЕФТЯННИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Ларионова О.А.
аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Россия, г. Казань
В статье рассматривается прикладной характер иностранного языка в профессиональном образовании, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций. Отбор содержания, методов и средств, соответствующих принципу профессиональной целесообразности создает благоприятную среду для получения профессиональных знаний и формирования всевозможных компетенций.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, профессиональные компетенции, принцип профессиональной целесообразности, отбор методов и средств.
Развитие профессионального образования все больше обусловлено интеграцией науки и производства, что затронуло и языковую сторону образо-