email: info@raduga-psi.ru
skype: psiholog2010
+7(905)986-85-35

коррекционный психолог

Криводонова Ю.Е.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №40» им. В. Токарева г. Бийска,

Россия, г. Бийск

В статье раскрываются основные механизмы формирования дезадаптивного пове­дения первоклассников, обусловленные наличием своего индивидуального психического склада и формирования личностных особенностей. Психологом даны рекомендации для педагогов, способствующие снятию у обучающихся дезадаптивных форм поведенческих проявлений.

 

Актуальность.

Сохранение психологического здоровья обучающихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешно­сти модернизации народного образования. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в соци­ально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только но­вые условия жизни и деятельности человека, но и новые контакты, новые от­ношения, новые обязанности. С поступлением ребёнка в школу, изменяется вся его жизнь: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед первоклассниками целый ряд задач, не связанных непо­средственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллекту­альных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью (для де­тей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). При­способление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длитель­ный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем орга­низма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровы­ми, что негативно сказывается на адаптации к школьной ситуации.

Адаптация (в переводе с латинского - приглаживание, приспособле­ние) - это характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармо­нии с самим собой и окружающим миром.

Совместная целенаправленная, специально организованная деятель­ность педагогов и психолога общеобразовательной школы способствует про­цессу адаптации первоклассников к школьной учебной ситуации.

С целью преодоления дезадаптации первоклассников к обучению в школе, педагогам необходимо применять в своей работе следующие реко­мендации:

  1. Обратить внимание на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего ха­рактера по выявленным проблемам.
  2. Использовать индивидуальные карты психологического обследова­ния для составления плана индивидуальной работы с учениками.
  3. Использовать методы и приемы, развивающие познавательные про­цессы первоклассников, повышающие мотивацию к учебному процессу.
  4. Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через систему внеклассных и внеурочных мероприятий (проведение класс­ных часов, занятий по внеурочной деятельности).
  5. Учитывать индивидуально-психологические особенности обучаю­щихся, имеющих хронические заболевания, особенно сердечно-сосудистой и нервной системы.
  6. Применять методики, развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
  7. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмо­сфере в классе, формируя позитивное отношение к учению.
  8. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика.
  9. Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.
  10. Детей, имеющих высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.

Таким образом, говоря о важности проведения разноплановых педаго­гических мероприятий, направленных на снижение дезадаптации первоклас­сников в школьной ситуации, можно сделать следующие выводы:

  1. Школьная дезадаптация является результирующей взаимодействия всех (педагогических, психологических и физиологических) причин. Каждая группа этих причин может давать проявления в трех соответствующих ас­пектах: педагогическом, психологическом и физиологическом, что требует объединения усилий в плане предупреждения школьной дезадаптации педа­гога, школьного психолога и школьного врача.
  2. Причинно-следственная систематизация дает возможность охватить все главные аспекты школьной дезадаптации, четко распределить обязанно­сти школьных специалистов, закрепить за ними «зоны ответственности», по­строить систему взаимодействия, взаимодополняемости и контроля за эф­фективностью профилактических и коррекционных мер.
  3. Реализация разработанного на основе причинно-следственной систе­матизации комплексного подхода к школьной дезадаптации позволяет пре­дупреждать развитие школьной дезадаптации, при этом в наибольшей разра­ботке нуждается аспект дидакто- и дидаскалогений.
  4. Осуществление программы комплексного подхода к предупрежде­нию школьной дезадаптации эффективно начинать на дошкольном этапе, что позволяет смягчить воздействие факторов риска и поддержать адаптацион­ный процесс, на начальном этапе обучения.
  5. Эффективная реализация комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации возможна при условии равноправного участия, педа­гога, школьного психолога и школьного врача, расширения их функций по сравнению со стандартными, повышения их компетенции.
  6. В рамках последипломной подготовки должна существовать система обучения сотрудничеству специалистов, работающих в школе.
  7. Отсутствие на начальном этапе обучения поддерживающих меро­приятий в плане предупреждения школьной дезадаптации у детей «группы риска» приводит к формированию симптомокомплекса подростковой деза­даптации (замкнутость, тревожность, фрустрированность) уже в младшем подростковом возрасте.

Список литературы

  1. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. - 1996. - № 1. - С.147-169.
  2. Александровская Э.М., Пиатковская Ю. Структура личностных свойств у млад­ших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность/Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М., 1990. - С. 257 - 268.
  3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 197 6. - С. 272.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. М. , 1990. - 367 с.
  5. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995. - 328 с.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  7. Бохан Т.Г. Ригидность как состояние у младших школьников и возможность ее психологической коррекции: Дисс. канд. психол. наук. Томск, 1996. - С.159.
  8. Абрамова Г.С. Возрастная психология/Абрамова Г.С. М.: «Просвещение», 2000. - 624 с.
  9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьни­ков: проблемы умственного развития, общения, личностные/Венгер А.Л.// ст. журнала «Дефектология», № 2, 2001. - С. 89-96.

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ НЕФТЯННИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ларионова О.А.

аспирант кафедры инженерной педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

Россия, г. Казань

В статье рассматривается прикладной характер иностранного языка в профессиональном образовании, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций. Отбор содержания, методов и средств, соответствующих принципу профессиональной целесообразности создает благоприятную среду для получения профессиональных знаний и формирования всевозможных компетенций.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, профессиональные компетенции, прин­цип профессиональной целесообразности, отбор методов и средств.

Развитие профессионального образования все больше обусловлено ин­теграцией науки и производства, что затронуло и языковую сторону образо-